Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

АРХИВ: "Не правильное" православие. Белорусская автокефальная церковь намерена добиваться регистрации своих приходов


Вот уж поистине неисповедимы пути Господни! Буквально пару лет назад мы сообщали, что судья Ленинского районного суда города Гродно Иван Гришкевич отказался принять к рассмотрению претензии оскорбленного священника Белорусской автокефальной православной церкви Ивана Спасюка, отклонив иск о защите чести и достоинства, адресованный Гродненской православной епархии. Теперь судья Гришкевич сам намерен стать священником Белорусской автокефальной церкви. Правда, не на родине, а в Соединенных Штатах Америки.

2 июня нынешнего года близ Нью-Йорка состоялся Чрезвычайный собор Белорусской автокефальной православной церкви. На нем избран новый руководитель церкви - 36-летний митрополит Александр. Он родом из Барановичей, в настоящее время проживает в штате Нью-Джерси (США). Замена прежнего первоиерарха - митрополита Николая - связана с необходимостью активизировать работу церкви в Беларуси и: денежными скандалами. Митрополит Николай жил и умер 20 июня нынешнего года в Канаде. И миряне из церковного совета последние годы тратили деньги церкви по своему усмотрению (сын казначея - некто А. Сильванович - даже умудрился купить личный самолет). Теперь решено, что деньги церкви будут направляться на материальную помощь соотечественникам, проживающим на исторической родине. Митрополит Александр в ближайшее время намерен посетить Беларусь, а сама церковь решила использовать все свое влияние, чтобы добиться от Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров РБ регистрации приходов БАПЦ в нашей стране.

Специальная информация

Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления провинций Византии. Русская автокефальная церковь была образована в 1448 году Собором русских епископов, когда митрополитом Московским и всея Руси стал Иоанн. По мере распространения православия и образования в XIX-XX веках новых государств появлялись новые автокефальные церкви. До распада Советского Союза их было 15. После того как СССР прекратил свое существование, многие из независимых республик пожелали обладать собственными, не связанными с Москвой православными церквями. Самой известной из них является Украинская автокефальная церковь, которая по количеству прихожан конкурирует с украинским отделением РПЦ. Основу прихода новых автокефальных церквей, как правило, составляют люди, симпатизирующие национальной идее.

Формально приходов Белорусской автокефальной православной церкви в Беларуси не существует, однако всем хорошо известно, что они есть. В распоряжении редакции имеется аналитическая записка, в которой количество приходов БАПЦ оценено как "приближающееся к 100" - в Гродно, Гомеле, Минске, Витебске, Слониме, Светлогорске и других городах. Отмечается, что активисты церкви создали в нашей стране общественно-религиозное Белорусское христианское объединение им. святой Софии Слуцкой, цель деятельности которого - пропаганда идеи воссоздания БАПЦ в Беларуси. "БХО им. святой Софии Слуцкой поддерживает постоянные связи с консисторией БАПЦ в Нью-Йорке и приходами в других городах США, а также в Канаде, Великобритании, Австралии, Германии. Объединение тиражирует и распространяет периодический журнал "Церковный посланец", издаваемый в Нью-Йорке под редакцией секретаря консистории БАПЦ Бориса Данилюка", - говорится в аналитической записке.

По сведениям тех же источников, в ближайшее время приблизительно 60 священников Русской православной церкви могут заявить о переходе под юрисдикцию Белорусской автокефальной православной церкви. Кстати, небезынтересно, что угроза истинному православию видится его ревностным блюстителям во всем. Так, они зафиксировали, что появилась литургия на белорусском языке (в Свято-Петро-Павловской церкви Минска), что готовится перевод Библии на белорусский язык (перевод, кстати, уже осуществлен, причем после долгих раздумий Митрополит Минский и Слуцкий Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет, благословил на это благое дело известного переводчика Василя Сёмуху). Белорусский язык и связи с заграницей, вероятно, по мнению авторов, доказывают "вражеский характер" БАПЦ. Однако у белорусской автокефалии история куда более интересная и неоднозначная.

История формирования Белорусской православной автокефалии восходит к временам Великого княжества Литовского, к периоду правления князя Витовта, победителя битвы при Грюнвальде, расширившего ВКЛ. Помимо всего прочего, Витовт много сделал для становления Велико-Литовской православной митрополии, независимой от московского патриарха. Возможно, именно поэтому Библия на белорусском языке Франциска Скорины стала третьей в Европе и появилась почти на столетие раньше, чем Библия российского первопечатника Ивана Федорова.

Так или иначе, но историческим фактом остается то, что Церковный собор, созванный в Пинске в 1791 году, провозгласил автокефалию православной церкви. Однако в результате войн белорусские земли были присоединены к России, и автокефалия была упразднена.

В зависимости от того, как менялась власть, структуры БАПЦ то создавались, то упразднялись. К 1937 году большевики практически полностью уничтожили БАПЦ, сфабриковав дело о контрреволюционном заговоре под названием "Белорусская автокефальная церковь", пересажав и расстреляв большинство активистов церкви во главе с епископом Филаретом.

Сведения о деятельности церкви в период второй мировой войны неоднозначны. Советские историографы уверены, что оккупационные власти способствовали деятельности БАПЦ, зарубежные исследователи утверждают обратное. Так или иначе, но в августе 1942 года в Минске был созван Всебелорусский православный собор, который как наивысший представительский орган православного духовенства и верующих Беларуси во главе с епископом Могилевским и Мстиславским Филофеем принял постановление о каноническом возобновлении автокефалии Белорусской православной церкви. К 1944 году у церкви было 10 иерархов в 9 епархиях. Когда Беларусь освободили от оккупации, автокефальный статус церкви был отменен, епископы эмигрировали на Запад. После окончания войны, в 1946 году, некоторые из них во главе с митрополитом Пантелеймоном (Ражневским) аннулировали постановление Собора 1942 года и, оказавшись в послевоенной Германии, присоединились к Российской зарубежной православной церкви. Но с этим решением согласились не все.

Большая группа белорусских эмигрантов назвала себя "автокефалистами", и при участии мирян и духовенства украинской автокефалии 5 августа 1948 года в Западной Германии был созван собор, на котором объявили о воссоздании БАПЦ. Архиепископ Сергий, один из архиереев украинской автокефалии, перешел в БАПЦ. Известный в среде белорусской эмиграции Василь Тамащик, мирянин, окончивший Богословскую академию в Мюнхене, согласился принять монашество и был возведен в сан архимандрита. В декабре 1949-го он принял сан епископа БАПЦ в Розенхайме. Таким образом, с архиепископом Сергием в качестве первоиерарха и епископом Василем в качестве секретаря Белорусская православная автокефальная церковь была восстановлена.

Начало белорусской православной деятельности в Америке относится к 1949-1950гг. В 1948-м архиепископ Сергий поселился в Австралии, а епископ Василь - в Нью-Йорке. Первая божественная служба православных белорусов в США состоялась поздней осенью 1950 года. Сначала это происходило в "Белорусском домике" на Ashford street в Бруклине. Домик был небольшим, сбоку находились кухня и скромная комната, в которой жил известный белорусский композитор, профессор Микола Куликович. Он, кстати, руководил церковным и светским хором.

После распада Советского Союза создавать на территории бывших советских республик автокефальные церкви стало модно. Даже в России, где позиции и авторитет Русской православной церкви чрезвычайно сильны, приходы автокефалии официально зарегистрированы. Только Беларусь оказалась "святее всех святых" - ни одного не зависимого от Москвы православного прихода. Специалисты объясняют это обстоятельство тем, что долгие годы в БАПЦ были разброд и шатание, раскол. Раскол случился еще в конце 70-х годов после смерти архиепископа Андрея Крита. На тот момент у БАПЦ было 12 приходов (все, как вы понимаете, за границей). В результате одну группу возглавил архиепископ Михаил Мацюкевич (1 приход в Канаде, 1 - в Австралии и 5 - в США), другую - митрополит Изяслав Бруцкий (2 прихода в Австралии и 3 - в Англии), еще 4 прихода БАПЦ в США и 1 в Канаде оказались под юрисдикцией Вселенского патриарха (у этой группы нет епископа, но есть администратор, который непосредственно подчиняется архиепископу греческой православной епископии Америки Спиридону). В то же время в целом БАПЦ достаточно велика, и ее численность оценивается в 150 тыс. человек.

В связи с нерегистрацией приходов БАПЦ на территории Беларуси Госдепартамент США регулярно вносит эту проблему в доклад о нарушении прав человека в нашей стране. Политический мотив отказа в регистрации белорусской автокефалии западным экспертам очевиден: на самых значимых митингах и массовых акциях белорусской оппозиции, как правило, присутствуют священнослужители, и от имени православных вершат молитву именно представители БАПЦ. На одном из таких мероприятий объективы телекамер зафиксировали священника Петра Гущу, который громко и внятно скандировал: "Жыве Беларусь!" Вскоре стало известно, что в отношении Гущи возбуждено уголовное дело и что он обвиняется в совращении малолетних.

Дело это странное. По предложению прокурора суд был закрытым. Любопытно, что обвинение, дошедшее до суда, имело совершенно другую формулировку - "Злостное хулиганство" (ст.201 ч.2 УК РБ). Суд первой инстанции признал Гущу виновным и приговорил к трем годам заключения, затем наказание было изменено на два года условно. Когда в декабре 1998 года президиум Минского городского суда восстановил приговор о трехлетнем заключении, Гуща бежал. По сведениям из достоверных источников, он достаточно долго скрывался в Беларуси, а потом обратился за помощью к зарубежным религиозным общинам и организациям по правам человека.

На другого священника БАПЦ - Ивана Спасюка (отца Иоанна) - милиционеры надели наручники прямо во время молебна. Иван Спасюк - протоиерей Белорусской автокефальной православной церкви поселка Пограничный Берестовицкого района. Уже много лет он настойчиво пытается зарегистрировать свой приход. Однако власть в лице районной администрации и правоохранительных органов запрещает собираться на молебны, арестовывает Спасюка по подозрению в краже (суд его оправдал), приостанавливает строительство храма и т.д. В чем же провинился Иван Спасюк? Будучи православным священником, он вышел из подчинения Русской православной церкви. Молебны отец Иоанн проводит в армейской палатке, а единственное отличие в службах заключается в том, что они проходят на белорусском языке. Непонятно, почему для многих церквей естественно, что люди обращаются к Богу на родном языке, а православный канон это запрещает? Епископ Гродненский и Волковысский Артемий вместе с другими представителями духовенства обратился к отцу Иоанну и призвал его покаяться. В письме от епископа говорится, что батюшка из Пограничного "попал под запрещение в священнослужении за нарушение иерейской присяги" и за то, что "соединился с одним из лживых церковных обществ". Грешного священника призвали раскаяться в своих заблуждениях на собрании духовенства Гродненской епархии.

Отец Иоанн братьям по вере ответил письменно. Он напомнил об истории Белорусской автокефальной церкви, которая была полностью уничтожена, а духовенство сослано в Сибирь. "Знаете ли вы, возлюбленная братия, за что хотите меня погубить? За то, что я не приказывал стлать перед собой богатые ковры, что никогда не хотел одеваться в золотую и шелковую одежду, что я не унизился до того, чтобы удовлетворить жадность этих людей, и не держал стола, накрытого для них", - процитировал Священное писание Иван Спасюк. "Я магу прынесцi пакаянне Богу i людзям роднай матулi-Беларусi, а не тым, пра каго гаворыць Iаан Златавуст, - написал батюшка из Пограничного в своем ответе. - Самым цяжкiм грахом я лiчу тое, што толькi ў 35 гадоў адчынiў вочы, што не стаў раней на шлях барацьбы за аднаўленне Беларускай аўтакефальнай царквы, аднаўленне беларускай культуры i роднай мовы". За это отец Иоанн попросил прощения у своих коллег по духовенству. Постскриптум его письма заканчивается следующими словами: "Я за тое, каб у Рэспублiцы Беларусь суiснавалi розныя канфесii, людзi павiнны самi вырашаць, у якi храм iм хадзiць".

...Пути Господни действительно неисповедимы. Бывший судья Гришкевич, не признавший права отца Иоанна на защиту чести и достоинства, сегодня сам пришел к Белорусской автокефальной церкви. Бывший коммунист-атеист Валерий Щукин попросил пригласить к себе в СИЗО священника белорусской автокефалии. Многие люди неосознанно уходят в "неправильное" православие, и одной из причин, вероятно, является то, что во время правления Александра Лукашенко церковь от государства отделена весьма условно. Как следствие, оппозиционные нынешнему режиму настроения распространились и на духовную сферу.

Еще одна причина - в неприятии белорусами позиции Русской православной церкви по отношению к Ватикану. В нашей стране издавна уживались и православные, и католики, и конфронтация между этими конфессиями противоречит белорусскому менталитету. Поэтому протесты отцов РПЦ по поводу приезда в ту или иную страну Папы Римского у наших людей вызывают неприятие. Так, во время пребывания Иоанна Павла II в Киеве и протестов по этому поводу иерархов из Москвы одна из минских социологических лабораторий провела экспресс-опрос, попытавшись выяснить позицию белорусов по поводу конфликта. Практически все опрошенные, имеющие высшее образование, заявили, что не приемлют (либо не понимают) мотивов, которыми руководствуется РПЦ. Для отцов церкви это должно стать "звоночком"...



СПРАВКА

Одним из самых видных деятелей Белорусской автокефальной православной церкви является Митрополит Минский и Белорусский Мелхиседек

Сведения справочного характера о митрополите Мелхиседеке (Михаил Львович Паевский, 1878-1931гг.) впервые появились в печати после рассекречивания части архивов КГБ. До революции его жизненный путь складывался достаточно традиционно. Родился в деревне Витулино Бельского уезда Холмской губернии (сейчас - Люблинское воеводство Польши) в семье сельского священника Льва Семеновича Паевского. Отец воспитывал сына в православной вере. Михаил Паевский учился в монастырской школе, затем - в духовной семинарии. За успехи в учебе получил возможность завершить обучение в Казанской духовной академии. Дата пострига в монашество с именем Мелхиседек неизвестна. Достоверно известно лишь то, что после окончания академии в 1904 году иеромонах Мелхиседек был направлен в Могилев, где стал преподавать в Могилевской духовной семинарии богословие. В конце 1905-го иеромонах Мелхиседек стал исполнять обязанности игумена Могилево-Братского Богоявленского монастыря и благочинного над мужскими монастырями - Белыничским, Охорским, Оршанским и Неклюдовским. В декабре 1906 года Священный Синод утвердил его в качестве игумена Братского Богоявленского монастыря, и епископ Могилевский и Мстиславский Стефан вручил ему игуменский жезл. 24 января 1907 года игумен Мелхиседек был переведен в Белыничский монастырь в сане архимандрита, затем его перевели в качестве игумена в Херсонский Свято-Владимирский монастырь. До первой мировой войны Мелхиседек находился в Крыму и был рукоположен в епископа Таврического, затем - архиепископа Астраханского, в 1917 году являлся епископом Ладожским, викарием Петербургским. Участвовал в Поместном соборе РПЦ 1917-1918гг. В самом начале 1919 года получил назначение в Минскую епархию и стал епископом Слуцким, викарием Минским. После отъезда епископа Минского и Туровского Георгия в Варшаву епископ Мелхиседек оставался единственным руководителем Минской епархии.

Весной 1919-го Минск был занят польскими войсками. В сентябре этого же года в минской Свято-Петро-Павловской церкви Мелхиседек встречался с главой польского правительства Пилсудским. По некоторым данным, Пилсудский предлагал Мелхиседеку возглавить будущую Польскую автокефальную православную церковь, но священник отказался. К моменту прихода советских войск Мелхиседек стал правящим иерархом Минской епархии - епископом Минским и Туровским, пытался наладить отношения с советской властью, а лозунги большевиков наивно принимал за искреннее стремление к равенству, справедливости и братству.

Избрание епископа Мелхиседека на правящую должность Митрополита Белорусского и Минского произошло в 1922 году при участии всего городского духовенства и большом стечении верующих. Схожие, хотя и более сложные процессы происходили тогда в Украине, в 1921 году была предоставлена автономия православной церкви в Эстонии, Финляндии, Латвии и Польше.

В 1922-м митрополит Мелхиседек обратился с воззванием к пастырям. В обращении (кстати, оно было на русском языке) говорится о необходимости возвращения автономии Белорусской православной церкви, которая принадлежала ей ранее. Митрополит ссылался на особенности национальной культуры и быта, а также на тот факт, что образована Советская Белорусская республика.

Обновленная автономия носила неопределенный характер. В первой редакции воззвания объявлялось о "духовном единении, братском общении и сыновьем соподчинении Всероссийскому поместному Собору".

Митрополит Мелхиседек был известным аскетом. Достаточно сказать, что доходы его были настолько низки, что советская власть освободила его от налогов. Однако с 1922 года ГПУ занималось им вплотную. Есть сведения, что раз в неделю в Москву шли госинформсводки: власть пыталась оценить религиозную ситуацию, то представляя Мелхиседека и его деятельность как "наименьшее зло", то докладывая о фактах энтузиазма и активного поведения верующих во время церковных служб. Уже через месяц после избрания Мелхиседека митрополитом он и его сподвижники были обвинены в том, что "объявление автономной белорусской церкви намеревались использовать в контрреволюционных целях".

В 1923 году митрополит Мелхиседек оказался под домашним арестом. В июне 1924-го было начато уголовное дело, а в 1925-м - судебный процесс по ложному обвинению в массовом сокрытии от конфискации церковных ценностей. Хотя хорошо известно, что епископ Мелхиседек издал в апреле 1922 года послание, в котором призвал к добровольной сдаче всех церковных ценностей, кроме сакраментальных, чем сохранил жизнь многим белорусским священникам.

Абсурдность обвинений была видна даже "компетентным органам" из Москвы, которые не рекомендовали, за давностью дела, применять по отношению к Мелхиседеку так называемую "высшую меру социальной обороны". Семь дней длился процесс над митрополитом и его соратниками. Суд проходил при огромном стечении народа. Люди стояли за окнами, на улице. Приговор - три года условно.

В конце ноября этого же года митрополит Мелхиседек был вызван в Москву, где попал сначала в Бутырскую тюрьму, а затем его отправили в Сибирь - в Мариинское спецпоселение. Священник выполнял тяжелые и унизительные работы, включая чистку свинарника, хотя все хорошо знали, что митрополит болен чахоткой. В Мариинском поселении митрополит Мелхиседек настолько тяжело болел, что в начале 1926 года по документам даже прошло сообщение, что он умер.

К весне 1927 года Мелхиседек был освобожден и назначен епископом Красноярским, а 4 мая вновь арестован "за использование настроения масс в антисоветских целях". Однако пробыл в тюрьме он недолго и уже к началу октября был освобожден. Небезынтересно, что Московская патриархия тогда не восприняла деятельность Мелхиседека по созданию белорусской автокефалии как нечто несогласующееся с православными канонами. Более того, в мае 1931 года митрополит Мелхиседек был избран в Священный Синод РПЦ.

Скончался митрополит внезапно в мае 1931 года. Белорусский архипастырь вначале был похоронен в Москве, на Кузьменках, затем перезахоронен на Преображенском кладбище. На похоронах присутствовали представители Минской епархии. Однако через 6 лет после смерти Мелхиседека советская власть вспомнила его встречу с Пилсудским, и в 1937 году его обвинили в шпионаже в пользу буржуазной Польши.

Имя митрополита Мелхиседека сегодня весьма почитаемо Белорусской автокефальной православной церковью. Многие отечественные исследователи жизни и деятельности митрополита призывают причислить его к святым земли белорусской. Однако по понятным причинам надеяться на это не приходится.

Кстати, имя Мелхиседек означает "царь правды", "царь мира", "священник Бога Всевышнего". Из Библии известно, что Мелхиседек, царь Салимский, таинственен как по отношению к своему лицу, так и к своему служению. Неизвестно о времени его рождения, жизни, предках. Умолчание Священного писания знаменательно. Псалмопевец пророчествовал о Мессии, что Он - священник "вовек по чину Мелхиседовскому". В послании апостола Павла указывается и то, что это пророчество осуществилось в Иисусе Христе. Мелхиседек, как Царь и Первосвященник, пророчествовал апостол Павел, "уподобляясь сыну Божию, пребывает священником навсегда".

Евгений ФИЛИППОВИЧ
БДГ


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования