Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ТЕЛЕГРАФ": Перетягивание Святого Петра. За церковь в Старой Риге развернулось настоящее сражение


Рабочая группа Министерства юстиции, которой было поручено разработать законопроект о правовом статусе церкви Св. Петра, предпочла занять нейтральную позицию. И переложила бремя ответственности на правительство.

Рабочая группа умыла руки

В минувшую пятницу рабочая группа, анализировавшая не только правовые аспекты, но и мнения, прозвучавшие в ходе широкого общественного обсуждения, должна была сообщить о своем решении. А именно: у кого есть право стать законным собственником церкви — у Латвийской евангелическо-лютеранской церкви, Рижской думы или государства. Однако развязки не произошло.

Как сообщила пресс-секретарь Минюста Яна Саулите, рабочая группа под руководством госсекретаря Мартиньша Бичевскиса не может назвать владельца церкви Св. Петра, так как в распоряжении министерства нет документов, которые подтверждали бы права той или иной стороны на эту собственность. Поэтому решили ограничиться информационным докладом, в который включены исторические данные о церкви и мнения заинтересованных сторон. Предполагается, что доклад озвучат на ближайшем заседании правительства. После того как Кабинет министров примет решение, рабочая группа в сжатые сроки обязуется подготовить законопроект, в котором будет определен юридический собственник.

"Священники" агитируют паству

Страсти по Петру меж тем кипят нешуточные. Против передачи церкви в собственность лютеранской общины выступают интеллигенция, депутаты Рижской думы и директор Музея церкви Св. Петра Марианна Озолиня. За передачу ратуют члены правительства и депутаты Сейма от Народной партии и Латвийской первой партии (ЛПП).

Последняя, по словам г-жи Озолини, развернула активную деятельность в церквях: священники и пасторы агитируют прихожан подписываться, и уже собрано около 4 тыс. подписей за передачу церкви лютеранам. Такую напористость Озолиня объясняет желанием лютеранской общины получить в собственность не сам храм, а очень дорогую землю и совершенно бесценный, уникальный объект в Старой Риге.

"Церковь Петра — это символ города, а символ не может принадлежать представителям какой-то одной регилиозной конфессии. Он должен принадлежать всем горожанам", — уверена Марианна Озолиня. Нынешнюю модель управления и работы церкви она считает самой удачной. "Мы успешно реализуем культурную, туристическую и последние 15 лет религиозную функции. Мы давно работаем по принципу самоокупаемости и не берем деньги у города. При этом в церкви проходят бесплатные выставки, концерты, а по воскресеньям — богослужения", — подчеркивает директор музея.

"Язычники в храме"

Ей оппонирует руководитель парламентской фракции ЛПП Янис Шмитс. "Разговоры о том, что лютеране хотят нажиться на церкви, — чистой воды демагогия. Церковь — это, в первую очередь, место, где отправляются сакральные ритуалы, и она должна принадлежать верующим.

К тому же церковь Петра была первым местом, где Евангелие прочитали на латышском языке. А сейчас здесь приютили язычников — Общество Рериха. Вы почитайте "Живую этику" его супруги — это же самые страшные враги христианства! Следует изгнать этих язычников из храма", — эмоционально говорил Шмитс.

На обвинения в том, что ЛПП собирает подписи, он сказал: "Мы не агитировали никого, это была естественная реакция самих лютеран на то, что Марианна Озолиня каждого входящего в церковь просила подписаться против передачи ее общине. У нас свободное демократическое общество". В заключение своего спича Шмитс напомнил, что в нынешнем храме Рождества Христова в советское время был планетарий. "Но времена СССР безвозвратно ушли.

И церковь должна быть церковью", — сказал он.

"Первые упоминания о церкви Св. Петра датируются началом XIII века, когда лютеран в помине не было. Тогда были католики, а лютеране появились три века спустя", — отвечает на это Озолиня.

Точку на этом имущественно-религиозном споре должно поставить правительство.

СПРАВКА:

До 1940 г. церковь Св. Петра принадлежала балтийским немцам, которым за собственность латвийское правительство выплатило компенсацию. Кому церковь принадлежала после этого, в Госархиве данных нет.

Снежана БАРТУЛЬ

3 апреля 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования