Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

АНН: Анализ религиозной ситуации в России за 13-17 марта 2006 г.


На этой неделе все было смешано в одну кучу: Пурим и святой Патрик, США и секты, протесты против гей-парада на самом высшем уровне – на уровне Патриарха Алексия II.

Россия – Америка: кто во что верит

Палата представителей конгресса США приняла в среду резолюцию, призывающую Россию обеспечить религиозные свободы и прекратить притеснение незарегистрированных религиозных групп, осуществляемое аппаратом безопасности и другими правительственными ведомствами. Кроме того, в документе отмечается, что США следует призвать Совет Европы поднять перед представителями РФ вопросы, касающиеся свободы религии, особенно в свете той ответственности, которую принимает на себя Россия в качестве председателя Совета в 2006 г.

Отметим, что в обнародованной в четверг "Стратегии США в области национальной безопасности", американские власти утверждают, что Россия отходит от демократических свобод. В докладе прозвучала более скептическая оценка ситуации в России, чем была дана в аналогичном документе в 2002 году, сообщает The Washington Post.

Обратим внимание на то, что Конгресс просит правительство США "призвать Совет Европы и входящие в него страны поднять перед официальными представителями РФ вопросы, связанные со свободой религии". Конгресс делает намёк сомнительной интеллигентности на бессмысленность обращения к правительству России напрямую, пишет информационно-аналитический журнал GlobalRus. Двойственность позиции американских властей в отношениях с Россией проявляется здесь полностью.

Когда речь заходит о борьбе с терроризмом или экономических вопросах, Вашингтон готов вступать в непосредственный диалог с Москвой. Риторические же упражнения общечеловеческого толка, тон которых не сильно изменился с советских времён, конгрессмены предпочитают обращать в пространство.

Одним из прошлых свидетельств "недемократичного поведения" России стал доклад Госдепартамента США за 2005 год, который был обнародован в ноябре и являет собой "черный список" стран, где ограничивается свобода совести.

В этом докладе упоминался закон "О свободе совести и религиозных объединениях" (1997 год), который "создал юридические препятствия для регистрации многих религиозных групп, которые российские власти считают нетрадиционными". В качестве примера приводилась ситуация, когда российский суд отказал в марте 2004 года в регистрации "Свидетелям Иеговы". Иеговисты, весьма популярные в США, традиционно часто присутствуют в докладе госдепа. Например, в 2004 году в российской части такого же доклада факты притеснений иеговистов занимали большую часть повествования (приводились даже не очень проверенные истории о помещении иеговистов в психиатрические клиники и пытках с применением психотропных препаратов).

Кстати, по мнению главного раввина России Берла Лазара, авторы доклада госдепа США оценивают ситуацию со свободой совести в России с позиций вчерашнего дня. По его словам, сами авторы доклада поняли, что ситуация с обеспечением свободы религии в России развивается в позитивном направлении, но сделали совершенно другие выводы.

Своеобразным "ответом" на принятую в среду резолюцию стало заявление главы Минюста Юрия Чайки на расширенной коллегии министерства в пятницу в Москве. "Министерством юстиции подготовлен проект закона, регулирующего деятельность миссионерских организаций. Во второй половине этого года соответствующий законопроект будет внесен в Госдуму", - заявил Юрий Чайка.

По мнению замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, авторы представленного Кондолизой Райс доклада судят о положении дел в России с позиций "американской модели" церковно-государственных отношений.

По словам диакона Андрея Кураева, когда речь идет о взаимоотношениях государства с представителями нетрадиционных религий, вопрос состоит "в масштабе амбиций" последних. По его словам, едва ли православные, например, в Германии имеют те же привилегии, что и Католическая церковь.

Что касается положения со свободой совести в самой Америке, то, как пишут "Московские новости", по мнению американского исследователя Р. Белла, Бог в американской гражданской религии не является Богом какой-то из конкретных религий, что молитвы этой религии не являются молитвами какой-либо церкви, что какая-либо религиозная доктрина отсутствует, что гражданская религия не имеет своей теологии, картины сотворения мира, что Бог гражданской религии - Бог закона и порядка более, чем Бог любви и спасения.

Если в дополнение к перечисленным качествам американской гражданской религии вспомнить, что все важные собрания - как школьные, так и политические - начинаются ритуальными молитвами, что американские деньги освящены надписью "Мы верим в Бога" и изображением Всевидящего ока, что американский президент свои обращения к согражданам завершает фразой "Боже, благослови Америку", что над местом судей в Верховном суде можно заметить надпись "Моисей - даритель закона", а правосудие олицетворено символом греческой богини Немезиды, то возникает твердое ощущение, что подобная религиозная деятельность с обрядами, идолами и табу уже встречалась на заре человеческой цивилизации и была обозначена в истории и культуре термином "язычество".


Свобода слова – США – секты

Возвращаясь к новости о резолюции Конгресса и "притеснении незарегистрированных религиозных групп", отметим, что, по словам профессора Александра Дворкина, недавно принятый американский закон парадоксальным образом гласит, что любая группа, объявляющая свое учение религией, обязана быть признана в США (для этого требуется лишь заявление и никаких проверок и экспертиз). И, таким образом, США автоматически обязаны защищать интересы этой группы во всем остальном мире, вне зависимости от того, считают ли другие страны ее учение религией или нет.

Кроме того, американская администрация пытается обеспечить безнаказанность этих групп по всему миру, ссылаясь на религиозную свободу, и поддерживает самые различные тоталитарные секты, в том числе связанные с крайне правыми политическими кругами

Несколько потенциально важных явлений в использовании свободы слова для подавления демократических учреждений в самих США изложил Джозеф Сизар, американский публицист. Одним из явлений как раз и стал доклад госдепа о религиозных свободах. В 1998 году Конгресс США одобрил Международный акт о религиозной свободе. Основной целью этого акта является оказание помощи людям, которые подвергаются несправедливому преследованию за свои религиозные убеждения. Этот закон разрешает религиозным группам, даже тем, которые в своей деятельности используют деструктивные методы, сообщать в посольства США о примерах ограничения религиозных практик за рубежом.

В результате, ежегодный доклад госдепартамента США о религиозных свободах и правах человека содержит обзор того, кто и в какой стране по отношению к американским культам употребил словосочетание "деструктивный культ" или "тоталитарная секта". В том, что секту называют "сектой", нет ничего незаконного ни в США, ни за их пределами, но госдеп заявляет, что это – "позорное пятно" для "религиозных меньшинств". Теперь администрация озабочена не фактами убийств и пыток за религиозные убеждения, а тем, не употребил ли кто по отношению к организации или ее члену выражения "деструктивный культ" или "тоталитарная секта".


Гей-парад, Борис Моисеев и компания. Мнение Патриарха и общественности

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выразил в четверг поддержку мэру Москвы Юрию Лужкову в его решении не допустить проведения гей-парада в Москве. По мнению предстоятеля РПЦ, "мужчины и женщины являют собой два различных образа существования в едином человечестве, более того, они нуждаются в общении и взаимном восполнении".

"Вот почему Церковь всемерно поддерживает институт семьи и осуждает нетрадиционные отношения между полами, усматривая в них порочное искажение богоданной природы человека", - пишет патриарх.

Не так давно приехавший в Москву исполнительный мэр Иерусалима Игаль Амеди, также выразил солидарность с негативной позицией мэра Москвы Юрия Лужкова: "Москва – город хороший, зачем же устраивать здесь что-то подобное! Пусть они соберутся где-нибудь за городом – и там проводят". Он напомнил, что в прошлом году идея проведения аналогичного мероприятия в Иерусалиме вызвала бурное негодование местных религиозных и общественных кругов.

Заявление главы РПЦ Алексия II один из корреспондентов ресурса GayRussia считает, естественно, гомофобным, после чего задумался "о том, почему среди людей – даже образованных и "духовно просвещенных" - встречается это животное, почти звериное чувство неприятия тех, кто отличен от них или должен быть признан таковым: равно религиозной нормой, общественным". По мнению автора, гомофобия пришла вместе с христианством.

"Гомофобия – это не "воля Божья", это всего лишь проявление стадности и звериности внутри человеческой природы (впрочем, являющейся наполовину животной). А все "идеологии" - от церковной до расисткой и даже "научной", в которые любят рядиться гомофобы, - не более чем одежды для варваров, позолоченные ткани, прикрывающие гнойные струпья", - отмечается на сайте.

Что касается этой же темы, то Борис Моисеев, гастролирующий по российским городам, набрал не только овации, но и протесты православных и мусульман. В Новосибирске он провел свой концерт, во время которого обратился к верующим с призывом: "Кричите браво мне, иначе - зовите дьяволом меня. Пускай сегодня скрипка плачет - но не заплачу я!"

Кроме того, на этой неделе мусульмане Приморья поддержали православных, которые осудили приезд Моисеева во Владивосток, сообщив им о заявлении, направленном городским властям.

"Мы, мусульмане, протестуем и выражаем глубокое возмущение ввиду приезда в город на гастроли Бориса Моисеева, артиста нетрадиционной ориентации, вычурного, глубоко аморального, ведущего и пропагандирующего развратный образ жизни", - говорится в заявлении. Тем не менее, вряд ли Моисеева остановят письма и протесты, особенно если они ему нравятся.


Пурим - праздник, когда можно пить, чтобы и двух слов не отличить

Евреи России и всего мира встретили в понедельник вечером Пурим – один из немногих праздников, когда евреям разрешено употреблять крепкие напитки. В день Пурима устраивается праздничная трапеза, которая обычно продолжается до глубокой ночи. Пурим один из немногих праздников, когда евреям разрешено употреблять крепкие напитки. Мудрецы так говорят в Талмуде: "Обязан человек в Пурим выпить столько опьяняющих напитков, чтобы он не мог (ясно) установить разницу между словами (Барух Мордехай - благословен Мордехай) и (Арур Аман - проклят Аман).

Пурим отмечается в 14 день месяца адар (в 2006 году – 13-14 марта) - в память о чудесном спасении евреев от гибели, случившемся во время царствования персидского царя Артаксеркса (в еврейской традиции - Ахашвероша).

Согласно традиции царь, разгневавшись на свою жену, царицу Вашти, отослал ее и взял новую жену, еврейку Эстер. В это же время один из фаворитов царя Аман задумал уничтожить еврейский народ. Получив от Ахашвероша разрешение на исполнение задуманного, Аман метал жребий (от персидского слова "pur", жребий, и пошло название праздника) о том, когда должно произойти избиение, и жребий выпал на 14-й день месяца адар.

Узнав об этом, двоюродный брат царицы Эстер, еврейский мудрец Мордехай наказал сестре пойти к царю и молить его о помиловании для своего народа. В свое время Мордехай раскрыл заговор против Ахашвероша и так же был одним из приближенных царя. Во время пира в честь царицы Эстер царь пообещал исполнить любое ее желание. Тогда царица открыла ему умысел Амана и просила даровать жизнь себе и своему народу.

Царь разгневался на Амана - жребий обратился против него, и в 14-й день месяца адар он и десять его сыновей были казнены (Сын Ахашвероша и Эстер – Дарий II впоследствии восстановил Иерусалимский Храм, разрушенный Навуходоносором в 423 г. до н.э.). Все эти события описаны в свитке Эстер (Мегилат Эстер – одна из 24 книг ТаНаХа), торжественное чтение которого является одной из четырех заповедей праздника.

Историки насчитывают почти сто особых Пуримов, каждый из которых отмечается всей страной или отдельным городом. Отдельные люди и, тем более, отдельные города, которым угрожала смертельная опасность, неожиданно спасенные чудесным образом, могут установить личный Пурим для себя и своих потомков, в годовщину этого события. Праздничная трапеза в ознаменование очередной годовщины такого чудесного избавления имеет статус "сеудат мицва" (праздничной трапезы).

Аналитическая группа АНН,

17 марта 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования