Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Новый комсомол. Интервью с игуменом Григорием (Лурье)


Русский журнал: СМИ широко растиражировали недавнее заявление Митрополита Калужского и Боровского Климента о том, что библейская модель сотворения человека должна преподаваться наравне с теорией Дарвина. Понятно, что подобное вызывает разговоры о мракобесии, но на самом деле, возможен ли нормальный диалог между церковью и государством и нужен ли он? Стоит ли сейчас говорить о каких-то компромиссных вариантах или вести диалог просто некому?

Игумен Григорий: Делать из Библии руководство по естественным или каким бы то ни было наукам - это, конечно, злоупотребление. Оно свойственно протестантским фундаменталистам, но святоотеческому православному богословию абсолютно чуждо. К сожалению, современные вульгаризации православия оказываются гораздо ближе к протестантскому фундаментализму, нежели к учению святых отцов.

Противоречие или, наоборот, согласие между Библией и какой-либо научной теорией может быть замечено только в том случае, если толковать Библию в буквальном смысле, считая именно этот смысл откровением Божиим. Относительно таких толкователей св. Максим Исповедник как-то сказал, что они уподобляются иудеям, распинающим Христа, живущего за буквой Писания.

Если диалог между христианством и светской культурой возможен, то, разумеется, не надо вести его на уровне нынешних креационистов из Америки.

Если же говорить не о христианстве, а конкретно о церкви (в смысле земной организации), то, разумеется, государство обязано вести "диалог" с каждым из существующих в нем легально общественных объединений. И этого вполне достаточно.

Если государство нуждается (а оно, на мой взгляд, нуждается) в заимствовании каких-либо элементов христианской идеологии, то ему для этого нет нужды идти на поклон к каким бы то ни было церковным организациям. Государство имеет достаточно сил и средств, чтобы самостоятельно и напрямую обращаться к идеологическому опыту прошлого. Когда какая-либо организация пытается представить себя монополистом, обладающим всеми правами копирайта на христианство, то нелишне вспомнить, что христианство изначально провозглашалось как находящееся не под чьими-то копирайтами, а в public domain.

РЖ: Имеет ли смысл преподавание пресловутых "Основ православной культуры" с той простой точки зрения, что ребенок школьного возраста, как правило, настороженно относится к попыткам что бы то ни было себе навязать, а священник, с его зачастую непривычным обликом и манерой говорить, может превратиться в объект насмешек?

Игумен Григорий: Совершенно правильное опасение. К сожалению, введение в школах "ОПК" приведет не только к выработке у многих из наших школьников иммунитета по отношению к РПЦ МП, но и даст им прививку от христианства вообще.

Успех преподавания подобных предметов всецело зависит от преподавателей. Спор сейчас идет о том, чтобы преподаватели готовились под контролем Московской Патриархии. Глядя на нынешнюю общественную активность под эгидой РПЦ МП, можно не сомневаться, какие это будут преподаватели. Будет еще хуже, чем с идеологией просоветской, которую вбивали в головы детям нашего поколения. Боюсь, что дети начнут относиться к православным святым приблизительно так, как мы относились к Брежневу.

РЖ: Помимо сферы образования, церковь в последнее время активно вмешивается в сферу светского искусства. Примеры - разгромы богохульных выставок, идея православных рок-концертов и дискотек и пр. И министр культуры Соколов во многом поддерживает эти начинания.

Игумен Григорий: Здесь государство просто-напросто "продавливают", испытывают на прочность. Это как с ребенком, который пытается экспериментально установить границы дозволенного. Пожалуй, даже не надо в этом слишком сильно обвинять структуры РПЦ МП, которая и находится на положении ребенка, а надо обратить внимание на "педагогов", то есть на государственных чиновников. Конечно, министр культуры выступает как педагог безвольный, который ребенка балует и портит - причем портит жизнь прежде всего самому ребенку. Министр образования Фурсенко все же оказался орешком покрепче.

РЖ: А для "ребенка", то есть для церкви, какие могут быть последствия?

Игумен Григорий: Ближайшее последствие - что к ней будут относиться, как к комсомольской организации. В ОВЦС (Отделе внешних церковных связей РПЦ МП) это понимают, но, по-видимому, руководствуются принципом Макиавелли (в политике важно, не чтобы тебя любили, а чтобы боялись). Принцип правильный, только наш будущий комсомол бояться все-таки не будут. Старый-то комсомол, советский, существовал внутри законченной системы тоталитарного государства, а в нашем нынешнем государстве, несмотря на все разговоры о "вертикали власти", такого нет, и возобновиться не может.

Поэтому в случае введения ОПК и тому подобных преобразований надо, по-моему, сосредоточить христианскую проповедь на возможности "православия с человеческим лицом" и вне рамок РПЦ МП. К сожалению, даже и эта проповедь будет затруднена огромным ухудшением отношения к христианству как таковому.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования