Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Апостол града Коломны. Епископ-мученик: между легендой и историей


Об авторе: Дмитрий Александрович Урушев - историк, член Союза журналистов России.

Первому мученику старообрядчества Павлу, епископу Коломенскому и Каширскому, можно сказать, не повезло. Его личность всегда оставалась в тени более знаменитых современников: царя Алексея Михайловича, Патриарха Никона и протопопа Аввакума.

Таков удел знаменитых людей – вокруг их имен нагромождают массу небылиц и фантазий. Павлу Коломенскому привелось быть героем совершенно невероятных старообрядческих легенд и произвольных исторических измышлений. Тем более досадно, что о епископе Павле известно немало бесспорных и достоверных сведений.

Будущий архиерей родился в Нижегородском краю в семье священника. Не известна точная дата его рождения, но можно предположить, что Павел был ровесником Патриарха Никона, то есть родился около 1605 года. По общепринятому мнению, впервые высказанному в 1930-х годах французским славистом Пьером Паскалем, Павел родился в селе Колычево на "горах", что на правом берегу Волги.

Паскаль полагал, что отец Павла обучал грамоте мордовского мальчика Никиту Минина из соседнего села Вельдеманово, будущего Патриарха Никона. В "Житии" Никона действительно рассказывается о том, что он ребенком был отдан "в научение грамоте Божественного писания" и, уйдя из "дому отца своего", некоторое время жил у учителя. Если это так и Никита действительно учился у священника из Колычева и жил в его доме, то можно предположить, что будущие иерархи Никон и Павел были друзьями детства.

С "гор" сын священника перебрался на другой берег Волги, в "леса". Он был принят в братию знаменитого Макарьево-Желтоводского монастыря, принял постриг и был наречен Павлом. Здесь он проходил строгое иноческое житие и затем, как опытный подвижник, получил почетное звание "старца".

Обитель была расположена на оживленном торговом пути. Издавна под ее стенами ежегодно устраивался многолюдный торг – знаменитая Макарьевская ярмарка. С 1627 года по царскому указу монастырь стал получать часть прибыли от ярмарки и благодаря этому разбогател. Всеми деньгами обители управлял казначей. В 1636 году казначеем Желтоводского монастыря стал монах Павел.

Летом 1651 года Павел был призван в Москву и возведен тогдашним русским Патриархом Иосифом в настоятели древнего Пафнутьево-Боровского монастыря. После смерти Иосифа в 1652 году церковный Собор избрал кандидатами на патриарший престол двенадцать "мужей духовных", среди которых упоминается и имя игумена Павла.

Но по воле царя Алексея Михайловича Патриархом стал новгородский митрополит Никон. А 17 ноября 1652 года Павел был рукоположен Никоном в епископы на кафедру подмосковного города Коломны, считавшуюся одной из старейших на Руси.

Когда в 1653 году в начале Великого поста Никон рассылал по храмам указ о введении новых богослужебных обрядов по современным греческим образцам, коломенский епископ принял сторону противников новшеств, протопопов Иоанна Неронова, Аввакума и Даниила. Таким образом, Павел оказался единственным русским архиереем, посмевшим выступить против всесильного Патриарха.

В 1654 году царь и Никон созвали в Москве Собор для того, чтобы осудить старые обряды и ввести новые. Только Павел Коломенский открыто высказывался на Соборе против церковной реформы. По свидетельству современников, он заявлял: "С того времени, как мы сделались христианами и получили правую веру по наследству от отцов и дедов благочестивых, мы держались этих обрядов и этой веры и теперь не согласны принять новую веру!"

Но слова епископа не были услышаны, и Собор постановил начать реформу русского богослужения по современным греческим книгам. Это решение подписали все архиереи. Патриарху с огромным трудом удалось уговорить Павла подписать соборное постановление. Но впоследствии епископ отказался от своей подписи.

Никон, раздраженный непокорностью архиерея, призвал его в свои палаты. Как гласит старообрядческое предание, Патриарх говорил епископу "лестные словеса", надеясь склонить Павла на свою сторону. Когда же это не удалось, Никон "рыкнул, яко лев зол, и начал бить немилостиво по ланитам преосвященного. И дотоле его бил, дондеже сам изнемог".

Потом Патриарх приказал слугам заковать епископа в цепи и отвести в темницу. Вскоре по единоличному решению Никона епископ был лишен сана и сослан с несколькими иноками-послушниками на Онежское озеро, в далекий Палеостровский монастырь. Здесь он мог пользоваться некоторой свободой. К Павлу со всей Руси стекались паломники, желающие получить благословение, совет или утешительное слово.

Легенда гласит, что изгнанный святитель с радостью принимал приходящих и наставлял их: "Стойте во благочестии и держитесь предания святых апостол и святых отец, а догматов новых, внесенных в Церковь от Никона и учеников его, не приемлите. Блюдите себя от творящих распри и раздоры, подражайте вере бывших святых архипастырей российских, а в учения странные и чуждые не прилагайтесь. Почитайте священника, без него не пребывайте! На покаяние приходите, посты сохраняйте, пьянственного пития удаляйтесь, Тела Христова не лишайтесь!"

По преданию, Павел провел в Палеостровском монастыре полтора года. Но поскольку его проповедническая деятельность стала известна в Москве, он в феврале–марте 1656 года был переведен в новгородский Хутынский монастырь под строгий надзор настоятеля Евфимия.

Находясь в этой обители, Павел был полностью лишен возможности общаться со старообрядцами. Патриарх приказал никого не пускать к епископу, а наиболее упорных в своем желании повидаться с опальным святителем велел хватать и бросать в темницу. Тогда епископ взял на себя великий подвиг юродства.

Внешние наблюдатели посчитали, что Павел "изумился", то есть помешался умом от перенесенных страданий, но это безумство было кажущимся. В условиях начавшихся гонений было намного легче проповедовать верность древнехристианским преданиям, прикрываясь "буйством проповеди", притворным безумием.

Хутынский настоятель и монастырская братия, считая Павла сумасшедшим, решили не отягощать себя надзором за "безумцем" и предоставили ему возможность бродить в окрестностях монастыря. Эту свободу епископ всецело употребил на проповедь среди окрестных жителей.

О том, что Павел по-прежнему проповедует верность "древлему благочестию" и учит народ держаться старых церковных обрядов, стало известно Никону, который решил погубить непокорного святителя. Старообрядческий писатель XVII века диакон Феодор так описывает мученичество епископа Павла: "Никон послал слуг своих туда, в новгородские пределы, где Павел странствовал. Они же там обрели его в пустом месте идуща и схватили его, яко волки кроткую овцу, и убили его до смерти и тело его сожгли огнем по Никонову велению..."

По общепринятому старообрядческому преданию, мученическая кончина епископа Павла произошла 3 апреля 1656 года на Страстной седмице в Великий Четверг.

Большой Московский Собор 1666 года, лишивший Никона патриаршего сана, поставил ему в вину расправу над епископом. "Да ты же, Никон, – говорится в соборном приговоре, – Коломенского епископа Павла без Собора, вопреки правилам, низверг и обругал, и сослал его в ссылку и там его мучил, и то тебе извержение вменится в убийство".

Епископ-мученик Павел стал одним из наиболее почитаемых святых в староверии. В истории "древлего благочестия" ему отводится особая, первенствующая роль, а его подвиг сравнивается со служением апостолов. В одной старообрядческой рукописи начала XIX века о святителе говорится так: "Павел – апостол града Коломны, за православие стоятель и к новой вере неприклонитель".

А в начале ХХ века редакция старообрядческого журнала "Церковь" так писала о значении этого человека в истории староверия: "Старообрядцы радуются, что за общее их святое дело принес себя в жертву смиренный и кроткий святитель. Восставая против Никона и его нелепых и безрассудных реформ, старообрядцы всегда имели пред собой, как знамя, подвиг этого священномученика. Дух Павла всегда пребывал с ними и руководил ими. А этот дух был апостольским и Христовым духом".

Дмитрий Урушев
"НГ-Религии"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования