Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

ПРЕСС-АРХИВ: Летопись единоверческой жизни (Михаило-Архангельская община)


В ноябре сего года в день Престольного праздника — Собора Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных исполняется 315 лет со дня открытия единоверческого храма Архангела Михаила и 13 лет возобновления в ней богослужений.

Мы сердечно поздравляем всех членов причта, прихожан, попечителей нашего храма с высокоторжественным праздником и юбилеем!

В эти праздничные дни невольно задумываешься о той, что будучи служителями и прихожанами Михаило-Архангельского единоверческого храма, мы являемся свидетелями и участниками далеко не рядовых событий в жизни Русской Церкви.

... В конце 1980-х годов вопрос: "Быть или не быть Единоверию в Русской Церкви?" стоял очень остро. Прихожане последних действовавших единоверческих храмов святителя Николы Чудотворца на Рогожском кладбище в Москве и Покрова Пресвятыя Богородицы в селе Малое Мурашкино Нижегородской губернии (тогда еще Горьковской области) в основном были весьма преклонного возраста и постепенно уходили из этого мира.

Пожалуй, единственная надежда на возрождение старообрядных приходов в лоне Русской Православной Церкви была связана с возможностью открытия исторически известного даже по всероссийским меркам подмосковного храма Архангела Михаила в селе Михайловская Слобода.

Богослужения в Михаило-Архангельской церкви были прекращены в 1961 году, и, вероятно, ее будущая история ничем бы не отличалась от десятков и сотен других закрытых единоверческих храмов (а в начале двадцатого столетия их количество во всей России превышало 600), переданных после открытия общеправославным или старообрядческим общинам, если бы не ее прихожанки, оказавшиеся достойными наследницами славных традиций Единоверия в Михайловской Слободе. После закрытия своего родного храма многие из них стали посещать богослужения Московской Никольской единоверческой церкви на Рогожском кладбище. С трудом добираясь до московского храма, преодолевая немалое расстояние и транспортные проблемы, они оставались верными преданию своих отцов, строго хранивших древлее благочестие в лоне Русской Православной Церкви. В самой Михайловской Слободе, а также всегда входивших в наш приход деревнях Кулакове, Мулково и Дурнихе, несмотря на закрытие храма, религиозная жизнь не прекратилась: в случае смерти близких сельчане обращались к незабвенным "читалкам", которые не только всю ночь читали Псалтырь по усопшим, но и молились мирским чином панихиду, трогательно выпевая "непорочны" особым, присущим только хору нашего храма роспевом. Кроме того, наши прихожанки собирались в собственных домах и молились службы суточного круга, имея необходимые богослужебные книги, а самое главное — знания, умения и любовь к церковному уставу. В ту нору некоторые дома в Михайловской Слободе и других деревнях нашего прихода больше; напоминали часовни; чем собственно места для проживания. Несомненно, что именно их горячая вера, молитва и любовь к Богу способствовали тому, что многими трудами и усилиями к концу 1980-х стало возможно открытие родного храма.

Мы не будем описывать многотрудную борьбу, которую пришлось вести за передачу храма верующим, в свое время мы планируем опубликовать отдельным изданием все известные нам сведения по истории Михаило-Архангельской единоверческой церкви, в том числе и о периоде, предшествовавшем ее открытию. Сейчас же мы заметим, что после открытия храма в 1989 году большая часть общины Московского Никольского единоверческого храма (к тому времени ее составляли многие наши прихожанки) перешла в Михайловскую Слободу. Единоверие в Москве на тот момент фактически прекратило свое существование.

...В апреле 1989 года был совершен иноческий постриг, за которым последовало рукоположение в диакона и священноинока бессменного настоятеля нашего храма, ныне священноигумена Иринарха. Батюшка — потомственный единоверец, с малых лет посещавший Никольский храм на Рогожском кладбище, в юные годы бывший певчим, а затем и головщиком хора.

Трудный выбор, стоял перед батюшкой — оставаться в благоустроенном московском храме, где единоверцам к тому времени принадлежал лишь один предел или перейти на служение в Михайловскую Слободу, где храм по-прежнему был занят архивом "Книжной Палаты", а в случае его освобождения предстояла огромная работа как по реставрации здания церкви, так и по восстановлению некогда истового богослужения и активной общинной жизни.

Отец Иринарх выбрал последнее, и этот выбор определил будущее возрождение и развитие Единоверия в Михайловской Слободе.

Не будем распространяться о том, насколько преобразился за прошедшие 15 лет храм Архангела Михаила, как разительно изменился внешний вид территории, прилегающей к церкви, — фотографии наглядно показывают, что было в начале 1989 году и что есть на сегодняшний день.

Самое главное, наверное, все же то, что и восстанавливающийся храм, и все новые строения, предназначенные как для богослужебного использования, так и для образовательных, жилищных и других нужд общины, в настоящий момент остро востребованы а значит огромный труд отца настоятеля и членов общины, помощь попечителей и прихожан не напрасны, и все мы вправе надеяться то, что древлее благочестие, воспринятое нами от предшественников, предлагающее нелегкий, но верный путь ко спасению, в будущем процветет в Михайловской Слободе яко крин в месте, почти тридцать лет представлявшим собой неплодящую духовную пустыню.

"ПРАВДА ПРАВОСЛАВИЯ", Ноябрь 2004, № 11(26)

Опубликовано на сайте "РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования