Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РАДИО СВОБОДА": «У американцев есть законное право оскорблять мою религию, но нет морального права на это», - президент Католической лиги в защиту религиозных и гражданских свобод Уильям Донахью


Первой американской жертвой скандала вокруг карикатур на пророка Мухаммеда стал редактор газеты Иллинойского университета. Он перепечатал карикатуры в своем издании и потерял за это работу. Уникальное решение издателя газеты - а карикатуры уже были опубликованы в нескольких американских изданиях - добавило страстей пока вполне цивилизованным американским дискуссиям о приемлемости насмешки над религией и ее символами.

Студенты-мусульмане заявили, что карикатура на Мухаммеда, изображённого в чалме в форме бомбы, оскорбила их, и выступили с протестом. Издатель студенческой газеты к протесту прислушался; он объявил, что отстраняет от работы редактора редакционной полосы и главного редактора.

Противники карикатур указывают на то, что большинство крупнейших газет США не стали публиковать датские карикатуры. Студенты факультета журналистики на это отвечают, что в таком случае университетская газета была просто обязана их поместить – чтобы доказать независимость студенческой прессы. Карикатуры перепечатали студенческие газеты Гарвардского, Висконсинского, Иллинойского университетов, а газеты университетов в Аризоне и в Северной Каролине опубликовали карикатуры собственного производства.

Теперь уже бывший редактор 25-летний Актон Гортон заявил, что публикацией карикатур хотел открыть свободный и здоровый диалог на злободневную тему. Группа студентов выразила протест против его увольнения: "Где же наша свобода слова? Сегодня нам говорят, что нельзя смотреть на картинки в газете, а завтра нам скажут, какие книги нельзя читать?!"

Кесарю кесарево

Что это на самом деле - попытка ограничить свободу слова или проявление неуважения к другой культуре, к религиозным чувствам миллионов людей?

Этот спор возник в Америке с первых дней её существования. С одной стороны, сегодня здесь можно увидеть на обложке журнала Rolling Stone рэппера с терновым венцом на голове, купить в любом книжном магазине бестселлер "Код да Винчи", где говорится о сексуальной жизни Христа. С другой, в американских законах изначально были статьи о жестоком наказании за богохульство. В XVII веке в Мэриленде за богохульство предписывалось прибить язык еретика гвоздями к дереву, в Коннектикуте за святотатство могли приговорить к смертной казни. Могли, но, вроде бы ни разу не приговорили, и язык к дереву никогда в Мэриленде не прибивали. А в XX веке вообще отменили статьи о наказании за богохульство: это понятие, как было решено, относится к области религии.

Официальная позиция на сей счет была окончательно сформулирована Верховным судом в 1952 году - после того, как в Нью-Йорке католическая церковь потребовала запретить показ кинофильма Роберто Росселини "Чудо", в котором крестьянка воображает себя Девой Марией. Апелляционный суд штата Нью-Йорк поддержал запрет, но Верховный суд США выступил с разъяснением, что государство не должно запрещать реальную или воображаемую критику религиозной доктрины.

Почему американцы, в том числе и мусульмане, толерантно относятся к насмешке над религиозными символами?

Президент Католической лиги в защиту религиозных и гражданских свобод Уильям Донахью объясняет это тем, что ассимиляция и интеграция иммигрантов в США происходила гораздо активнее, чем, например, в странах Европы: "Уже их дети становятся стопроцентными американцами с американским толерантным подходом к разномыслию, к разным верам и к разному внешнему виду. За это мы должны благодарить историю Соединенных Штатов, ведь в течение двух столетий беженцы из разных стран, представители разных культур были вынуждены уживаться и уважать права друг друга. Сегодня у нас в Нью-Йорке есть итальянский, китайский, немецкий городки, почти не говорящие по-английски свежие иммигранты тоже уже американцы. Я думаю, нас отличает от подавляющей части мира то, что в американском обществе нет понятия "чужие".

"Мы не сжигали театральные афиши"

Все это не означает, что никто в Америке не покушается на христианские святыни. Достаточно вспомнить хотя бы недавнюю выставку в Бруклинском музее, где была представлено изображение Богоматери, отчасти выполненное из слоновьих экскрементов. Уильям Донахью поясняет: "Как действовали мы, когда в октябре девяносто восьмого в Нью-Йорке прошла премьера пьесы "Корпус Кристи", - согласно ей, Христос был в сексуальных отношениях с апостолами? Мы не стали требовать от властей отмены спектаклей, мы [просто] вывели две тысячи людей на демонстрацию, нам противостояли пятьсот защитников спектакля. Мы не пошли на них грудью, мы не сжигали театральные афиши. В Соединенных Штатах у людей есть законное право оскорблять мою религию и другие религии, но у них нет морального права на это. Нашей целью было показать тем, кто не способен ответственно относиться к своему праву на свободу слова, что они чуждый элемент в нашем обществе, где, кстати, 96% людей верят в Бога".

Наш собеседник называет увольнение редактора иллинойский газеты "в высшей мере лицемерной акцией. В 1997 году в этом же университете была организована оскорбительная антикатолическая художественная выставка. На наши жалобы канцелярия ректора ответила, что мы должны спокойно воспринимать образцы творческого проявления самовыражения художников. То есть по каким-то причинам, о них можно только догадываться, руководство этого университета забывает о своей толерантности, когда дело касается оскорбления мусульман".

Ян Рунов (Нью-Йорк), Юрий Жигалкин 
Радио "Свобода"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования