Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЧАС.UA": Гремучая смесь. Полбеды, если бы российские фашисты были вооружены только ножами. Увы, сегодня они обладают куда более грозным оружием – молчаливой поддержкой власти


Во времена воинствующего советского атеизма на экзамене по диамату я чуть было не подпортил себе жизнь и карьеру. Не понимая всей важностиидеологии в жизни общества, на вопрос о первичности духа или материи я ответил в пользу первого. Удивленный то ли моим беспробудным невежеством, то ли наглым диссидентством педагог из личной симпатии ко мне не сделал события из этого пустякового, конечно же, по нынешним меркам случая: почему, мол, в гуманитарный, а значит идеологический ВУЗ проник человек, опровергающий основной постулат марксизма-ленинизма? Не собирается ли он, вооружившись дипломом, проповедовать неприемлемую для всякого материалиста идею, что вначале было Слово, и слово было Бог?

Нынешнюю российскую власть в недопонимании важности идеологии не заподозришь. Это лишь в первые постсоветские годы освобождающаяся от гнета коммунистической идеологии интеллигенция сокрушалась, что великая держава осталась без новой идеологии, и по простоте душевной пыталась предложить стране свежую национальную идею. Как оказалось, идея эта потихоньку вызревала. Однако, до поры до времени не декларировалась, скромно прячась под видимостью демократических преобразований. Сегодня же она вышла из подполья и уже без стеснения публично оглашается на площадях и улицах российских городов. Актуализирующийся в дни всенародных выборов лозунг "Россия – для русских!" дополняется идей "Россия – для православных!". Так политика, сращиваясь вопреки Конституции светского государства с религией, образует в российском обществе взрывоопасную гремучую смесь.

Обсуждаемое в прессе второй месяц печальное событие в московской синагоге, невзирая на боль и страданиядесятка людей, по сравнению с готовящимся в стране социальным взрывом является лишь выстрелом новогодней петарды. Эти "петарды" ненависти к "чужим" постоянно взрываются в нынешней России: на митингах и пикетах против строительства протестантских, мусульманских, кришнаитских и иных, не православных храмов; в поджогах и погромах храмов уже построенных; в "письмах 500" и в прочих организованных петициях и акциях протеста против иноверцев и инородцев.

Чем бы не закончился суд над "прославившим" свою страну на весь мир простым русским парнем Александром Копцевым, сегодня уже более чем очевидно, что молодой юдофоб, изрезавший во время богослужения людей, питал свою ненависть словом услышанным и напечатанным. В первые дни следствия было установлено, что устроившему поножовщину в Доме Бога русскому патриоту в поиске виновных в смерти его сестры врагов, "невольно помогли авторы различных размещенных в интернете национально- патриотических "агиток" про еврейских "врачей-убийц". Жизнь лишний раз подтвердила известную истину: если душевную пустоту, заполняемую садистскими интернет-играми, соединить с пропагандой фашистских идей, то опять же получится взрывоопасная гремучая смесь. Дух, слово, мысль способны, как видим, вдохновить материю не только на высокий подвиг, но и на преступление.

О том, что российский книжный рынок, не говоря уже об Интернете, заполнен сегодня ксенофобскими текстами, журналисты, да и просто порядочные честные люди напоминают власти много лет подряд. Много лет подряд правозащитники пытаются объяснить власти, что доступность разжигающей ненависть между людьми фашистской литературы несет угрозу безопасности и жизни людей. Вы думаете, что их голоса в Кремле не слышат? В Кремле слышат даже то, что хотело бы остаться не услышанным. Взывающих к здравому смыслу журналистов и правозащитников за огромной кирпичной стеной игнорируют по той простой причине, что власти, дабы удержаться у пополняемого налогоплательщиками государственного корыта, сегодня выгодно, по выражению одного известного публициста, "искусственно надувать фашизм". Во-первых, для того, чтобы по сравнению с "коричневой чумой" выглядеть на предстоящих выборах привлекательно. Во-вторых, чтобы направлять разрушительную энергию кипящего возмещением разума обманутых масс в сторону "либералов", "евреев", "ваххабитов", "сектантов" и прочих "отщепенцев", против которых открыто выступают российские радикал-патриоты всех мастей.

Вопрос о первичности духа или материи, как показывает жизнь, оказался не просто теорией. Как и вопрос о государственной, объединяющей все слои общество идее. Проблема лишь в том, что государственная идея, должна объединять, цементировать пестрое по своей этнической природе и религиозных предпочтениях общество. Нынешнее же негласное поощрение властью пропаганды идей ксенофобии может объединить социально угнетенные классы лишь на короткий период времени. Как это доказал опыт недавней российской истории (все тот же трагический 1917 год), ненависть к кому бы то ни было объединяет "униженных и оскорбленных" ненадолго. Очень скоро взаимная нетерпимость оборачивается гражданской войной, находя свое логическое завершение в создании культивирующего ненависть к врагам (государства ли, Церкви ли – какая разница) тоталитарного режима.

О том, насколько эта гремучая помесь социальной ненависти бедных к богатым и религиозного фанатизма взрывоопасна и разрушительна, свидетельствуют действия исламских террористов. Сколько бы не отмежевывались уверовавшие в силу любви, а не страха мусульмане от готовых взорвать от имени Аллаха весь мир террористов, последние питают свою жестокость ложно понятыми заповедями Бога, облаченными в конкретные слова.

Сегодня, увы, на тот же путь питающей всякий фундаментализм ненависти к "чужому" стала и РПЦ. Едва ли не каждый день приносит российскому обществу весть о том, что Церковь оказалась в окружении врагов, которых надо истреблять если не огнем и мечом (время пока не настало), то словом. В результате у РПЦ складываются проблемные отношения не только с братьями-христианами (католиками, протестантами), не говоря уже о мусульманах или последователях индуизма, в котором архиереям РПЦ чудятся лики сатаны. Крайне сложные отношения у Московского Патриархата выстраиваются с самим Иисусом Христом и Его учениками. Ибо, невзирая на очевидный космополитизм Христианства (как, впрочем, всякой подлинной религии), административный ресурс РПЦ постоянно заигрывает с национальной идеей, не брезгуясвязями с воинственно настроенными ура-патриотами, а если без обиняков – с фашистами.

Понятное дело, что в публичных выступлениях руководство РПЦ "сочувствует" жертвамксенофобии и "осуждает" уголовныедействия националистов (впрочем, как правило, ненаказуемые нынешней российской властью). Но на деле идеологи из ОВЦС к этим действиям часто подстрекают, позволяя себе высказывания, если не антиисламские, то юдофобские, если не юдофобские, то антииндуистские, если не антииндуистские, то антизападные, обличающие католицизм или протестантизм. Того гляди, апостольское разъяснение, что с момента оглашения миру Благой вести больше "нет ни эллина, ни иудея", РПЦ скоро объявит опасной ересью сектантов-сатанистов. Если быть последовательным приверженцем нынешней политики Церкви, то и отделение Христом божественного от кесаревого, в виду все большего сращивания церковной администрации с политической властью, также надо объявить идеей крайне вредной для "национальных интересов" страны.

Эти эгоистические интересы помимо прочего требуют, чтобы власти как-то отреагировали на неприятный для них инцидент с синагогой. Проворный московский мэр тут же предложил решение проблемы, пообещав "усилитьконтроль входавэти молельные дома, в частности, установить рамки металлоискателей". Неужели Юрий Михайлович искренне верит, что он защитит верующих, если "с точки зрения пропускной системы усилит режим на входе в синагогу"? Решение, конечно, вполне в духе человека, уверовавшего в первичность и превосходство материи над духом (предпочтение отдается металлоискателям, пропускному режиму и т.п., а не терпимости, не культуре отношений). И все же, поверить в недальновидность известного политика трудно, порой даже кажется, будто московский градоначальник заимел бизнес в сфере производства металлоискателей (сколько ж их теперь придется понаставить по всей огромной стране, поскольку поиск врагов – занятие увлекательное, границ не ведающее, чему свидетельство попытка нападения на синагогу в Ростове на Дону).

Печальное в этой истории, помимо человеческих жертв, еще и то, что экзамен по истории великий народ, похоже, сдал на двойку. А посему так и не сошел с пресловутых граблей. Ладно бы, расшибал этими граблями по вековой мазохистской привычке только свой собственный лоб. Так нет же, русский человек любит это делать в компании с другими народами, для чего если не завоевывает их силой оружия, то шантажирует газом. На тех же, кто эту исторически сложившуюся традицию социального мазохизма с ним разделять не хочет, набрасывается с ножом.

Полбеды, если бы российские фашисты были вооружены только ножами. Увы, они сегодня обладают куда более грозным оружием – молчаливой поддержкой власти, преувеличивающей свою способность контролировать ситуацию в стране. Со всей ответственностью заверяю, что готовящийся в недрах российского общества взрывгремучей смеси политики и религии, поощряемого в народе невежества и пустоты нынешней жизни донесется и до кремлевских стен.

Вадим Дышкант
"ЧАС.UA", № 4, 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования