Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА": "Иудеи, христиане и зороастрийцы имеют своих депутатов в парламенте". Интервью с завкафедрой иранской филологии Института стран Азии и Африки МГУ Владимиром Ивановым


 Владимир Иванов, заведующий кафедрой иранской филологии Института стран Азии и Африки МГУ, рассказал спецкору "Газеты" Надежде Кеворковой о социальных и культурных особенностях Ирана.

- Существует расхожее мнение, что Иран - бедная страна.

- Мне приходилось наблюдать Иран в разные периоды. Сразу после революции, когда многие капиталы были из страны выведены, чувствовалась нехватка многих вещей. Тяжело было и во время войны с Ираком. СССР, начав войну в Афганистане, вызвал громадный поток беженцев - наверное, около 1,5 миллиона человек, которых Иран принял и обеспечил.

Сегодня иранцы имеют, во всяком случае, меньше проблем, чем россияне. К примеру, зарплата их профессоров в полтора-два раза выше, чем у нас. Цены низкие, экономика стабильная, социальные гарантии, социальная защищенность выше. Так что стереотипы по поводу бедности в Иране - это смотря с чем сравнивать.

- Европейцы любят поговорить о том, как тяготит иранок платок.

- Платок на голове иногда тяготит иностранок, от которых в Иране требуют покрывать голову. Но местные женщины не испытывают угнетения от того, что ходят в платках. Им просто такая логическая связка непонятна, а европейцы свои эмоции автоматически переносят на них.

В Иране это древняя, укорененная традиция. Большинство иранок не меняют стиля одежды за границей, если не брать в расчет какие-то отдельные случаи.

Женщины в Иране входят в парламент, хотя самых высших должностей в стране они и не занимают. В семье женщина командует всем - это скажет любой иранец. В медицине, образовании женщин большинство. Большинство учащихся университетов - студентки. Это просто бросается в глаза, стоит зайти за ограду любого студенческого городка.

- А женщины водят машины?

- В некоторых арабских странах вы не увидите женщину за рулем, а в Иране ее можно видеть чаще, чем мужчину за рулем. Есть некоторые особенности, которые иностранцам следует знать.

Скажем, в метро первые два вагона - только для женщин. Мужчина не может в них сесть. А женщина может сесть в любой вагон, где ей удобно. В автобусах передняя площадка - для мужчин, задняя - для женщин.

Единственное, о чем просят иностранок, - это покрывать голову платком.

- Религиозная столица Ирана Кум закрыта для европейцев и женщин?

- Это еще одна небылица. Мы всегда посещаем Кум со студентами обоих полов. Там есть религиозные святыни, мемориал, там учатся и женщины, и мужчины. В духовной академии готовят мужчин-проповедников. С ними интересно поговорить, особенно нашим студентам, чтобы ощутить, насколько высока подготовка этих людей. У них всегда присутствует харизма, они готовы поддержать любую тему, умеют говорить с человеком любого интеллектуального уровня, отвечают на самые каверзные вопросы и всегда доброжелательны к собеседникам.

- Кроме исламских академий можно что-то еще осмотреть в Иране? Или все разрушено?

- Древностей много. Самый интересный комплекс есть в 60 км от Шираза, где располагалась столица Ахеменидской династии. В эллинской традиции этот город назывался Персеполь. Там прекрасно отреставрированы памятники, есть экскурсоводы, таблички с пояснениями.

После революции многие европейские музеи воспользовались экономическими трудностями Ирана, вывозили археологические ценности, но иранцы поняли свою ошибку и стали охранять свою старину.

Таких древних комплексов много по всей стране, их раскапывают сами иранцы и охотно показывают. Сейчас очень успешные работы ведутся на палеолитических и неолитических стоянках. Среди археологов, к слову, тоже очень много женщин.

- Американцы могут посещать Иран?

- Американцев там довольно много. Единственное ограничение на въезд в Иран - это наличие израильской визы в паспорте.

- В наших учебниках написано про племена арийцев, которые заселили Иран во II тысячелетии до н.э.

- Разумеется, в Иране тоже об этом пишут. Арии считаются теми, кто заселил Иран, это основатели Мидийского царства, от которого иранцы ведут свою историю.

Интересно, что в Иране, по сути, не было языческого времени. Они считают зороастризм религией единобожия, монотеистической традицией. Более того, они считают, что на монотеистическую традицию Моисея зороастризм оказал свое влияние.

Кстати, лингвистические исследования подтверждают исторические гипотезы о миграции ариев и позволяют датировать их 13-14 веками до н.э. У них есть и памятники того времени. Согласно иранской историографии ислам был принят зороастрийцами добровольно, а не насажден "огнем и мечом", как считают европейцы.

- Сейчас зороастрийцы ограничены в возможностях?

- Не только не ограничены, зороастрийцы, христиане-армяне и иудеи имеют своих представителей в меджлисе (парламенте. - "Газета"). Кроме того, там есть небольшая община ассирийцев-католиков, их мало, чтобы иметь своего депутата, но их всюду приглашают, они в почете и на равных с другими.

У всех общин есть церкви, синагоги и прочие религиозные центры. Христиане, иудеи могут требовать судебного разбирательства в соответствии со своей традицией. Христиане, которые используют вино в своих литургических церемониях, насколько я знаю, не имеют с этим проблем.

Владимир Иванов, заведующий кафедрой иранской филологии Института стран Азии и Африки МГУ, рассказал спецкору "Газеты" Надежде Кеворковой о социальных и культурных особенностях Ирана.

- Существует расхожее мнение, что Иран - бедная страна.

- Мне приходилось наблюдать Иран в разные периоды. Сразу после революции, когда многие капиталы были из страны выведены, чувствовалась нехватка многих вещей. Тяжело было и во время войны с Ираком. СССР, начав войну в Афганистане, вызвал громадный поток беженцев - наверное, около 1,5 миллиона человек, которых Иран принял и обеспечил.

Сегодня иранцы имеют, во всяком случае, меньше проблем, чем россияне. К примеру, зарплата их профессоров в полтора-два раза выше, чем у нас. Цены низкие, экономика стабильная, социальные гарантии, социальная защищенность выше. Так что стереотипы по поводу бедности в Иране - это смотря с чем сравнивать.

- Европейцы любят поговорить о том, как тяготит иранок платок.

- Платок на голове иногда тяготит иностранок, от которых в Иране требуют покрывать голову. Но местные женщины не испытывают угнетения от того, что ходят в платках. Им просто такая логическая связка непонятна, а европейцы свои эмоции автоматически переносят на них.

В Иране это древняя, укорененная традиция. Большинство иранок не меняют стиля одежды за границей, если не брать в расчет какие-то отдельные случаи.

Женщины в Иране входят в парламент, хотя самых высших должностей в стране они и не занимают. В семье женщина командует всем - это скажет любой иранец. В медицине, образовании женщин большинство. Большинство учащихся университетов - студентки. Это просто бросается в глаза, стоит зайти за ограду любого студенческого городка.

- А женщины водят машины?

- В некоторых арабских странах вы не увидите женщину за рулем, а в Иране ее можно видеть чаще, чем мужчину за рулем. Есть некоторые особенности, которые иностранцам следует знать.

Скажем, в метро первые два вагона - только для женщин. Мужчина не может в них сесть. А женщина может сесть в любой вагон, где ей удобно. В автобусах передняя площадка - для мужчин, задняя - для женщин.

Единственное, о чем просят иностранок, - это покрывать голову платком.

- Религиозная столица Ирана Кум закрыта для европейцев и женщин?

- Это еще одна небылица. Мы всегда посещаем Кум со студентами обоих полов. Там есть религиозные святыни, мемориал, там учатся и женщины, и мужчины. В духовной академии готовят мужчин-проповедников. С ними интересно поговорить, особенно нашим студентам, чтобы ощутить, насколько высока подготовка этих людей. У них всегда присутствует харизма, они готовы поддержать любую тему, умеют говорить с человеком любого интеллектуального уровня, отвечают на самые каверзные вопросы и всегда доброжелательны к собеседникам.

- Кроме исламских академий можно что-то еще осмотреть в Иране? Или все разрушено?

- Древностей много. Самый интересный комплекс есть в 60 км от Шираза, где располагалась столица Ахеменидской династии. В эллинской традиции этот город назывался Персеполь. Там прекрасно отреставрированы памятники, есть экскурсоводы, таблички с пояснениями.

После революции многие европейские музеи воспользовались экономическими трудностями Ирана, вывозили археологические ценности, но иранцы поняли свою ошибку и стали охранять свою старину.

Таких древних комплексов много по всей стране, их раскапывают сами иранцы и охотно показывают. Сейчас очень успешные работы ведутся на палеолитических и неолитических стоянках. Среди археологов, к слову, тоже очень много женщин.

- Американцы могут посещать Иран?

- Американцев там довольно много. Единственное ограничение на въезд в Иран - это наличие израильской визы в паспорте.

- В наших учебниках написано про племена арийцев, которые заселили Иран во II тысячелетии до н.э.

- Разумеется, в Иране тоже об этом пишут. Арии считаются теми, кто заселил Иран, это основатели Мидийского царства, от которого иранцы ведут свою историю.

Интересно, что в Иране, по сути, не было языческого времени. Они считают зороастризм религией единобожия, монотеистической традицией. Более того, они считают, что на монотеистическую традицию Моисея зороастризм оказал свое влияние.

Кстати, лингвистические исследования подтверждают исторические гипотезы о миграции ариев и позволяют датировать их 13-14 веками до н.э. У них есть и памятники того времени. Согласно иранской историографии ислам был принят зороастрийцами добровольно, а не насажден "огнем и мечом", как считают европейцы.

- Сейчас зороастрийцы ограничены в возможностях?

- Не только не ограничены, зороастрийцы, христиане-армяне и иудеи имеют своих представителей в меджлисе (парламенте. - "Газета"). Кроме того, там есть небольшая община ассирийцев-католиков, их мало, чтобы иметь своего депутата, но их всюду приглашают, они в почете и на равных с другими.

У всех общин есть церкви, синагоги и прочие религиозные центры. Христиане, иудеи могут требовать судебного разбирательства в соответствии со своей традицией. Христиане, которые используют вино в своих литургических церемониях, насколько я знаю, не имеют с этим проблем.

Беседовала Надежда Кеворкова

30 марта 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования