Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВСЕРОССИЙСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОНГРЕСС": Материальные аппетиты хранителей "особой духовности"


Любое неправедное дело, любая деструктивная деятельность в государстве, неизбежно связана с разрушением его культурных основ. Масштабы таких разрушений могут быть разными - от топтания горе ремонтниками клумбы с цветами, чтобы подобраться к нужному месту и разворотить грунт над трубой, которую все равно не починят, до отхватывания крупными загребущими структурами лакомых кусков от остатков культурного наследия страны. В эпоху СССР этим делом "по крупному" занималось само государство, отнимая древние здания кремлей и монастырей у верующих и поселяя в них разного рода неподобающие организации - тюрьмы, склады, ремонтные мастерские. Но были, хотя и значительно реже, случаи, когда подобные "профильные объекты" доставались музейщикам или библиотекарям, чему и надо быть обязанным за сохранность памятников до наших дней.  

В постперестроечный период, когда стал актуален вопрос о возврате религиозным организациям - в основном, Русской Православной Церкви Московского Патриархата - зданий культового назначения, государство заменила церковь, по воле которой и определялась в большинстве случаев дальнейшая участь архитектурных памятников. Но, если поначалу церковь худо-бедно старалась держать марку и, принимая "на баланс" все культовые здания подряд, занималась их восстановлением, то со временем это ей, вероятно, надоело, да и аппетиты тучнеющей "самой традиционной конфессии" заметно выросли. Патриархии стали не нужны скромные храмы где-то в гуще народной, с которым требуется еще и возиться - то есть, вкладывать материальные средства в ремонт и эксплуатацию зданий, воспитывать грамотных священников, чтобы направлять на приходы и т.д., не имея от того ни дохода, ни "блезира". Поэтому, к концу 90-х годов проявилась и стала неуклонно укрепляться тенденция, согласно которой РПЦ начала серьезно претендовать на право собственности в отношении культурных памятников общероссийского и международного значения.  

Формально это не было бы ничем предосудительным. Ведь, практика использования по прямому назначению множества знаменитых соборов и монастырей широко распространена во всех цивилизованных странах. В конце концов, и Ватикан не был бы Ватиканом без Папы, кардиналов, знаменитых месс и молитв под открытым небом на площади св. Петра. Чего-то в таком роде и ожидали российские музеи и музейщики, коллеги которых постоянно работают в зарубежных монастырях и соборах, сохраняя памятники, проводя археологические, археографические и прочие научные изыскания. Но Россия тоже была бы не Россией, а Московская Патриархия - не Патриархией, если не наступили бы они на горло даже не начавшейся еще "песне" возрождения отечественной культуры. Потому что в нашем местном варианте, оптимальные условия для сохранности памятников не могут быть созданы, пока церковные чиновники не изгонят навсегда из объектов культурного наследия на расстояние пушечного выстрела разного рода искусствоведов, реставраторов и прочих музейных специалистов. В этом отношении, цели и манеры современных сановитых чиновников РПЦ мало чем отличаются от былых большевистских - главное захватить, чтоб "мое было", а там - для чего-нибудь сгодится. Отличие здесь от большевиков лишь в одном - в том, что РПЦ гораздо яснее видит цель, так как она не имеет ничего общего с фантазиями о коммунистическом фантоме. Эта цель материальна и конкретна, как кирпич. Обладание такого рода недвижимостью, означает и надежное вложение капитала, и гарантию поддержания олигархического статуса, что в определенных кругах заменяет общепринятое в обществе понятие авторитетности. 

В соответствии с этим, российское правительство и обсуждает сегодня вопрос о передаче Рязанского кремля и значительной части коллекция государственного (!) историко-архитектурного музея Рязанской епархии РПЦ. Что это должно значить в наших условиях в случае успеха, представить нетрудно: внесенный указом президента в Государственный свод особо ценных памятников федерации, Рязанский кремль превратится в вотчину самого мощного олигарха, который открыто стремится к тому, чтобы государственное устройство России стало клерикальным.

Церковная тенденция к прорыву по всем фронтам в последнее время заметна во многом. Негосударственная, в соответствии с законом, корпорация не имеет никакого отношения к светской власти и даже общественным институтам, у большинства коих вызывает серьезное неодобрение своей антиконституционной деятельностью. Но не скрывая уже, даже "ради приличия" своих амбиций в подавлении законных общественных институтов, "главная церковь" так же откровенно замахивается теперь и на сферы прямого влияния государства. Не слишком большое количество религиозно-общественных организаций, созданных при ее участии, активно поддерживает в обществе видимость тотальной солидарности народа с политикой РПЦ, что бы она ни предпринимала. Тем не менее, процесс клерикализации, хорошо заметный во всех сферах общественной, а теперь и государственной жизни страны, который серьезно беспокоит разные слои общественности, не вызывает, тем не менее, никаких адекватных реакций со стороны органов государственной власти. В плане захвата церковными структурами наиболее значимых объектов культурного значения, вероятно, Патриархии надо будет предъявить свои исключительные права на московский Кремль с немедленным изгнанием оттуда президента со всем его аппаратом, чтобы в головах у российского руководства вернулось на свои места нечто весьма необходимое. 

Аргументы противников передачи в полное распоряжение РПЦ крупнейших памятников культурного наследия строятся, в основном, на том, что церковь, не склонная тратить собственные средства на поддержание памятников в должном состоянии, будет требовать для этой цели деньги из федерального бюджета, что в общем-то тоже незаконно. Они констатируют, что церковь, отбирая музеи у их квалифицированных хранителей, не располагает собственной базой специалистов, не имеет опыта и не ведет никакой научной деятельности в этом направлении. Искусствоведы и историки убеждены, что кустарное обслуживание древних памятников, проводящееся на основании произвольных решений церковной администрации и "научные" исследования, которые проводятся профанами в науке с "православной точки зрения", с гарантией приведут значительную часть культурного наследия нашего народа к гибели. 

Все это, будучи абсолютно справедливым, никак не исчерпывает всех перспектив, сулящих стране окончательное уничтожение едва появившихся зачатков общекультурного возрождения в том случае, если церковный идеологический институт, вошедший в негласный альянс с властью, подомнет под себя не только распоряжение культурным наследием, но и все остальные сферы светской общественной и государственной компетенции. 

В середине февраля президент Путин издал указ, в котором объявил текущий 2006 год "Годом гуманитарных наук, культуры и образования". Но раскатавшим, было, губы авторитетным ученым, преподавателям и искусствоведам надо было не радоваться преждевременно, а прислушаться к недавно сформулированной народной примете: когда депутаты, премьер или Путин официально заявляют, что какого-либо безобразия допущено не будет, жди беды - именно это и случится.  

Судя по тому, как начинается "профильный" 2006 год, приходится признать, что упомянутая невеселая острота не только справедлива, но и вполне пригодилось бы политаналитикам при составлении ими разного рода прогнозов. 

Правящий архиерей Рязанской епархии архиепископ Павел (Пономарев), заявляет, что выполнит любые решения властей, касающиеся древнего рязанского Кремля, но все равно убежден, что передача его РПЦ - проблема времени и, если этого не случится на сей раз, "значит, мы ещё не созрели". Трудно сказать, что содержится в словах архиерея - горькая ирония все понимающего, но бессильного в данной ситуации человека или самоуверенность современного церковного чиновника РПЦ, напрочь не признающего "пережитков устаревшей морали". Ясно одно: новые государственные олигархи, испуганные возможностью развития событий в России не так, как им хотелось бы, спешат максимально укомплектоваться и активизируются в стяжании всевозможных материальных ценностей и поднятии статуса своей особой общественной значимости. Явление это хорошо знакомое. В частности, и по тому признаку, что ключевые посты в структурах исполнительной власти нынешнего государства до сих пор уверенно занимают те персонажи, которые представляли реальную власть и в советское время.

Михаил Ситников,
01.04.2006 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования