Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Слёзы текут рекой. В России мироточение икон приобрело массовый и коммерческий характер


В храме апостолов Петра и Павла в поселке Лог Волгоградской области из лика Казанской иконы Божией Матери не так давно стала обильно течь маслянистая жидкость цвета крови. Подобных случаев в последние годы зафиксировано сотни, а может, и тысячи. Духовенство говорит о некоем знаке, подаваемом России свыше, ученые теряются в догадках, а простые верующие колесят по стране, обращаясь к мироточивым иконам за решением своих проблем. Не дожидаясь выводов специальных епархиальных комиссий, настоятели храмов и монастырей, приводя случаи исцеления богомольцев, объявляют иконы чудотворными.

На официальном сайте Волгоградско-Камышинской епархии РПЦ в списке святынь Казанская икона Божией Матери из небольшой церквушки в поселке Лог не значится. Однако неформально она в последнее время стала главной епархиальной достопримечательностью. Подогрел ажиотаж вывод комиссии, созданной митрополитом Германом (Тимофеевым), в которую вошли не только священники, но и сотрудники областного кардиоцентра. Изучив икону, из которой сочится маслянистое вещество красного цвета, врачи заявили, что "контуры пятна на лике Богородицы абсолютно точно повторяют анатомическую карту кровеносных сосудов на лице человека". В Лог потянулись паломники, в основном отчаявшиеся получить помощь от тех же врачей. Как утверждают в епархии, одной богомолке икона вернула зрение, вторую избавила от язв на ногах, а совсем недавно в Лог приезжала супружеская чета с десятилетним сыном-эпилептиком, и после многочасовых молитв перед иконой болезнь отступила. Теперь для сбора письменных свидетельств чудес в храме завели толстую "книгу отзывов".

Чудо – нечто сверхординарное. И совершаться чудесам полагается нечасто – иначе это уже не чудо, а норма. Однако в России в последние пять-шесть лет зафиксировано множество случаев мироточения. Причем, как подчеркивает академик РАЕН, профессор Российского государственного университета нефти и газа им. Губкина, председатель научной комиссии по описанию чудесных знамений Московской патриархии Павел Флоренский, "подобное происходит исключительно с "молодыми", новыми иконами". Вот лишь несколько свежих случаев, широко разрекламированных СМИ.

В Свято-Никольском храме Ростова-на-Дону замироточили накануне Великого поста 8 икон в нижнем ряду главного иконостаса. До этого там же мироточила икона святителя Николая... В храме Покрова Пресвятой Богородицы и Святых Царственных мучеников, что в башкирском ауле Языково, источают миро икона того же Николая-угодника и Большое распятие... Во Владивостокской епархии, на учебной базе ВМФ, Русском острове, колоритно изображенном Евгением Гришковцом в моноспектакле "Как я съел собаку", в одном из храмов Свято-Серафимовского монастыря "плачут" 4 иконы: преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского и две архангела Гавриила... В Свято-Покровском храме города Новошахтинска Ростовской области мироточат сразу 12 икон, некоторые из них начали источать миро в канун трагических событий. Например, на лике святителя Тихона Задонского оно появилось за день до того, как в августе 2004 года над территорией области был взорван террористкой-смертницей самолет Ту-154. А за неделю до захвата школы № 1 в Беслане "заплакала" икона Спасителя...

Можно гадать, к добру или к несчастью то здесь, то там начинают "плакать" иконы. Также можно гадать о размерах пожертвований, оставляемых паломниками в местах, где иконы "плачут". А вот вопрос, какова природа этих слез, – не праздный. И еще: почему в старину "плакали" считанные иконы, и это всегда расценивалось как знамения накануне каких-то судьбоносных событий, а сегодня, по словам академика Флоренского, мироточат несколько тысяч (!) иконописных изображений? Ученый обращает внимание на то, что миро, вещества, по составу схожие с оливковым маслом, не выделяются иконами, а оседают на них, подобно росе. То есть берутся откуда-то извне. Откуда? Каким образом? "Мы подсчитали, – говорит г-н Флоренский, – что для появления капелек масла на поверхности иконы высота насыщения воздушного столба должна быть 10 километров! Объяснить такое невозможно. Можно только описать. И это меня как ученого смущает..."

Смущен и Александр Московский, ответственный секретарь комиссии по описанию чудесных знамений Московской патриархии: "Вы мне задаете вопрос, на который может отвечать только богослов. Я как ученый не могу дать вам ответ – это было бы чистой воды фанфаронством. Я кандидат наук, впрочем, как и все члены нашей комиссии – ученые, но будь я хоть генерал, на подобные вопросы и генералы не отвечают. Комиссия по чудесным явлениям, созданная шесть лет назад, фиксирует подобные факты. Вы можете набрать словосочетание "мироточит икона", и вам из Интернета высыплются сотни ссылок. Вы меня спросите: "Почему так часто?" Соглашусь: часто. Но почему – не знаю..."

На последних Рождественских чтениях г-н Московский так объяснил задачи комиссии: "Мы называем себя "следователями районной прокуратуры". К нам поступает первичное сообщение, и нужно проверить: было событие или нет. Если мы констатируем, что оно было, то наша задача – описать событие, его проверить и дать научный анализ. Сделанные выводы мы направляем богословской комиссии, которая дает им духовное осмысление".

Однако в большинстве случаев почитатели новоявленных чудотворных икон, не дожидаясь выводов комиссий, устраивают шумные шоу. Самый яркий пример связан с иконой Николая II, точнее, с цветной репродукцией этой иконы, написанной в США. Репродукция, принадлежащая хирургу одной из московских больниц Олегу Бельченко, по его словам, начала мироточить 7 ноября 1998 года. Об этом г-н Бельченко поспешил рассказать настоятелю храма святителя Николая в Пыжах протоиерею Александру Шаргунову. В середине 80-х тот разместил в своем храме икону царя-мученика, уже прославленного Зарубежной Церковью, но еще не признаваемого за святого в РПЦ. Викарий патриарха епископ Арсений (Епифанов), наведавшись в храм, устроил о. Александру выволочку, а икону приказал спрятать с глаз долой. Теперь, обретя мироточивую репродукцию, протоиерей взял реванш: с его благословения эта икона побывала в более чем тридцати епархиях, на самолете крестным ходом облетела вдоль границ России, объездила весь мир – и повсюду принимается с поистине царскими почестями.

Так что не лишен резона уже не богословский и не научный вопрос: не оттого ли плач икон приобрел сегодня в России массовый характер, что и на внутрицерковную жизнь распространяются законы рынка? Спрос рождает предложения. А дальше – начинает работать, принося хорошие дивиденды, "принцип домино"...

Михаил Поздняев

22 марта 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования