Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НАША СТРАНА": Архиепископу Марку. К 25-летию архиерейского служения


Передо мной фотография, сделанная в 1981 году: епископ Марк с редакторами "Вече". Выход первого номера этого антисоветского правого альманаха почти совпал с началом его архиерейского служения. Владыка благословил "Вече" и сотрудничал с ним, вследствие чего имел, как говорят, значительные неприятности.

А вот послание архиепископа Марка пастве Германской епархии в неделю Мясопустную 1993 года. "На территории нашей Епархии, - пишет он, - только что появился представитель Московской Патриархии (...), лжесвидетельствуя перед миром, облекшись в наш титул "епископ Берлинский и Германский". Я должен поэтому призвать вас к крайней бдительности во всех ваших действиях – церковных и прицерковных (...). От людей, которые в попытках присвоить себе наши храмы в Баден-Бадене или Дрездене, не стеснялись прибегать к грубому обману, нам, увы, приходится ожидать любых шагов в том же направлении. (...) Сколь бы ни было это прискорбно, но нам всем следует ясно отдавать себе отчет в том, что там, где царит ложь во внешней деятельности, тем более не может быть истины в духовной жизни. А где этого нет, там не может быть и спасения. Этот обман только лишний раз показывает, что МП еще не в состоянии врастать в традиции Русской Церкви, которые мы не по своим заслугам, а исключительно по милости Божией, приняли от своих отцов в вере. У МП, которую нельзя легкомысленно (согласно замыслу Сталина) отождествлять с Русской Церковью, нет ни канонической, ни духовной, ни хотя бы нравственной почвы."

Вот Слово архиепископа Марка в день убиения Царской Семьи от 17 июля 1994 года: "Перед самой катастрофой свет Христов еще раз ярко осиял русскую землю. Из таких обителей, как Оптина Пустынь, он перешел в мир, просвещая и освящая его светом христианского делания. (...) Увы, в прошедшие столетия внешним храмостроительством часто закрывали себе дорогу к внутреннему, или же просто забывали о нем, пленясь земными заботами. Так и ныне в России внешнее берет верх над внутренним, за обрядом признается более высокое значение, чем за Самой Церковью".

А вот выступление архиепископа Марка за "круглым столом" в конце 1995 года: "Аргументы защитников сергианства (и прошлых, и нынешних) сводятся к одной фразе: мы, дескать, спасаем Церковь этим соглашательством. На это мы всегда говорим, что не человек спасает Церковь, а Церковь – человека. (...) Мы требовали покаяния за сотрудничество с советской властью. Само сотрудничество никогда не ставилось под сомнение, потому что просто нельзя было стать архиереем, не сотрудничая. Причем мы всегда говорили, что ни в коем случае не смеем осуждать никого, кто пошел этим путем, потому что мы не жили в тех обстоятельствах. Но мы должны осудить грех, совершаемый на наших глазах. На это ответы со стороны МП разные, они стараются что-то сделать в своих рамках, очень ограниченных. (...) По вопросу экуменизма представители МП просто увиливали, не давая никакого ясного ответа."

А вот еще один документ: Заявление архиепископа Марка от января-февраля 2000 года, под заголовком "Дом молитвы или вертеп разбойников?" Тогда, по указу Арафата, изгнали наших монахов и паломников из подворья РПЦЗ в Иерихоне. "Указ этот, - пишет владыка Марк, - был ответом на "дружескую" просьбу московского патриарха Алексия II во время его визита в Вифлеем. Большинство арестованных в Иерихоне монахов пострадало уже во второй раз – в июле 1997 г. их, зверски избитых, в угоду московскому патриарху изгнали из Свято-Троицкого монастыря у дуба Мамврийского в Хевроне. (...) Итак, Московская патриархия явно не свободный организм. Она – государственное учреждение, послушная раба безбожного государства, управляемого теми силами, которые не могут вынести, чтобы монахи и монахини мирно молились о мире всего мира."

Читатели "Вестника Германской Епархии РПЦЗ" подтвердят, что это не произвольная выборка цитат, вырванных из контекста. Я умышленно цитировал только лично владыку Марка, причем документы разного характера, опубликованные в разные годы. Эти цитаты недвусмысленно показывают его отношение к Московской Патриархии и ее действиям примерно за последние 10 лет. Владыка Марк не раз говорил и о сближении с МП – но только тогда возможном, когда будут действительно преодолены те препятствия, на которые он постоянно указывал, т.е. и в этом его позиция не отличалась от нашей сегодняшней.

А вот сообщения о деятельности архиепископа Марка. Здесь он в Святой Земле: поддерживает наших монахинь, рискуя собственной безопасностью, под дулами палестинских автоматов; а здесь он в Лиенце на месте убиения наших казаков; а вот он в разрушенной Сербии; а здесь он в Лесненской обители, или в Лондоне, или в Ирландии, или в Риге, или в Джорданвилле – и опять в Святой Земле – ведет переговоры с властями Палестины и Израиля, защищает наших братьев и сестер; а вот сообщение о его беседе с президентом Германии: последний обещает владыке, что храмы РПЦЗ не будут отданы Ельцину в обмен на "трофейное искусство"...
Создается цельная картина. У нас нет царского посла в Берлине, нет и царского консула в Мюнхене. Но у нас есть, как я думал все эти годы, наш крепкий русский епископ. Это человек твердых убеждений. Он не боится сотрудничать с альманахом, который издает бывший власовец. Не боится клеветы и доносов. Ложь и лукавство видит насквозь. Главная его забота – чистота православия и благо Епархии. Он не политик, но когда нужно, он и перед сильными мира сего представляет наши интересы – интересы православного и монархического русского зарубежья.

Намеки на то, что владыка – немец, а русский на его месте был бы лучше, мне никогда не нравились. А как же наши православные святые-немцы? За примерами далеко ходить не надо. И потом, полагал я, если владыка, будучи немцем, так любит православие и настоящую Россию, то уж он-то будет стоять за них до конца, со всем своим немецким упорством. И по-русски он говорит практически без акцента, а пишет так, что иной русский мог бы поучиться. Но когда с 2003 года стали поступать сведения о его роли в странном „переговорном процессе" с Москвой, я иной раз думал: а не сыграло все-таки его происхождение с ним злую шутку? У немцев дважды два всегда четыре. Немцы очень любят официально заверенные бумаги. То, что дважды два может быть пять или шесть (особенно в советской традиции), не укладывается в их представления. У них, если постановление принято, то это как вырезано в камне. А если оно принято как раз для того, чтобы не выполняться: для отвода глаз, для внесения путаницы, для внешнего лоска? Как немцу распознать такой советский трюк?

Так я и пытался оправдать владыку Марка: когда близкий человек начинает "странно" меняться, не хочется верить, что это серьезно. Получалось действительно что-то непонятное: патриарх Алексий II еще в 1991 году вроде бы официально осудил "Декларацию" митрополита Сергия, но владыка Марк ни в 1993, ни в 1994, ни в 1995, ни в 2000 гг. явно не принимал этого всерьез. А в 2005 году комиссия РПЦЗ (которую архиепископ Марк возглавляет) вдруг вспомнила о покаянной статье патриарха и сослалась на нее в своем официальном документе ("Комментарий к совместному документу комиссий"). Значит ли это, что владыка Марк все эти 10 лет ошибался? Или вот в январе 2000 года МП захватывает наше подворье, а в августе принимает "Социальную концепцию", на которую так любят теперь ссылаться наши отцы-объединители (и владыка Марк в том числе). Разбойник удерживает награбленное, не раскаивается, но торжественно обязуется исправно платить налоги. Как ему верить? Но наш епископ верит. А "по вопросу экуменизма" патриархии теперь увиливает он сам. Может, были пущены в ход какие-нибудь особенные инструменты давления на владыку, нам незаметные? Человек, вхожий к президентам и министрам, всегда под контролем. Может, его поставили в безвыходное положение – легко нам судить, думал я с надеждой...

Но настал момент, когда я понял, что искать ему оправданий больше не могу. И верить ему тоже. В его Рождественском послании 2004 года сказано: "... Да, не нашими руками и не по нашему приказу убиты бесланские дети. Но свободно ли наше сердце от всякой мысли иродовской, от всякого иродовского чувствования, от всякого иродовского раздвоения? Печальное состояние нашей Церкви, при котором мы спустя 14 лет после падения безбожной власти все еще не можем совершать таинства вместе с Церковью в России, свидетельствует о нашем злостном нерадении в преодолении духовной лености." Крепкий русский епископ, мой епископ постеснялся бы на одном дыхании, словно явления одного порядка, называть убийство детей в Беслане и разделение двух Церквей. Наш епископ посовестился бы этим несчастием подкреплять пропаганду своего нового курса.

И еще одна веха. Последняя на пути "очищения" архиепископа Марка от моего доверия. В конце 2004 года в интервью "НГ- религии", упомянув страхи в отношении имущества среди паствы РПЦЗ, он заявил: "Президент России Владимир Владимирович Путин при нашей встрече в мае сего года в присутствии Святейшего Патриарха Алексия II и Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра однозначно высказался по этому вопросу, подчеркивая, что ни российское государство, ни РПЦ МП не будут претендовать на имущество Зарубежной Церкви. И тем не менее у многих еще не хватает доверия! Необходимо, чтобы были предприняты шаги, способствующие такому доверию."

С интонациями брежневского новояза "наш" епископ призывает нас верить именно тому политику, который исполнял обязанности президента, когда было захвачено наше церковное имущество в Иерихоне. Политику, который "в присутствии патриарха" ручается за Церковь (как "тонко" показана зависимость ее от государства – но владыка Марк в восторге, словно ничего не понимает). Политику, который своей целью провозгласил экуменическое "объединение христианства". Он с пафосом призывает нас верить политику, вслед за Лениным назвавшему тюрьмой народов Россию (ту самую, которую свет Христов, по словам владыки Марка в 1994 году, осиял перед катастрофой)... Но даже будь президент Путин кристальнейшим человеком - через 4 года придет кто-то другой, не обязанный соблюдать его гарантии. Так за кого же архиепископ Марк принимает свою паству? За дураков?

Два выступления и две вехи. В безвыходном положении можно было бы все-таки сохранить достоинство и делать свое вынужденное дело тихо и быстро. Но зачем кощунствовать и заискивать? Я не знаю, что произошло с архиепископом Марком. Но после этих двух выступлений я знаю точно: это не мой епископ.

Д. КАРАМЫШЕВ


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования