Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Мусульмане вышли из строя. Совет муфтиев России выступил против законопроекта «О военных священниках»


 В субботу на заседании президиума Совета муфтиев России (СМР) был рассмотрен вопрос о введении института военного духовенства. Кстати, о повестке заседания председатель СМР шейх Равиль Гайнутдин объявил еще в пятничной проповеди в московской Соборной мечети. Российские муфтии решили, что институт военных священников приведет к монополии Русской Православной Церкви в армии и спровоцирует обострение межнациональных отношений среди солдат. Похоже, что этого мнения придерживаются не только имамы, но и российские раввины, пасторы, ламы.

О том, что Совет муфтиев России считает нецелесообразным введение в нашей стране института военных священников, пресс-служба СМР заявила еще 14 февраля. Тогда, в канун Дня защитника Отечества, это заявление воспринималось лишь как реплика в дискуссии, разгоревшейся на волне борьбы с "дедовщиной". После инцидента с Андреем Сычевым подготовка правовой базы для хождения батюшек в армию получила мощный импульс – и Главный военный прокурор ВС РФ генерал-полковник юстиции Александр Савенков ударными темпами выдал на-гора законопроект "О военных священниках".

Заметим, что с текстом документа не сочли должным дать ознакомиться представителям ни одной религиозной конфессии, кроме Русской Православной Церкви. Немудрено, что глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов взял на себя роль главного "пиарщика" законопроекта. В его многочисленных комментариях и интервью фигурировали такие детали, как численность православного и мусульманского духовенства в войсковых частях (о прочих речи вообще не шло). Говорил отец Димитрий, причем так, будто вопрос решен заранее, и о форме одежды российских капелланов, и об офицерских званиях, которые будут им присваиваться. Но, похоже, лоббисты закона, провозглашенного панацеей от "дедовщины" и прочих армейских бед, перестарались. Лидеры мусульман – те, на чью поддержку рассчитывала РПЦ, суля им аж 30 штатных единиц в казармах, – нанесли протоиерею Димитрию Смирнову, прокурору Александру Савенкову, депутату Думы Александру Чуеву и иже с ними удар ниже пояса.

В принятом СМР 11 марта заявлении прямо говорится: "Попытка грубого "продавливания" введения института священников в армии чревата тяжелейшими последствиями для судеб поликонфессиональной по своему составу Российской армии, общества в целом".

В заявлении Совета муфтиев России подчеркивается: подготовленный в Главной военной прокуратуре проект федерального закона "О военных священниках" не прошел гласной общественной экспертизы и не был согласован с представителями основных религиозных организаций страны. Более того, "в ряде своих статей этот законопроект противоречит Конституции РФ и, будучи принят Федеральным собранием, может спровоцировать межрелигиозное противостояние в воинских частях".

Жесткость оценки СМР законопроекта объяснима все более ощутимыми в последние месяцы трениями в диалоге с православными. Напомним: начались они с публикации книги Романа Силантьева "Новейшая история исламского сообщества России", которую Совет муфтиев счел для себя оскорбительной. Не столько в силу приведенных в ней фактов и оценок, сколько по причине того, что г-н Силантьев являлся исполнительным секретарем Межрелигиозного совета России (МСР), "дочернего филиала" Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, призванного симулировать единодушие лидеров "традиционных конфессий". До появления этой книги симуляция протекала более-менее успешно, а тут разгорелся скандал. Совет муфтиев заявил о приостановке своего членства в МСР, г-н Силантьев подал в отставку, за него вступились оппоненты главы Совета муфтиев шейха Равиля Гайнутдина, выяснилось, что кое-кто из них помогал Роману Силантьеву в сборе компромата, последовали кадровые перестановки. Всем стало ясно: модель современной России – православной страны "с мусульманским акцентом" не просто дает сбои, а уже не работает с той эффективностью, как задумывалось в начале 90-х. Слишком уж много накопилось у мусульман проблем. И слишком уж беззастенчивы претензии РПЦ на роль "первой среди равных".

Энергичными усилиями прямого начальника г-на Силантьева, главы ОВЦС митрополита Кирилла (Гундяева) конфликт в МСР удалось погасить. Но тут, как снег на голову, сообщение о создании при Совете муфтиев России комиссии по исламо-христианскому диалогу. РПЦ резонно расценила комиссию как альтернативу МСР, официальные представители патриархии высказали беспокойство по поводу ее создания. Тревога была обусловлена и тем, что секретарем новой комиссии стал руководитель Русского мусульманского союза Искандер-Александр Казаков, из лона Православия перешедший в Ислам, и еще больше тем, что в первом же своем заявлении для прессы г-н Казаков подчеркнул: "Мы будем вести диалог не только (читай: не столько. – "НИ") с Русской Православной Церковью, но и с другими христианскими конфессиями и организациями, признанными в России и в мире. У нас был очень хороший опыт общения с Католической Церковью, будем общаться и с протестантами, и с толстовцами".

Субботнее заявление Совета муфтиев России следует рассматривать именно в контексте событий последнего времени. Заметив, что "полностью разделяет политику нашего государства, направленную на укрепление духовно-нравственных начал и морально-психологической обстановки в Вооруженных силах" и последовательно выступает "за законодательное регулирование участия представителей всех официально зарегистрированных религиозных объединений России в духовно-нравственном воспитании военнослужащих", СМР тут же сделал категорический вывод: "Этой цели не соответствует предлагаемый проект закона РФ "О военных священниках"... Выяснение в казармах вопроса о том, у кого вера "правильнее", кто "еретик" или "сектант", может привести не к сплочению бойцов, а, наоборот, к перенесению образа "врага" на соседа по койке, исповедующего "не ту" религию или отправляемую "не так". Все это способно привести к подрыву боеспособности Вооруженных сил страны, разрушить хрупкий межконфессиональный и межрелигиозный мир в войсках, может спровоцировать столкновения между воинами".

Самым важным в заявлении СМР представляется, пожалуй, вот какое место: "Нашу тревогу разделяют все, кроме РПЦ, представители религиозных направлений, в том числе христианские. Они, как и мы, выступают против поспешного введения в армии института военных священников". Понятно, что заявлению лидеров мусульман предшествовали консультации с представителями "религиозных меньшинств", обеспокоенных тем, что в законопроекте (статья 3, п. 2) прямо говорится о "противодействии деятельности экстремистских религиозных течений и сект" в армии. Это, по убеждению СМР, "придает воинским частям абсолютно не присущие им функции, возложенные сегодня федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" на прокуратуру и экспертные советы при органах юстиции. В других странах, где функции воспитания военных возложены на представителей конфессий, строго запрещена какая-либо религиозная полемика, характерная для мирной общественной жизни".

В экспертном заключении, которое опубликовано одновременно с заявлением СМР, обращается внимание еще на несколько коварных пунктов в законопроекте. Так, статья 4 предусматривает должность главного военного священника, которым, без сомнений, станет православный. Вопрос: как могут представители других конфессий подчиняться ему в религиозных вопросах, которые согласно статье 2, являются целью их пребывания в воинских частях? Это относится и к аттестации военных священников (ст. 6) – каким образом православный священник будет аттестовать имамов, раввинов, пасторов, лам? Наконец, статья 9, п. 3 предоставляет главному, то есть православному, священнику право наказания подчиненных – например, мусульман и иудеев, что, справедливо замечают эксперты, "противоречит Конституции РФ и несет явную угрозу межрелигиозным отношениям в боевой обстановке".

Налицо – уже не разногласия между двумя самыми многочисленными религиозными объединениями, но признаки "антиправославной коалиции".

Для этого, впрочем, все сделали те, кто лоббирует законопроект. Скажем, отец Димитрий Смирнов в одном из интервью на вопрос: "Будут ли в нашей армии ламы?" – ответил: "В соответствии с зарубежной практикой, 1 капеллан приходится на 700–800 человек личного состава. У нас нет такого количества буддистов, следовательно, и не нужен лама. Но если найдется один буддист, он может обратиться к православному священнику (!) или мулле (!!!), которые смогут обеспечить его религиозную потребность..." Еще интереснее ответ о. Димитрия на вопрос об иудеях: "В нашей армии нет ни одного иудея. Уже было обращение нашей синагоги к министру обороны, и он дал благословляющую (?) резолюцию..."

Трудно сказать, откуда протоиерей Смирнов почерпнул информацию о буддистах и иудеях в наших Вооруженных силах. Как и то, что якобы 80% россиян поддерживают идею института армейских священников. Согласно февральскому опросу общественного мнения, проведенному Центром Юрия Левады, таковых не более 12%. Впрочем, возможно, социологи и рвущиеся занять новый плацдарм чиновники патриархии имеют дело с двумя какими-то совсем разными армиями. Если так – тем тревожнее предостережение Совета муфтиев России.

Михаил Поздняев
"Новые известия"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования