Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА ВЫБОРЧА": В Китае становится все больше христиан


Мое путешествие с Библией в Китай началось с Гонконга, где мне довелось познакомиться с пастором Денисом Балькомбом. Если в будущем Китай станет вдруг христианской державой, то в этом проявится и заслуга пастора Балькомба.

Пастор выглядит как типичный американский священнослужитель - солидно и благочестиво. Но это только на первый взгляд он агнец. Нет, по жизни Балькомб скорее лев, всю свою жизнь сражающийся за евангелизацию.

Пастор свободно говорит на ханьском (китайском) языке и его кантонском диалекте. "Я как яйцо - белый снаружи и желтый внутри", - шутит он. За четверть века работы в Китае пастор из Калифорнии стал стопроцентным китайцем.

Он с удовольствием вспоминает, как впервые приехал в Китай, в Кантон, с чемоданом Библий. Тогда Балькомб был одним из первых иностранцев, посетившим эту страну после смерти Мао цзэ-дуна. Сначала ему устраивали экскурсии на передовые предприятия, а затем Денис стал преподавать английский язык (легально) и обучать Священному Писанию с распространением книг Библии в провинции Хэнань, что в глубине страны. Пастор узнал, что там есть заброшенная деревня, где ни одного иностранца не видели более полувека и где живут христиане. Балькомб попал в эту деревню только в 1987 году. На первую встречу с ним в глухую полночь пришло несколько лидеров неофициальных протестантских  "домовых церквей".

Церковь в Китае - церковь мучеников

Многие из китайских христиан только что покинули "лагеря революционного перевоспитания", иные по-прежнему в них содержатся. В годы железного занавеса, без Библии и проповедников, повторяя оставшиеся в памяти молитвы, эти евангелические христиане были лишены контактов с единоверцами, богословских знаний и книг Писания. Что и говорить, пастор им оказался попросту даром Божиим.

Библейские курсы проходили тайно, в домах с зашторенными окнами. Слушатели приходили сразу на несколько дней, захватив с собой еду, и старались как можно реже выходить на двор. Сидя в тесноте, на узких скамейках, конспектировали выступления пастора и задавали вопросы.

Поскольку и сегодня в китайской деревне европеец - явление редкое, Балькомб одевался в китайское платье и закрывал лицо. Часто от деревни до деревни крестьяне перевозили пастора в гробу.

Однажды в 1992 году местные гэбисты нагрянули на христианскую вечерю. К счастью пастор успел спрятаться в закрытом гробу. Тогда спецслужбисты потребовали от христиан оживить покойника. "Сможете это сделать?" - спросили они. "Сможем, - был ответ. - Только вот покойник при жизни СПИДом болел". Тогда гэбисты ретировались. В другой раз Балькомб удирал от агентов на велосипеде, одетый в женское платье. Его два раза арестовывали, и только вмешательство дипломатов помогло вызволить его из китайских застенков.

Сегодня, благодаря деятельности этого пастора, в Хэнани действует множество общин пятидесятников. Их религиозность очень харизматична и эмоциональна, она часто реализуется в экзотических формах исцелений, изгнаний бесов и пророчеств.

Посыльный Господа Бога.

Пастор очень рад повторять, что доставил в Китай около 10 млн экземпляров Библии. Конечно, это было бы невозможно сделать без сотен добровольцев со всего мира. В  90-х годах пастор организовал акцию "Посыльный Бога", заключавшуюся в том, чтобы каждый из отправляющихся в Китай туристов брал с собой экземпляр Библии. Казалось бы, зачем все это нужно? Ведь в Нанкине существует издательство "Амити", сотрудники которого утверждают, что уже выпустили 40 млн экземпляров Библии.

Но дело в том, что официальных пунктов продаж Библии в стране крайне мало.  А для того, чтобы приобрести более одного экземпляра, необходимо предоставить свидетельство о принадлежности к официально зарегистрированной христианской общине. Поэтому часто евангелические христиане оказываются с пустыми руками. Ограничение это как раз и задумано для членов подобных домашних церквей.
В Гонконге я встретилась с одним из таких посыльных. Для 32-летнего Доэна, американца китайского происхождения, такая миссия в Китай стала своего рода покаянием за грехи и торговлю наркотиками. Он рассказал о специальном "доме посыльных" близ границы района Гонконг с Китаем, где добровольцы проходят духовную подготовку в молитве и посте перед началом своей миссии. Затем они уладывают книги в рюкзак, а женщины - в складки и внутренние карманы специально пошитых платьев.

В 1994 году Доэн угодил в руки полиции: "Через четыре дня после приезда в Хэнань полиция ворвалась к нам в гостиничный номер. Там нашла сумки с Библией. Нас было шестеро иностранцев. Несколько дней нас держали в заключении, требуя  назвать тех, кому предназначались эти книги".

А Балькомб в очередной раз собирается в дорогу, пакуя Библии в чемодан и сумку. Эти издания настолько миниатюрны, что за один раз их удается привезти почти триста. Он не забывает и про свои китайские документы - вид на жительство и удостоверение иностранного специалиста. Оно подтверждает статус специалиста, работающего в КНР в качестве представителя иностранной фирмы, либо преподавателя языка. Хотя власти прекрасно осведомлены о том, что подобные инженеры и преподаватели являются также и религиозными миссионерами.

О таких полуподпольных миссионерах пишет в своей книге "Иисус в Пекине" бывший корреспондент журнала  "Тайм" в Китае Дэвид Эйкман. Этот американский журналист познакомился с работой подпольных семинарий, в которых готовятся подпольные пасторы, побывал также в святом для китайских христиан городе Вэнжу, где каждый пятый житель - христианин. Айкман описывает соборы в жилых домах и тайные назначения епископов. Наиболее сенсационным разделом его книги стал тот, где он рассказывает о харизматической идее, овладевшей умами китайских христиан. Они призваны обратить в христианство исламский мир и вернуться в Иерусалим с востока.

На "всемирной фабрике"

Такое впечатление, что в этот день весь семимиллионный Гонконг собрался в КНР. В переполненной электричке доезжаем до Ло Ву - второго по величине контрольно-пропускного пункта в мире.

У меня при себе нет ничего незаконного, но под ложечкой все-таки сосет от страха. Остальные "посыльные Бога" стоят в других очередях. Краем глаза вижу пастора Балькомба. Перейдя границу, долго пробираемся через длинные торговые ряды. У выхода нас уже ждут. Поздним вечером едем в городок Пинху - спутник 10-миллионного Шэнчженя, особой экономической зоны КНР.

Всего в этих местах, в дельте реки Янцзы, действуют около 500 протестантских домашних церквей, и еще столько же - официально зарегистрированных. К этому также следует добавить католиков, разделенных на официальную и катакомбную ветви.
В небольшой комнатушке с цементным полом и голыми стенами собралось несколько десятков верующих. В основном молодежь, много женщин, некоторые с детьми. Одеты в дешевые платьица и нейлоновые куртки. Все они - сельские работники. Это дешевая, дисциплинированная и трудолюбивая рабочая сила - то, что так привлекает в Китай инвесторов. Многие из этих батраков находят утешение в религии. А многие ждут от пятидеcятников чудесного исцеления.

На одной из стен  красной краской нарисован крест. В доме, где проходит собрание, живет пастор, его жена и четверо приемных детей. Балькомб с помощью электронной указки и видеопроектора демонстрирует на стене план библейского Иерусалима. Затем начинается общее моление с вознесенными вверх руками, пение. Глаза людей наполняются слезами, начинается причащение пресным хлебом и вином. Пастор кладет руку на головы многих верующих, выслушивает женщину, которая рассказывает ему о том, что ее муж завел любовницу. От верующих узнаю, что многие из них приводят своих знакомых, которые членами церкви еще не являются. Когда община станет слишком многочисленной, ее разделят в целях безопасности.

Община в Пинху - типичная для многомиллионной конгрегации пятидесятников этих мест. А рост ее, в частности, происходит благодаря тому, что некоторые ее члены, имеющие разъездную работу, становятся одновременно и странствующими миссионерами.

Иисус в Пекине

Когда к власти в Китае в 1949 году пришли коммунисты, в стране насчитывалось 4 млн христиан. Сегодня, по данным Госдепартамента США, их 100 млн, по другим источникам - 70-80 млн католиков и протестантов. В церковь приходит также много обучавшихся за рубежом студентов. Церковные источники говорят о том, что в КНР ежедневно становится на 20 тысяч христиан больше.

Однако в случае с Китаем эти относительно большие цифры не должны вводить в заблуждение. Достаточно посмотреть на карту, чтобы понять, что христиане разбиты на множество маленьких разделенных общин, находящихся часто в сельской глубинке.
Сейчас, правда, участились обращения и в городах. Так, Елена из Пекина услышала о Христе от своей учительницы английского. После года катехезы она приняла водное крещение в ванной в квартире миссионера.

Мария Кручковска, Шэнчжэнь - Гонконг

"ГАЗЕТА ВЫБОРЧА", 16 марта 2006 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru" 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования