Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

ПРЕСС-АРХИВ: Взгляд мирянина на проблему экуменизма (Вестник ИПЦ №3 1997)


ВЗГЛЯД МИРЯНИНА НА ПРОБЛЕМУ ЭКУМЕНИЗМА

В древности словом "ойкумена" называ­ли землю и ее обитателей. Святая Православная Церковь со времени Ее основания также называется "вселенской" (т. е. экуме­нической), поскольку Иисус Христос запове­довал всем народам проповедовать истину Святого Евангелия (Мф 28,19; Мк 16,15). Таким образом, свойством экуменизма — вселенскостью обладает Православная Цер­ковь. Однако, отец лжи стремится подменять понятия, дабы вводить людей в заблужде­ние.

Современное экуменическое движение возникло в 1910 году по предложению Джона Мотта на съезде "Международного мис­сионерского совета". Основная цель совре­менного экуменизма — это подменить пра­вославные догматы как якобы устаревшие на соответствующее современное учение - "Движение Святого Духа в наше время", по-новому говорящее о Боге, о тайне Христа и, в особенности, о Святой Церкви. Об опасностях нововведений в Церкви предупреж­дал еще апостол Павел, говоря: "Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим" (2Фес 2.5). Следовательно, всякий пересмотр или от­клонение от Православия является небогоугодным и откровенно гибельным, ибо под­меняет еретической ложью спасительное Богооткровенное учение. Господь засвидетель­ствовал неоднократно, что не только подменяющие Его идолами, но и проповедую­щие о Нем неверно вызывают Его гнев. В книге Иова говорится: "...сказал Господь Елифазу Феманитянину; горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов" (Иов 42.7). Экуменизм отходит от пра­вославной веры и сближается с инославными исповеданиями, которые, подобно дру­зьям Иова, не говорят правду о Боге. Поэто­му истинно православный христианин, для которого спасение души является "смыслом веры" (1 Пет 1.9), не может безразлично от­носиться к экуменизму, который старается подменить Православие чуждым мировоз­зрением. Уместно вспомнить слова Свт. Фе­офана Затворника, говорившего: ''Европа нас сводит с ума, но Европа почти вся и во всем своем составе оязычилась. Не лучше ли оставить ее себе самой. Истинный свет при­шел к нам из Византии. И мы не маленькие, не вчера вышли на свет, скоро уже тысяча лет, как веруем в Господа и содержим Его святой закон. И в этом пусть другие у нас учатся, как и следует: ибо истина у нас!" Может ли пра­вославный христианин участвовать в экуме­низме? Можно лишь ответить однозначно: "нет!" Однако, для раскрытия причины нуж­ны основания. Вот некоторые из них.

"Мир лежит во эле" (1 Ин 5.19), поэтому стремящийся найти понимание в мире отхо­дит от "здравого учения" (Тит 1.9), которое учит и догматам истинным, и жизни правед­ной. И хотя Церковь не от мира сего, Ей предназначено пребывать в мире и охваты­вать вселенную проповедью Евангелия.

Церкви Христовой, не допускающей ис­кажения учения, экуменическое движение предполагает объединение религиозных об­ществ, в которых Истина соседствует с заблуждением. Но разве не могут существовать многие церкви, все одинаково угодные Богу? Ведь Господь Иисус Христос основал еди­ную Церковь, внутренне объединяемую ис­поведанием единой православной веры, не­изменной на все века.

В Девятом члене Никео-Цареградского символа веры сказано: "Верую во едину Свя­тую, Соборную и Апостольскую Церковь". То есть в обещанную Спасителем Церковь — "Созижду Церковь Мою" (Мф 16.18). По словам Господа Иисуса Христа не может быть множества Церквей. Однако, экумени­сты полагают, что Церковь должна созда­ваться через сближение так называемых "церквей" со взаимными уступками в уче­нии и церковной практике. По мысли либе­ральных протестантов, существование мно­жества "церквей" можно объяснить с пози­ции "теории ветвей", согласно которой Цер­ковь существует только в расколах — пра­вославном, католическом и протестантском. При этом каждый участник экуменическо­го движения может "обогатить" свою тра­дицию чужой, дополнить свою веру элемен­тами, сохраненными в другом исповедании. Таким образом Божественная истина пре­вращается из абсолютного в нечто относи­тельное. Объяснение многообразия испове­даний экуменисты находят в разнообразии культур, как будто тайна веры обусловлена человеческими культурами. Проповедь Евангелия была предназначена Спасителем всем народам вне зависимости от культуры. Еще священномученик Ириней Лионский писал: "Церковь, хотя и рассеяна по всей вселенной до крайних пределов земли, по­лучила от апостолов и от их учеников веру... и хотя языки в мире не одинаковы, но сила Предания одна и та же. Церкви, основанные в германских странах, не по своему уверо­вали и проповедуют веру, ни церкви в Иверии, ни у кельтов, ни на Востоке, ни в Егип­те, ни в Ливии, ни церкви, основанные в средних землях. Но как солнце — это Божье создание, одно и то же во всем мире, так и проповедь истины повсюду светит и осве­щает всех людей, желающих достигнуть познания истины". Церковь не может быть разделенной, поскольку с утратой своего единства Церковь теряет и свое предназна­чение быть "столпом и утверждением исти­ны".

Практика древней Церкви учит удалять­ся от лжеучений и порывать с ересями сакра­ментально-литургические связи. Апостол Павел учил: "Еретика, после первого и вто­рого вразумления, отвращайся" (Тит 3.10). Экуменизм же сближает православных хрис­тиан с еретиками вплоть до общения в таин­ствах (интеркоммьюнион) между различны­ми по вероисповеданию религиозными объе­динениями. Интеркоммьюнион противоречит практике древней Церкви и здравому смыс­лу. Как можно причащаться вместе с протес­тантами, отрицающими таинство Евхарис­тии? Для них таинства имеют лишь символическое значение, и вся их сила заключается в личной уверенности причащающегося в оп­равдании. А вот как свидетельствует Слово Божье о таинстве Причащения: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин 6.56). Таким образом, интеркоммьюнион, то есть взаимообщение с еретиками в святых таинствах, особенно в таинстве Божественной Евхаристии, есть са­мое нечестивое предательство в отношении к Господу Иисусу Христу.

Догматы и каноны Православной Церк­ви отличают Ее от иных религиозных общ­ностей. Они имеют благодатное значение — предохраняют Церковь от вторжения в Нее чужих обычаев и учений. Сам Спаситель упо­добляет Свою Церковь "винограднику", который Бог "насадил " и "обнес оградой " (Мк 12,1). "Ограда" означает запрещение духов­ного общения с инославными и иноверцами. Защищая "разделительные стены", прп. Ам­вросий Оптинский (†1881) писал: "То, что Святой Дух узаконил в Церкви среди Своих истинных рабов и служителей — через Бо­жьих угодников, то менять обыкновенным людям недопустимо и страшно, ибо страш­но впасть человеку "в руки Бога Живого" (Евр 10.31)! Всемирный совет церквей (ВЦС), проводя политику "обновления" церквей нарушает заповедь, изложенную в Притчах Соломоновых: "Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои" (Притч 22.28).

В наше время еретики - представители новых церквей, действуя как отец лжи, пред­лагают православным молитвенное общение. Предполагается, что совместная молитва по­могает объединению, но не затрагивает дог­маты. Вот что говорит по этому поводу Свя­щенное Писание устами Св. Иоанна Богосло­ва: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не при­ветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2Ин 1.10-11). Апостольские правила под страхом отлуче­ния от Церкви запрещают православным христианам молиться вместе с еретиками. Десятое Апостольское правило гласит: "Если кто помолится с отлученными от церковного общения, хотя бы и в доме, да будет отлучен!" В 45-м правиле сказано: "Епископ, пресви­тер или дьякон, помолившийся с еретиками, да будет отлучен! Если же позволит им совер­шать что-либо как служителям Церкви, да будет низвергнут!"

Для сокрытия истины православия и ее подмены экуменизм вводит новую термино­логию. Вот что по этому поводу пишет при­снопамятный митрополит Московский Фи­ларет: "Путем смещения понятий Истина до крайности омрачается, особенно под благо­видными предлогами. И это есть в сущности "сатана, принимающий вид ангела света" (2Кор И.14)". Таким образом, ко времени антихриста истина вполне будет уничтожена на земле в жизни и в понятиях — и это неза­метно для людей! Среди спасающихся смогут избегнуть эту сеть только те, которые непре­рывно следят за собой, не попали ли они в некоторое смещение понятий. Самонадеян­ность легко бывает оправдываема и запуты­вается в сетях смешений". Из слова Божье­го мы знаем, что Богооткровенная Истина и дьявольская ложь между собой непримиримы, и поэтому разделение между ними заповедано Богом (2Кор 6.14-15). Уничтожением понятия "ереси" в догматическом смысле экуменисты размывают противоположность истины и заблуждения, чтобы заб­луждение, часто повторяемое, приобрело авторитет "истины", а это тяжкий трех против Православной Церкви, против Божественного Писания как "слова Истины" (Еф 1.13).

Экуменизм заменяет учение Церкви еретическим лжеучением, собранием ереси против православия. Слово "ересь" происходитот греческого "выбирать", то есть учениестроится путем отбора нужных отрывков из Священного Писания при игнорировании и умолчании обличительных для лжеучителей текстов. Экуменисты избегают цитировать слова Спасителя к Богу Отцу: "Освяти их истиною Твоею, слово Твое есть Истина!" (Ин 17.17), ибо в них подчеркнуто, что непременным условием единства является истина. Достаточно ли веровать во Христа безотносительно к истине. Ведь книжники и фарисеи тоже верили в мессию, однако они и распяли Христа. Святой Максим Исповедник (662), выступая против ереси монофелитства и от­клоняя соглашательство с еретиками произнес: "Исследуя явившиеся в наше время новшества, мы находим, что они достигли крайней степени зла. Смотрите, как бы под предлогом мира мы не оказались зараженными тем отступлением, о котором Божественный апостол сказал, что оно будет предтечей антихристова пришествия" (2Фес 2.3-4).

Во время, когда наше Отечество подвергнуто поруганию, единственным светочемявляется православная вера, позволяющая различать добро и зло. Война темных сил ведется против православия с помощью изощреннейших средств. Компромиссы не спасут тех, кто надеется избежать встречи с антихристом, "ибо отец лжи - дьявол" (Ин 8,44) преследует только одну цель: украсть, убить и погубить. Да пребудет Господь с нами. Аминь.

О.Г. Сыропятов, доктор мед. наук (Киев)

Вестник И.П.Ц №3 (9) 1997 сс.40-42


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования