Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"LE TEMPS": Странные портреты юного Мухаммеда


Скандал вокруг карикатур на Мухаммеда создал впечатление, будто весь мусульманский мир считает запрещенным изображение Пророка. Между тем еще в 80-е годы в Иране можно было встретить постеры, на которых молодой Мухаммед был изображен в виде подростка с женственными чертами лица и обнаженным плечом.

Этнологи Пьер и Мишлин Санливр, коллекционирующие народное изобразительное искусство мусульманского мира, привезли из своих путешествий несколько таких портретов, выполненных в "китчевой" эстетике. Напечатаны они были в Тегеране, Куме и других иранских городах. Ведь шиитский ислам гораздо более гибко, чем суннизм, относится к вопросу об изображении Пророка и членов его семьи.

Все портреты, казалось, были сделаны по единой модели, так как поза эфеба остается неизменной: голова, повязанная тюрбаном, наклонена влево, одно плечо обнажено, на лице юноши – добрая улыбка. Меняются лишь детали: декор, складки тюрбана, цвета.

Гуляя по Парижу, этнологи случайно наткнулись на афишу, возвещавшую об экспозиции немецкого фотографа-ориенталиста Рудольфа Франца Ленерта (1878-1948). Портрет, напечатанный на афише, до странности напоминал эфеба с их постеров. Посетив выставку, они нашли ту самую изначальную модель: с фотографии 1905 или 1906 года улыбался молодой араб с обнаженным плечом.

О своем открытии супруги Санливр рассказали в журнале Etudes photographiques в ноябре 2005 года. "Сначала мы думали, что эти постеры были навеяны портретами юношей Караваджо", – говорит Пьер Санливр. В частности, он приводит в пример "Мальчика с корзиной фруктов" из римской галереи Боргезе и "Святого Иоанна Крестителя" из музея Капитолия. И действительно, в портрете молодого человека присутствуют черты западного позднего Ренессанса. Но сравнение постеров с фотографией Ленерта не оставляет никаких сомнений. Тем не менее, скорее всего моделью для иранских постеров послужила открытка, сделанная с этой фотографии. Под карточкой, сделанной в 20-е годы, стоит подпись "Мухаммед", что, видимо, и позволило иранским издателям найти сходство между пророком ислама и молодым тунисцем с фотографии.

Каким образом снимок, сделанный в Тунисе Ленертом и опубликованный его партнером Эрнстом Генрихом Ландроком (1878-1966), попал в Иран? Этого этнологи не знают.

Под некоторыми иранскими постерами имеется текст, объясняющий происхождение образа. Речь якобы идет о портрете, выполненном христианским монахом Бахирой, который узнал в юноше, встреченном им в Сирии, будущего пророка ислама. История о монахе-художнике не имеет отношения ни к мусульманской традиции, ни к установленным историческим фактам. Ее достоинство состоит в том, что портрет молодого Мухаммеда она приписывает христианину, а следовательно, снимает с мусульман вину в святотатстве, коим является изображение Пророка. Кроме того, она утверждает, что еще при жизни Мухаммеда христиане признавали его исключительность.

Пикантность состоит в том, что иранских издателей вдохновила фотография, исполненная чувственной эстетики. Кроме пустынь, рынков и кварталов Туниса, Ленерт и Ландрок любили фотографировать девочек и мальчиков-подростков с открытыми частями тела. Фотографы, основавшие крупный издательский дом в Тунисе, познакомились в Швейцарии в 1904 году. Как отмечают Пьер и Мишлин Санливр в Etudes photographiques, "мальчики, выбранные в качестве моделей, не оставляли равнодушными европейских клиентов – адептов "любви, не смеющей назвать свое имя". Это была эпоха "Имморалиста" Андре Жида, который не стеснялся воспевать красоту мальчиков Магриба. "Ленерт и Ландрок, безусловно, сыграли на струне экзотизма с его образами, но сделали это талантливо", – пишут этнологи. Работы двух фотографов, заново открытые в 80-е годы, стали темой статей, книг и экспозиций, одной из которых была выставка в Елисейском музее в Лозанне.

Пьер и Мишлин Санливр отмечают, что, хотя портрет, легший в основу иранских постеров, несет в себе отпечаток некоторой двусмысленности, в Иране ему был придан другой смысл. Издатели постеров выбрали прототип, воплощающий собой молодость, красоту и гармонию.

Патрисия Бриель

22 февраля 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования