Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КУЛЬТУРА": Квадрат в соборе. Современное искусство и церковь в Италии


Начну издалека. В июне прошлого года по всей Италии были развешаны плакаты с католической символикой: "Жизнь нельзя выставлять на голосование". Человеку малоосведомленному могло показаться, что в стране возобновили гладиаторские бои, а католическая церковь не рекомендует итальянцам их посещать. Кстати, в Риме призывы висели и вокруг Колизея. Они были частью мощной кампании церкви против проведения референдума по искусственному оплодотворению. Дело в том, что до 2003 года в Италии оно было запрещено вовсе. Затем приняли закон, который оплодотворение дозволял, но с ограничениями религиозно-этического характера. Нельзя было замораживать и уничтожать эмбрионы (церковь считает это посягательством на святость жизни), а на искусственное зачатие не могли претендовать одинокие женщины и лесбиянки (церковь требует уважать святость брака). Супружеские пары, понятное дело, имели право использовать только сперму мужа. Референдум попытался эти ограничения снять - не вышло. Голосовать пришло менее четверти населения страны, а для признания результатов требовалось 50 процентов плюс один голос.

Италия - католическая страна, причем вовсе не номинально. Больше 90 процентов итальянцев считают себя католиками, и церковь еженедельно посещают около половины из них. Цифра огромная, у нас, для сравнения, каждую неделю ходят в церковь лишь 3 процента людей, называющих себя православными. Неудивительно, что Ватикан голосование благополучно провалил.

Референдум представлял собой очередной этап борьбы секуляристов, то есть тех, кто не хочет, чтобы церковь влияла на жизнь общества, и соответственно церкви, которая влиять хочет. Проблемы биоэтики - от искусственного оплодотворения до эвтаназии - в самом центре этой борьбы. Идейных секуляристов в Италии меньше, чем в других европейских странах, вот они и проиграли. И это по одному из наименее спорных вопросов. А уж экспериментов со стволовыми клетками или эвтаназии не видать им как своих ушей. Италия - не бесповоротно секуляризованная Голландия. Правда, нашлись среди католиков трезвые головы, которые сочли победу пирровой. Иногда лучше уступить в малом, чтобы потом разом не потерять все.

И верно, итальянские секуляристы восприняли провал референдума как вызов. Их не так много, но они весьма влиятельны в интеллектуальной и художественной жизни Италии. И даром времени не теряют.

В середине марта в Турине в связи с торжествами по поводу присуждения Х Европейской театральной премии ("Культура" писала об этом событии в прошлом номере) был показан спектакль Луки Ронкони "Библиоэтика. Словарь для пользователя". Пьесу сочинили аж три университетских профессора один другого ученее, и рассказывалось в ней о проблемах биоэтики. Обо всех сразу - эвтаназии, искусственном оплодотворении, клонировании. Среди персонажей - врачи, психологи, родители пациентов (сами они, как правило, находятся в бессознательном состоянии, и их бесчувственные тела возят туда-сюда на каталках), ведущие страстные, почти маниакальные споры. Ни дать ни взять герои Достоевского. С театральной точки зрения сделано здорово (Ронкони - мастер), хотя количество информации, которая обрушивается на зрителей, зашкаливает. Но ничего, смотрят с большим вниманием, видимо, наболело. И только через какое-то время замечаешь, что на сцене не хватает одного персонажа - священника. То есть та сторона, что одержала победу в реальной жизни, в жизни вымышленной отсутствует. Проигравшие лишили победителей голоса, о религии в спектакле говорят крайне мало. Нет, его герои явно сошли не со страниц русской классики. Когда единственный раз заходит разговор на религиозную тему, вспоминается не Достоевский, а Борхес.

Якобы в 1960-е годы один гениальный ученый удачно клонировал людей, но против него составили заговор религиозные мракобесы. К ученому подослали богослова, который попытался переубедить новоявленного доктора Франкенштейна. Причем сделал это с позиций научного детерминизма: нечего, мол, вмешиваться в раз и навсегда утвержденный Творцом процесс. А ученый ему возразил с религиозных позиций. Господу неугодны сексуальные отношения (как ни крути - грех), а потому Он сам подталкивает человечество к альтернативному способу размножения путем клонирования. Споры спорами, но заговорщики прибегли к более эффективным способам борьбы с медиком-еретиком, а потом так спрятали концы в воду, что только сейчас об этом стало известно, да и то немногим, да и те не уверены, что широкой общественности следует знать - Рубикон перейден. Пародийный перевертыш с конспирологическим уклоном - ироничный аргентинец прославился именно такими штучками. И теперь переимчивые итальянцы играют в те же игры. Возникает впечатление, что итальянское искусство и католическая церковь отгородились друг от друга непроницаемой стеной. Но это не так.

Миланский кафедральный собор Санта-Мария-Нашенте (он же Дуомо) начали строить в 1387 году, а завершили лишь в позапрошлом веке. Но все это долгое время придерживались готического стиля, заданного архитектором Симоне да Орсениго. Это, пожалуй, единственный строго готический храм на Апеннинах. Дуомо был освящен местным архиепископом Карло Борромео в 1572 году, и его гробница находится в крипте. А по правую руку от почитаемой могилы осенью 2005 года установили видеоинсталляцию известного британского художника Марка Уоллингера "Via Dolorosa". На экране в тесном и темном подвале - крестный путь Спасителя, но мы можем об этом только догадываться, отталкиваясь от названия произведения. Потому что почти весь экран закрывает непроницаемый черный квадрат (привет Малевичу). Лишь изредка из-за краев квадрата мелькнут то краешек креста, то шлем римского легионера, то терновый венец Иисуса. Для монтажа позаимствован 18-минутный отрывок из телефильма Дзеффирелли "Иисус из Назарета" (1977). Последний кадр - руки распятого на кресте. Тьма навалилась на него всей своей мощью.

Образ получился очень емкий и амбивалентный. В нем современное искусство откровенно признается в своем отношении к христианству. Черная бездна скрывает его от нас. Но верующее сердце знает, что на третий день тьма отступит и Спаситель воскреснет. Размещение инсталляции в крипте собора рядом с усыпальницей архиепископа усиливает именно этот второй смысл. А может быть, даже лишает арт-объект амбивалентности. "Via Dolorosa" непременно сменится "Via Gloriosa". Один из самых прославленных символов современного искусства, оказавшись в недрах готического собора, вступил в диалог с религией. 

Борис ФАЛИКОВ
Турин - Милан - Москва
"Культура"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования