Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

ПРЕСС-АРХИВ: Синод РПЦЗ(Л) объединяется с номенклатурной Церковью


От Редакции :

Предлагаем, несмотря на её почти 9-месячную давность, статью протоиерея Сергея Окунева, вот уже более 12 лет подвизающегося в Австралии и священствовавшего до этого в течении 15 лет в Советском Союзе в рамках МП. Статья от. Сергия за эти 9 месяцев ничуть не устарела, она как никогда актуальна, но актуальность её не сиюминутная, преходящая, а вечная. Статья для нас ценна по многим параметрам, один из них – свидетельство того, что наряду с подосланными к нам "перебежчиками" из МП, есть и глубоко честные люди, истинно ищущие духовное спасение в лоне Зарубежной Церкви. Не одни прот. Грушецкие к нам переходили. Статья для нас ещё ценна тем, что наглядно, аргументированно, на конкретных примерах и свидетельствах излагает нравственную суть сергианства и лишний раз развеевает вольную или невольную, но тем не менее явную ложь, сказанных Вл. Амвросием слов на ноябрьском совещании : "Каждая из частей Русской Церкви прожила свой собственный ХХ-ый век. В России это был век мученичества, исповедания веры, преследований". Согласно логике сергианского лозунга "Наши радости – Ваши радости", следует строго различать, как мы писали в рецензии этого Совещания, кто в данной обстановке пожинал "горькие плоды", а кто проживал "в сладком плену". Статья, наконец, ясно указывает, что не с русским верующим народом, не с добрыми русскими батюшками РПЦЗ(Л) ищет объединение, а с номенклатурной Церковью, с наследниками упомянутого здесь "патр." Алексия I /Симанского/, того самого, о ком после подписания "Декларации о лояльности" верующие говорили м. Сергию, что его одно присутствие дискредитирует подобранный им Синод.

Сvнод  РПЦЗ(Л)  объединяется  с номенклатурной  Церковью

Что такое сергианское "Наши радости - Ваши радости" в реальной действительности?

Поскольку моя судьба сложилась так, что я служил 15 лет в Московской Патриархии и вот уже 12 лет служу в Русской Зарубежной Церкви, я решил написать, что такое МП — чтобы священнослужители и прихожане, жаждущие незамедлительного объединения, объективно поразмыслили о том, что нас действительно объединяет или разделяет.

Когда я учился в Ленинградской Духовной Семинарии, нам нередко приводили пример того, как прихожане любят и почитают своих пастырей: "Вот во время блокады Ленинграда, когда миллионы жителей умирали от голода, ни один священник, не умер с голоду потому что прихожане заботились о своих батюшках!"

Уже в то время, посетив Пискаревское кладбище, на котором похоронены ленинградцы умершие в блокаду, я увидел маленький кусочек коричневой массы, состоящей из опилок, клея и чего-то мучного, называемого "пайкой блокадного хлеба", и подумал, что невозможно было голодному, умирающему человеку поделиться с батюшкой таким "хлебом" весом в несколько грамм. Но тогда, — как жили батюшки в блокадном Ленинграде и почему, в самом деле, ни один из них не умер с голоду?

Вторая тайна заключалась в невиданной роскоши и огромных материальных ценностях, которые я видел у старых ленинградских священников в доме. На стенах висели дорогие картины, шкафы ломились от дорогой посуды, с потолка спускались тяжелые хрустальные люстры дворцового происхождения, а в углу висели старинные иконы в дорогих окладах.

Помня об изъятии церковных ценностей в 20х годах и о грабежах во время Гражданской войны, я не мог понять как все это могло уцелеть, или как все это можно было быстро заново приобрести? Тогда какие же деньги были в карманах у тех священников?!

Секрет мне раскрыл мой духовник, старый протоиерей Константин Быстреевский, ныне покойный. Царствие ему Небесное...

Летом 1941-го года немецкие войска стремительно продвигались в глубь страны. Как рассказывал мне покойный настоятель Всехсвятского храма протоиерей Анатолий Казновецкий, живший в то время в г. Кременец Тернопольской области, местные жители встречали немцев с хлебом-солью, звонили праздничным звоном колокола и все говорили друг-другу "Христос Воскресе!". Немецких солдат встречали как освободителей от советского режима. Войдя в село, немецкое командование немедленно открывало закрытые большевиками церкви.

Видя какую авторитетную роль играет открытие храмов на оккупационной зоне, Сталин вынужден был изменить политику по отношению к Церкви… и решил основать Московскую Патриархию.

Сталин создал эту церковную организацию по советскому образу и подобию. То есть весь епископат переходил в ранг особо избранных людей с большими привилегиями, которых в советское время называли "номенклатурой". К номенклатуре принадлежали все члены ЦК партии, главы обкомов и горкомов, министры, директора крупных заводов и предприятий, главные редакторы газет и журналов, известные писатели и композиторы и т. д.

Они жили в роскошных, охраняемых дачах и особняках, кормились и одевались в особых закрытых магазинах и столовых, отдыхали в закрытых курортах и пансионатах, ездили на казенных автомобилях, которые злые языки прозвали "членовозами", потому что на них ездили члены политбюро. Нужно было лишь признать советскую власть как самый лучший социальный строй в мире и все радости и успехи этой власти становились радостью Церкви, то есть МП, а все несчастья и печали этой власти автоматически становились несчастьем и печалью этой Церкви.

Но, пожалуй самое главное, - все номенклатурщики были неподсудны и никогда не подвергались никакой критике со стороны средств массовой информации. Даже когда Хрущев воздвиг массовую компанию гонения на Церковь и не было ни одного газетного номера без фельетона на священника, ни один епископ никогда не подвергся никакой критике, преследованию или унижению.

Все эти священноначальники всегда говорили одно и то же: "Мы спасаем Церковь" Но кто же спасался в такой "Церкви" ? Только одни архиереи- номенклатурщики! Они всегда спасали и выгораживали только "сами себя и друг друга!" Они с удовольствием паслись возле номенклатурной кормушки забыв о нуждах своих прихожан и приходских священников. Ни разу за все время советского режима ни один архиерей не защитил ни одного из своих прихожан или священников, попавших в немилость.

А в это время их прихожане ютились в тесных коммуналках, в полусырых подвалах, общежитиях или железнодорожных теплушках. Представьте себе, чтобы Архиепископ Иоанн Шанхайский не разделил бы бремя страданий своих духовных чад, брошенных на острове Тубабао на Филиппинах и уехал бы в США. А ведь у него была на руках американская виза! Но первым долгом он счел разделить изгнание со своими прихожанами, заброшенными на острова пальм и тайфунов.

Вот что мне рассказал на ушко мой духовник, старый заслуженный протоиерей Константин Быстреевский : "После революционного лихолетья он работал на одном из больших ленинградских предприятий. Вкусил весь ужас блокады. Но однажды, когда он молился в храме, его узнал один из клириков. Подошел к нему и любезно предложил снова стать священником для чего сегодня вечером они встретятся в условном месте и тот отведет его к митрополиту Алексию. "И, вот, — рассказывал мне отец Константин, — ближе к вечеру мы, как и все священнослужители блокадного Ленинграда стекались на второй этаж Никольского собора, где были уже расставлены столы ломившиеся от закусок, вин и фруктов. Складывалось такое впечатление, будто нет ни голода, ни войны, ни блокады. Во главе стола сидел митрополит Ленинградский и Ладожский Алексий Симанский - будущий патриарх Алексий Первый. Меня подвели к митрополиту, который узнал меня, милостиво принял и позволил сесть за стол. Вместе с батюшками допускались к столу и матушки, одетые как на бал".

Во время ужина произносились бесчисленные тосты за Сталина, Берию, Кагановича и прочих именитых коммунистов. Так "переживала" блокаду МП. Остатки же ужина разбирались сумками по домам. И на эти-то остатки и кусочки сахара, колбаски, хлебушка различными путями скупались те самые бриллианты, золотые и серебряные столовые приборы, кресты и панагии с драгоценными камнями, которыми щеголяли послевоенные протоиереи и епископы.

Незадолго до моего отъезда в Австралию, в Чистом переулке из открытых окон здания во дворе МП я слышал громкий спор между епископом Арсением и одним старым протоиереем. Священник предлагал бриллиантовый крест митрополиту за 40 тысяч, а иерарх упирался и говорил, что он больше 20-ти не стоит. А откуда был у этого протоиерея такой дорогой крест?! Наверное купил по случаю за несколько кусочков сахара или колбаски...

Конечно, каждый человек, стоя между жизнью и смертью, имеет право выбрать жизнь. Речь о другом. Формально по закону в советское время Церковь была отделена от государства, но фактически, являлась одним из звеньев государственного идеологического аппарата. Особенно это касалось Отдела Внешних Сношений. МП и ее деятельность зорко контролировались КГБ и другими государственными органами. Об отделении от государства МП и не мечтала, да и не желала этого. Создав номенклатурную Церковь, Сталин отделил Церковь от народа, от его радостей и печалей.

Так, неплохо живя в блокадном Ленинграде, ни один священник не пожелал разделить участь своих прихожан. Этот эпизод - есть горький срам, вошедший в историю МП !

На эту дьявольскую ловушку на физическое выживание попадались многие. Каждый священник понимал: или он и его семья умрет с голоду, или он обязан всей душой быть предан этой власти. Так самой жизнью воспитывалось надломленное поколение священнослужителей, поставленное советской системой в двуличное положение. При этом истинные нужды народа, его радости и печали были чужды официальной Церкви. Церковь перестала быть частью жизни народа. Она стала номенклатурной !

Поэтому, когда патриарх Алексий Ридигер пишет о том, что ему хорошо жилось при советской власти, он говорит правду !

Протоиерей Сергей ОКУНЕВ

Настоятель Св. Петропавловского Храма РПЦЗ в г. Перт, Австралия

Наша Страна – N° 2774 от 25 июня 2005 г.

Опубликовано: "Западно-Европейский Вестник"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования