Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЕВРЕЙСКИЙ РЕСУРС": "Послание любви" Пророка


Расхожая истина гласит - все религии учат добру и призывают к миролюбию. Однако за год, прошедший после трагедии 11 сентября, появились устойчивые словосочетания - "исламский терроризм", "исламский фанатизм", поскольку террористы-фанатики совершили и совершают свои злодеяния во имя веры и с именем Аллаха.

Является ли исламизм извращением ислама? Мы не находим убедительного ответа в речах политических лидеров, в статьях рассуждающих об исламе публицистов и журналистов. Да многие из них, судя по всему, едва ли знакомы с исламом, а Коран никогда и в руках не держали.

Президенты великих держав (не будем поминать всуе имена) высказываются исключительно политкорректно. Например: "Ислам - это мир"... "Народ нашей страны уважает ислам". Или так: "Между терроризмом и исламом не может быть ничего общего". Сомнительно, чтобы президенты штудировали священные книги мусульман, но для этого дела у них хватает советников, референтов и экспертов.

Вот мнение эксперта, консультирующего российских политиков, проф. Ефима Резвана: "Ислам - религия, исполненная терпимости. Абсолютно не агрессивная. Для Мохаммеда и христиане, и иудеи - люди Писания, и воевать с ними немыслимо. С точки зрения правоверного мусульманина, Евангелие, Тора и Коран - один текст".

Нельзя не удивиться высказыванию почтенного эксперта, оно опровергается и священными текстами, и фактами истории - и раннего ислама, и современности.

Возможно, устами мировых лидеров и их советников говорит политкорректность, которую писатель В. Коротич почему-то считает проявлением идиотизма. Политики прагматичны. Нефтяная зависимость и набирающий силу мусульманский электорат не располагают к откровенности. К слову, политкорректность изобрели в США в каденцию нобелианта-миротворца Джимми Картера. А европейские острословы давно придумали пословицу: "Из любви к яичнице лижут ручку сковороды".

В превосходном эссе "Ближневосточный конфликт" и судьба цивилизации" Наума Коржавина, наполненном болью и тревогой, поэт упоминает о появившемся на европейском и американском TV после кошмара "Черного Вторника" удивительном явлении - "воспевании ислама как религии любви и мира". Наум Моисеевич говорит: "Я и сам не сомневаюсь, что ислам - именно такая религия (других религий не бывает, и мой опыт общения с мусульманами в России это не опровергает)". Последний аргумент слабоват, но утверждение в целом соответствует постулату о миролюбии любой религии, старому и неоспоримому как геоцентрическая система. На солнце не бывает пятен.

Василий Аксенов в интервью корреспонденту журнала "Итоги" К. Лежандру, озаглавленном "Все на защиту цивилизации!", говорит: "Я совсем не против ислама как такового, а против однобокого толкования ислама. Я против того, кто из него делает идеологию". Однако после примиряющих слов Василия Аксенова берет сомнение: "Вообще ангельский лик ислама - под большим вопросом"...

Между тем некоторые интеллектуалы высказались резко и определенно. Писатель В. Найпол, лауреат Нобелевской премии 2001 года, ставит диагноз: "События 11 сентября - это акты религиозной ненависти". Еще один писатель и журналист - Амир Тахири заявляет, что говорить об отсутствии связи между террористами и исламом равноценно попыткам их обелить.

Им с достоинством возражает Исмаил Омар Гелле, президент Джибути: "...безрассудно навешивать на ислам ярлык терроризма... Нельзя эксплуатировать преступные акты 11 сентября в попытке опорочить ислам и дискредитировать его адептов...". А Муктедар Хан, сотрудник Центра изучения ислама и демократии (США) восклицает: "Как могли мы допустить, чтобы послание любви пророка Мохаммеда было подменено посланием ужаса и страха?...Настало время выкорчевать это зло, пока оно не подменило собой истинную религию". Профессор взволнован: "исламское возрождение под угрозой"!

Обратимся к высшей инстанции.

Так в чем же состоит "послание любви" пророка, в чем заключается "истинная" вера? Тема эта многопланова и сложна - не по недостатку материалов, напротив - по их неохватности и противоречивости. В тесных рамках статьи ограничимся только одной важнейшей проблемой. Вопрос наивный и жгучий: миролюбив ли или агрессивен ислам? Понимаем сомнения в этичности вопроса, который может задеть миролюбивых правоверных, поэтому будем искать ответ со всей возможной корректностью.

Предупредим вопросы: о каком исламе пойдет речь - об "умеренном" или о каком-то экстремизме-ваххабизме, или о фундаментализме, - ведь в исламе много различных течений и движений; пойдет ли речь о догматах веры или о практике (или истории), поскольку все это - разные материи. Отвечаем: мы рассмотрим только отношение к войне и миру, внушаемое заповедями божественного Корана. Он один для всех мусульман (если не вдаваться в несущественные для нас детали), на нем воспитаны и кроткие "умеренные", и зомбированные террористы-исламисты.

По мнению исламоведов, мусульманское вероучение нельзя понять, читая только Коран, поскольку ислам - это и Коран, и Сунна (в переводе - способ, путь, то есть деяния пророка Мохаммеда), и хадисы (рассказы о поступках и словах пророка), и законы шариата (мусульманское право), и труды богословов, и т.д. И все же Коран - основа основ, фундамент веры, священная книга мусульман, не подвергаемая никаким сомнениям. В любом споре мусульман слова "так написано в Коране" являются решающим аргументом, авторитет божественного слова непререкаем. Коран - высшая инстанция, бесконечно цитируемый источник в любых речах и газетных публикациях, кладезь мудрости правоверных по всем вопросам, настольная книга. Поэтому начнем ab ovo - с первоисточника, не забывая о примерах из биографии пророка.

Будем пользоваться русским переводом Корана, составленным академиком И. Ю. Крачковским и отличающимся точностью, близкой к подстрочнику. Как отмечают специалисты, в нем не пропущена и не добавлена ни одна частица. К известному переводу М. Османова, в котором много вставок, прибегнем лишь в случае, когда буквальный перевод может оказаться непонятным. Коран нелегок для понимания не из-за несовершенства переводов, а из-за самого содержания; к тому же и форма, и стиль его непривычны. В то же время невнятность и некоторая загадочность сакральных текстов является их важным достоинством, заставляя предполагать в них непостижимую глубину и доставляя обильный корм экзегетам.

Исхожу из предположения, что уважаемый читатель подобно многим политикам знаком с Кораном не более чем понаслышке (исключая, конечно, адептов ислама). Одни не читали из опасения заблудиться в чуждой материи, другие - из подсознательного нежелания оскоромиться, третьим - просто недосуг. Автор после "Черного Вторника" перечитал Коран и сделал выписки, которые предлагает Вашему вниманию с минимальными пояснениями и извинениями за обилие цитат. Можно было бы ограничиться пересказом, но убедительнее Посланника Аллаха не скажешь.

О миролюбии ислама

Действительно, в Коране есть призывы к миру. Вот примеры: "Аллах ведет тех, кто последовал за его благоволением, по путям мира..." (5:18).

"Аллах призывает к обители мира и ведет, кого пожелает, к прямому пути!" (10:26).

Не исключен и диалектический подход: "Не слабейте и не призывайте к миру, раз вы выше; Аллах - с вами, и не ослабит Он ваших деяний" (47:37). По-видимому, мир разумно заключить, если одолеть противника не удается.

Между мусульманами не должно быть войн: "И если два отряда верующих сражались, то примирите их. Верующие ведь братья" (49:9-10).

Проф. Харун Яхья (США) отмечает - примеры из жизни Мохаммеда говорят о том, что он всю жизнь стремился к миру. Отметим неточность этого тезиса: в биографии пророка и полководца были битва под Бадром (624 год), поражение под Оходом (627 год), успешная оборона Медины (627 год), "мирное завоевание" с войском в 10 тыс. человек Мекки (630 год), военные походы против бедуинских племен и против иудейского города Чаибара.

Харун Яхья утверждает также, что война противоречит велениям Аллаха, поскольку в Коране сказано о ней: "Как только они зажгут огонь для войны, тушит его Аллах" (Сура "Трапеза", 5:69). Фраза вне контекста звучит ободряюще, но неясны детали. Кто "они", поджигатели войны, и каким образом Аллах ее гасит?

"Они" - это иудеи, а предыдущая фраза того же аята гласит: "Мы бросили между ними вражду и ненависть до дня воскресения". События "войны" происходили в городе Ясрибе (Медине), куда после хиджры переселился пророк со своими сторонниками. В Ясрибе были две арабские общины, враждовавшие между собой, и три еврейских клана, составлявшие примерно половину горожан. Упрямые иудеи не признали Мохаммеда пророком. Когда начались столкновения с мусульманами, евреи, между которыми тоже были распри, не сплотились и не поспешили на помощь друг другу, надеясь сохранить хорошие отношения с Мохаммедом. Сначала был изгнан один клан, позже - другой, а участь третьего клана оказалась ужасной; дело кончилось большой кровью: мужчины были обезглавлены, а женщины и дети частью обращены в рабов, частью обменены на скот. Так - путем ликвидации противника - была "погашена" эта война в пределах небольшого города. История, действительно, назидательная.

Поддерживает ли ислам библейский завет "Не убий"? Да, только с существенной оговоркой - запрет распространяется лишь на единоверцев: "Не следует верующему убивать верующего, разве только по ошибке. А кто убьет верующего по ошибке, то - освобождение верующего раба и пеня..." (4:94).

Запрещение самоубийства в Коране однозначное: "И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам милосерд!" (4:33). Однако смыслы аятов Корана не всегда понимают буквально, они допускают толкования. Мусульманские имамы, собравшиеся в Бейруте 10 января 2002 года, постановили: "Акты самоубийства против сионистского врага легитимны и основываются на принципах Корана. Они представляют собой наивысшую степень праведности".

Найдут ли в Коране опору сторонники воинствующего ислама? Читаем:

"И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, - поистине Аллах не любит преступающих!" (2:186). Границы дозволенного не указаны.

"И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, и вся религия будет принадлежать Аллаху...!" (2:189).

Этот императив звучат и в аятах 4:78, 4:86, 9:24 и т.д.

Аллах дает прямое указание Мохаммеду: "О, пророк! Борись с неверными и будь жесток к ним. Их убежище - геенна..." (9:74). "В тот день скажем мы геенне: "Полна ли ты стала?" - и скажет она: "Нет ли добавки?" (50:29).

"Хороший", достоверный хадис из собрания ан-Навави передает слова пророка: "Высшая точка всего - это ислам, его столб - это молитва, а вершина его - джихад (священная война)".

О веротерпимости и шахидах

Толерантность Корана доказывает следующий аят: "Нет принуждения в религии" (2:257). Еще один: "И скажи: "Истина - от нашего Г-спода: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует". Далее, однако, следует продолжение: "Мы приготовили несправедливым огонь, навес которого окружит их; а если они воззовут о помощи, им помогут водой, подобной расплавленному металлу, который опаляет лица..." (16:28).

"Обрадуй же тех, которые не уверовали, мучительным наказанием..." (9:3).

Милосердие на язычников не распространяется: "избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!" (9:5).

С одной стороны, "Аллах - прощающий, милосердный", что повторяется во многих сурах. С другой стороны, - для неверных - "проливается на их головы кипяток" (22:20), "для них есть железные крючья" (22:21), для них - "мучения огня" (22:22). "Поистине тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как сготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания. Поистине, Аллах - великий, мудрый!" (4:59). Можно и попросту, без гастрономических затей: "А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы" (47:4).

"Убит будь человек, как он неверен!" (80:16)... Может быть, фраза вырвана из контекста? Нет, предыдущие стихи - о пользе изучения Корана. Мы согласны и настоятельно рекомендуем изучать Коран, чтобы не впасть в заблуждение относительно его смыслов. Последующие аяты тоже не имеют отношения к призыву убивать "неверных" и сообщают прискорбный факт физиологии: человек сотворен из капли семени, что, по-видимому, говорит о его ничтожности.

Любопытно, как трактует Коран - ничтоже сумняшеся не заглянув в первоисточник - митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: " По сути, вся ваххабистская доктрина сводится к одному лозунгу: "Убей неверного". Ничего подобного нет и не может быть ни в Коране, ни в других классических мусульманских источниках" (из интервью в международном выпуске АиФ, № 30, 2002 год). Знакомый аргумент: "нет, потому что не может быть никогда!" Как же понимать аят 80:16, цитированный выше? Похоже, и Владыка тоже не сподобился прочитать Коран.

Аналогичные высказывания, касающиеся веротерпимости, находим в стихах 33:64-65, 47:13, 69:30-33 и т.д.

"Во имя Аллаха, милостивого и милосердного", - так взывает каждая сура. Аллах и его пророк милостивы по отношению к правоверным: "Мохаммед - посланник Аллаха, и те, которые с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой" (48:29). Аналогом библейского - "Не делай другому того, что не желаешь себе" - в исламе являются слова из Сунны пророка: "Мусульманином является лишь тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам".

Теперь уясним, могут ли суры Корана представить "идеологическое обеспечение" терроризма шахидов-самоубийц. Этому делу может послужить догмат о ничтожности "ближней жизни", который порождает некоторые черты пресловутого восточного менталитета: фатализм и безразличие к человеческой жизни.

"Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду! (4:76).

"Ведь достояние ближней жизни в сравнении с будущей - ничтожно" (9:38).

"Близкая жизнь - только забава и игра, а обиталище последнее - оно жизнь..." (29:64). "И никак не считай тех, кто убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего Г-спода получают удел..." (3:163).

Аналогичные сентенции содержатся в аятах 2:149, 10:25, 17:22, 18:45, 31:33, 57:19-20 и т.д.

***

По-видимому, приведенных выше выдержек достаточно для ответа на поставленный нами вопрос. Традиционную мораль могла бы заменить еще одна цитата в доступном переводе М. Османова: "Воистину, он (Коран) - назидание, и тот, кто хочет, пусть извлекает из него урок" (80:11-12).

Господа, читайте Коран! На почве незнания возникают иллюзии и прекраснодушные фантазии, а из них, в свою очередь, фатальные ошибки. Для избавления от них есть хорошее безболезненное средство - чтение первоисточников.

Было бы ошибкой выводить баланс между доводами в пользу миролюбия или обвинениями в агрессивности ислама, пытаться провести некую равнодействующую. В нем есть и то, и другое, одного меньше, другого больше. Метафора меда и дегтя здесь не работает, эти продукты разделены: один предназначен для внутреннего употребления, другой - для наружного, используется для обличения "неверных".

На наш взгляд, в Коране и Сунне пророка, являющихся основой "подлинного ислама", наряду с призывами к добру имеется достаточно аргументов в обоснование и оправдание агрессии "нации ислама" против других народов и конфессий. Тезис о том, что исламизм является своего рода "перверсией", извращением ислама, представляется опасным заблуждением. Ислам после своего первоначального взрыва веками пребывал в "латентной", относительно спокойной фазе. С середины прошлого века он снова активизируется, становится пассионарным. Сегодня прославление шахидов и проповедь джихада звучат в мечетях многих стран. Появление десятков новых мусульманских государств и зависимость Запада от арабской нефти воодушевляют и зовут безумцев на подвиги. Сегодня экспансия ислама в его экстремистской форме, называемой исламизмом, угрожает свободе и жизни всех "неверных" - большей части человечества. Конформизм поощряет агрессию.

Цивилизованное человечество после 11 сентября объявило войну терроризму, хотя террор - только поверхностный слой проблем. Под ним - идеология и настойчивая пропаганда ее, за ними - политика и экономика, еще глубже - потемки геополитики. Однако это уже другие темы.

Савва Катанин

Интернет-издание "Центральный еврейский ресурс".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования