Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ И СМИ": Старообрядцы и власть. Интервью с доктором философских наук Михаилом Шаховым


– Отношения старообрядчества с властью всегда складывались непросто. Что, на Ваш взгляд, сделано в последние годы для преодоления этой тенденции?

– Несомненно, ситуация радикально улучшилась в начале 90-х гг. ХХ в. после отмены атеистической политики. С тех пор старообрядческие религиозные организации беспрепятственно регистрируются, им, хотя и не всегда, возвращаются культовые здания. Говорить о радикальных переменах (ни к лучшему, ни к худшему) в отношениях между государством и старообрядческими организациями в последние годы оснований нет. Нынешний первоиерарх Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий принимает участие в работе Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ и Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. В то же время Древлеправославная Поморская Церковь (беспоповцы) уже несколько лет как перестала быть представленной в этих структурах.

Далеко не все государственные служащие в центре и на местах знают, кто такие старообрядцы. В представлении некоторых из них Православие – это только Московский Патриархат, а все остальные – какие-то подозрительные "сектанты" и "раскольники". Это, разумеется, не способствует улучшению отношений между властями и старообрядцами. Хочется надеяться на то, что уровень религиоведческих познаний чиновников будет повышаться.

– Старообрядцы в конце 19 – начале 20 века довольно активно участвовали в политике России. Надо ли современному старообрядчеству активизировать свою деятельность в указанном направлении? И если надо, то почему.

– Я не вполне согласен с исходным утверждением. Действительно, некоторые старообрядцы (или выходцы из старообрядческих фамилий, как например, Гучков) участвовали в политической жизни дореволюционной России. Однако, если под политикой понимать не любые формы отстаивания своих прав и интересов, а участие в борьбе за обладание политической властью, ни одна из старообрядческих религиозных организаций в ней не участвовала, хотя попытки вовлечь их были и со стороны революционеров, и со стороны монархических партий. Несомненно, в наше время следует придерживаться норм законодательства, не допускающих прямого участия религиозных организаций в политической борьбе.

– Существуют ли какие-либо объективные проблемы, мешающие старообрядцам занять свою нишу в общественно-политической жизни России?

– Думаю, что выражение "занять свою нишу", хотя и стало расхожим, в данном случае не совсем уместно. Кроме того, всякая социальная общность уже в силу того, что она существует, тем самым занимает какое-то место в общественной жизни. Миссия Церкви Христовой в жизни общества состоит в том, чтобы давать людям то, что не способна дать им никакая другая религия – путь к соединению с Богом, к спасению души. Проблемой для старообрядчества, с моей точки зрения, является недостаточная миссионерская активность, что обусловлено рядом причин, в том числе малочисленностью пастырей и начетчиков, изоляционистскими тенденциями.

– Какие перспективные пути сотрудничества старообрядцев и российских властей Вы видите сегодня? (какие-то конкретные примеры, если они есть)

– Старообрядческие религиозные организации выполняют значительную работу по сохранению и реставрации культовых зданий, являющихся памятниками истории и культуры. К сожалению, оказываемая им государством материальная поддержка не соответствует реальным потребностям. Прискорбным фактом является то, что несмотря на неоднократные обращения старообрядческих религиозных организаций, власти разных уровней постоянно практикуют передачу старообрядческого по происхождению религиозного имущества (и храмы, и иконы, и др.) не историческим владельцам, а Московской Патриархии.

Старообрядческие общины и централизованные организации существуют в целом ряде стран – бывших республик СССР, в странах дальнего зарубежья. Полагаю, что при поддержке государства старообрядческие организации могли бы содействовать укреплению контактов России с "русской диаспорой" в этих странах.

Александр Трифонов

6 марта 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования