Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЧАС.UA": Курс на новое единомыслие. Предпринятые руководством РПЦ МП попытки ввести в школы курс «Основы православной культуры» столкнулись с сопротивлением многоконфессионального общества


Курс на новое единомыслие

Идея введения в программы украинских школ предмета, который знакомил бы учеников с основами христианства, в наших СМИ пока не обсуждается столь горячо, как это уже несколько лет происходит в России. Предпринятые руководством РПЦ МП попытки ввести во все российские школы курс "Основы православной культуры" столкнулись с сопротивлением многоконфессионального общества. Православные активисты, не найдя поддержки в Министерстве образования, предлагающего альтернативный ОПК предмет "История религии", начали вводить факультативный курс в регионах. Однако людей, объявивших себя носителями "православной культуры", не устраивает факультативное преподавание ОПК в отдельных школах, они хотят все и сразу. Лидеры Союза православных граждан, среди которых числится отправленный украинскими пограничниками обратно в Москву из Симферополя Кирилл Фролов, требуют отставки министра образования Андрея Фурсенко. И хотя Украина по сравнению со своим северным соседом отличается веротерпимостью, нет гарантии, что и она застрахована от попыток внедрения в сознание школьников идеологии какой-либо из конфессий, сумевших тесно подружиться с властью. О том, чем это чревато для светского общества, на примере России размышляет каш корреспондент Вадим Дышкант.

Соломинки и бревна

Если задаться вопросом, кому сегодня на Руси жить тяжело, то в рейтинге "униженных и оскорбленных" первое место, вне сомнения, займут православные националисты (нелепое, конечно, словосочетание, ибо в изначальном христианстве "нет ни эллина, ни иудея"). Невзирая на их близость к власти, что дает возможность захватывать стратегически важные объекты в стране, врагов у РПЦ МП и обслуживающих ее общественных организаций пока что остается очень много – тут и масоны, и непослушные чиновники, и мусульмане с иудеями, и прочие кришнаиты. Все они, разумеется, являются пособниками врага человеческого.

Список коварных проделок того, чье имя не вспомнишь без омерзения, можно составлять до бесконечности, поскольку дело не в реальном наличии внешних врагов, а в особом состоянии сознания, во врагах, как легкие в воздухе нуждающегося. Сознания, если использовать библейскую лексику, слепого к своим "бревнам" и без усталивыискивающего соломинки в чужом глазу. Например, в глазах Фурсенко и прочих образованных интеллигентов, отдающих предпочтение не "ОПК", а курсу "История религии".

Между тем, об эти самые "бревна", торчащие из помпезного здания современного русского Православия, и споткнулись многие россияне, не испытавшие восторга от перспективы навязывания им новой сомнительной идеологии. Ибо у россиян, переживших эпоху коммунистического единомыслия, есть все основания полагать, что новая идеология опять окажется лживой и бесчеловечной. Что их дети получат в школах не Православие Серафима Саровского и других великих святых, а его бытовой суррогат, густо замешанный на личных интересах борющихся за монополию на религиозном рынке клириков и поддерживающих их политиков.

Родственная близость новой и старой идеологий и методик преподавания становится очевидной, если открыть учебник А.В. Бородиной. Ее "Основы Православной культуры", как и советские учебники по гуманитарно-общественным дисциплинам, тщательно наводят глянец на историю. Например, в статьях о семи Вселенских Соборах вы найдете классификацию различных ересей, коими объявлялись учения, расходящиеся с генеральной линией объединившейся с кесарями церковной верхушки. Но, как в учебниках по истории ленинской партии и созданному ею СССР тщетно искать правду о том, что происходило с осужденными тем или иным партийным съездом "отщепенцами", так и в гламурном "ОПК" вы не найдете правды о судьбе "еретиков", осужденных на казнь. Кстати, говоря о причастных к принятию христианства на Руси киевских князьях, которых Бородина считает русскими, автор, очевидно во избежание лишних вопросов, крайне редко вспоминает Киев.

Родство "Основ православной культуры" с советскими учебниками не случайно. В пользу старого образования высказался сам Патриарх Алексий ІІ, который убежден, что "советская воспитательная система сумела достичь определенных успехов" и что социалистические нормы поведения, которым обязаны были следовать все советские люди, "были близки к заповедям Христовым".

Поскольку курс поддерживают те, кто через религиозный предмет хотят распространять свою партийную идеологию, не чуждую антисемитизма и прочих ксенофобских настроений, то в учебнике Бородиной вы обнаружите очень любопытные выводы. Причиной распятия Христа, по ее версии, было то, что "этот народ (иудеи ­– Ред.) думал о земном: о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии, поэтому идея вечной жизни через спасение от грехов и, страстей и зла была непонятна ему". Этот пассаж интересен не только тем, что в распятии Спасителя обвиняется целая нация (к которой Он сам и Его ученики, кстати, принадлежали), а не жаждущие смерти Христа первосвященники. Ведь именно они возбудили в народе ненависть к Сыну Человеческому (в Евангелии от Марка читаем, что "первосвященники предали Христа из зависти"). Автор "учебного пособия" даже не удосужилась подумать, что выдвинутые еврейскому народу обвинения бумерангом бьют в современную Русскую Церковь. Это о ней, устремленной к "земному благополучию", в канун Нового года свидетельствовал Алексий ІІ, напомнив служащему мамоне клиру, что Церковь – не "сфера добывания денег, материальных благ и наград". Да и сам русский народ, кажется, не лишен мечтаний "о своей независимости, власти над другими народами и о земном благополучии".

Вот и возникает вполне закономерный вопрос: почему же у этого развращенного, по выражению Патриарха "не способного проникаться болью человека", а лишь эксплуатирующего "в людях формальное обрядоверие" клира, российские дети должны учиться распинать Иисуса на кресте лицемерия и жадности к богатствам тленного мира? Почему дети должны учиться у фанатичных православных фундаменталистов не любить людей, а с параноидальной навязчивостью выискивать во всех инакомыслящих происки сатаны?

Зерна и плевелы

Истина, как известно, в гламуре не нуждается. В него маскируется ложь. Или полуправда, которая правдой, как ее не украшай, никогда не станет. Правда же заключается в том, что в истории христианства и представляющего его Русского Православия (как и в истории всякого, то ли религиозного, то ли социального учения, искажающегося немудрыми и недобросовестными адептами) слишком много неприглядного. Неприглядна в истории Русской Церкви не только борьба с иноземцами и иноверцами – антисемитизмом бытовое православие больно уже давно. Черносотенцы лишь продолжили "славное" дело борьбы с "жидовствующими еретиками" "святого" Иосифа Волоцкого, еще в начале XVI века уверявшего свою паству, что "грешника или еретика руками убити или молитвою – едино есть". Согласно его заветам требующими расправы были признаны старообрядцы и многие другие "еретические" христианские течения (о чем доступный мне учебник Бородиной также умалчивает).

Если Церковь взращивала таких "святых", как Волоцкий, то неудивительно, что цари, подобные Иоанну Грозному, также вписываются в "православную культуру". Тем более неудивительно, что в "культуре" современного православия находится место и "православному атеисту" Лукашенко, и даже "православному сталинисту" Макашову. Такое безбрежное толкование православия и рождает миф о православной Державе, в которой более 80 % граждан автоматически приписываются к РПЦ МП. В этот миф уверовал даже российский президент, похваставшийся летом на Афоне, что в его стране из 145 млн. граждан 130 млн. являются православными.

Так вот, от соприкосновения с таким православием противники "ОПК" и хотят уберечь невинные детские души. Ибо в нем нет места не только современным Александру Меню или Антонию Сурожскому (оба объявлены радикальными националистами "плачевным результатом канонического нарушения", "одной из язв на теле Русской Церкви, которая требует лечения"). Что, конечно, неудивительно. Ибо митрополит Антоний Сурожский помимо прочей "ереси", сказал еще и такое: "говорить о совпадении русскости и православия – это унижение Божественного, вечного, беспредельного". В культуру православного атеизма не вписываются и спорившие с инквизитором Волоцким белозерские старцы-нестяжатели, убежденные, что никому не позволено "выбирать плевелы на пшеничном поле"(Мф.13,24-30), тем более проявляя неразборчивость в средствах.

Из "культуры" православной инквизиции выпадает и русский народ с его высмеивающим недобросовестных церковников площадным, скоморошьим творчеством. Это оно вдохновило Пушкина на сочинение поэмы, в которой работник Балда предстает положительным героем по сравнению с неразумным и жадным священником, оскорбительно названным "попом". О Толстом же и его последователях даже и речи быть не может – писатель до сих пор числится в нераскаянных грешниках, отлученных от Церкви за свое сопротивление материализму и безнравственности православных иерархов.

Сначала культура – потом курс

Так что, как ни крути, своей причастностью к подлинной православной культуре Любви и Милосердия адепты "Курса ОПК" похвастаться, увы, пока не могут. Вместо культуры они предлагают россиянам "основы" своей ксенофобии. Если исходить из уже процитированного выступления Патриарха в Храме Христа Спасителя, то нынешние клирики должны были бы бороться за преподавание не ОПК, а УПК. Бесконечные публикации в СМИ, разоблачающие их далекие от служения Создателю деяния, лишь подтверждают обвинения Алексия ІІ – церковная элита заражена стяжательством, подталкивающим к нарушениям законов Бога и государства. В конце концов, культуру должны давать обществу ее носители, а не переносчики.

Конечно же, обиду Союза православных граждан, пытающегося низвергнуть министра образования в ад, можно понять. Одержав победу и взяв на контроль душевную жизнь россиян в армии и на флоте, в тюрьмах и на железных дорогах, на которых, как обещано, вскоре в избытке должны появиться часовни и православная литература, мечтающие о всеобщей и обязательной православизации всей страны народные благодетели до сих пор не могут подчинить себе сферу образования. И дело тут не только в ослаблении идеологического влияния РПЦ на умы соотечественников. На ежегодной, не знающей конкуренции продаже учебников государству с полутора миллионным населением можно сделать огромное состояние. Поэтому ради проведения этой идеологически и экономически выгодной сделки изыскиваются внешние враги, используются любые аргументы.

Тем, кто с решительностью бронетранспортера пытается въехать в школы с курсом"ОПК", надо бы понять, что их оппоненты тоже не лаптем щи хлебали, и за чужими благими намерениями способны видеть мотивы, ведущие в противоположную от врат небесных сторону. Это понимание, возможно, исцелит их от маниакальной подозрительности, которая заставляет во всех инакомыслящих видеть агентов князя тьмы. Среди выступающих против включения в школьные программы ОПК можно найти не только мусульман или представителей других, не подвластных воле РПЦ конфессий и религий – они вправе требовать справедливого, учитывающего и их интересы распределения бюджетных средств в сфере образования. Как минимум сдержано относятся к идее введения данного курса те из православных, кто не унижает другие народы и вероучения, кто благодаря Благой Вести уверовал в силу божественной любви, а не административного давления на иноверцев.

Не загаси огонь веры

В том, что вступающий во взрослую жизнь с аттестатом зрелости молодой человек должен иметь зрелые суждения также и о религии, особенно в эпоху рядящегосяв духовные одежды терроризма, не сомневаются даже атеисты. Вопрос в том, что за образовательным курсом стоит – знание философских основ, культуры и повседневной практики всех мировых религий, или парадный портрет самой традиционной конфессии.

Нет никаких серьезных оснований полагать, будто "История религии" автоматически воспитает атеистов, а "Основы православной культуры" дадут стране миллионы культурных верующих. Более того, есть все основания опасаться, что грубо навязываемый обществу курс "ОПК" в силу вышеприведенных обстоятельств будет способствовать появлению армии новых безбожников. Подобное уже случилось в дореволюционной православной России, в которой преподавание Закона Божьего не уберегло Церковь от погромов и разрушений, от уничтожения не идущих на компромиссы с безбожной властью священнослужителей.

Вера, как известно, не приобретается в результате суммы знаний. Тем более, если они перевирают, искажают историю. Она, подобно свече, возжигается от другой веры. Увы, в нынешней затхлой атмосфере официального, все больше сращивающегося с государством Православия, огонь веры скорее может погаснуть, нежели зажечься в новых сердцах. Среди сопротивляющихся введению "курса" в головы российских школьников есть и такие, кто не только стремится уберечь детей от новых, удобных власти мифов. "Верующие всерьез" охраняют само Православие от ожидающих его новых профанаций.

Те, кто ценят свою и чужую жизнь и свободу, в самой попытке насаждения новоиспеченной государственной идеологии (идеологии в своей основе атеистической), видят реальную угрозу и без того зыбкому миру в стране. Основаниядля подобных опасений дают сами церковные деятели. Например, митрополит Кирилл, мечтающий об установлении "допустимых границ разномыслия", которое не должно противоречить простому православию и вводить людей в грех. Однако Конституция не запрещает желать и другого – чтобы в России, по замечанию Григория Померанца, "не рухнул нравственный порядок и не вырвались на авансцену штурмовые отряды упростителей с новой попыткой заменить открытое общество еще одним поворотом общества твердых предписанных ролей".

Курс "ОПК" стал для супердержавы своего рода лакмусовой бумажкой, выявляющей уровень стремительно убывающей демократии в стране. Если он в нынешнем его виде войдет в школьные программы, то с этого момента в России можно будет начинать отсчет нового времени – эпохи православно-атеистического единомыслия, со всеми вытекающими из нее печальными последствиями.

Вадим Дышкант
"ЧАС.UA", № 7, 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования