Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА": Владимир Мартынов: "Духовная музыка стала одной из разновидностей шоу-бизнеса"


Композитору Владимиру Мартынову исполнилось шестьдесят лет. Юбиляр не хочет замыкаться в узких рамках музыки. Он создает инсталляции, соединяя их с другими разновидностями искусства, занимается фотографией и пишет книги. В марте центр "Дом" проводит очередной творческий фестиваль Мартынова, где зрителям предстоит увидеть новую инсталляцию композитора. Об этом и многом другом с юбиляром побеседовала Ольга Романцова.

- Владимир Иванович, когда вы поняли, что будете композитором?

- Лет в четырнадцать-пятнадцать, когда стал заниматься с Николаем Николаевичем Сидельниковым. Я сочинял музыку примерно с шести лет, отец записывал мои "опусы" и, когда я стал постарше, показал их Юрию Александровичу Шапорину. Он был крупным советским академическим композитором и замечательным человеком. Дружил с Алексеем Толстым, принимал участие во всех его кутежах. Шапорин сказал, что мне надо заниматься композицией, и препоручил меня своему ассистенту Сидельникову.

- Ваш отец Иван Иванович Мартынов был автором первой книги о Шостаковиче…

- Отцу из-за этого пришлось несладко. Книга вышла в 1947 году, перед началом гонений на Шостаковича. Кроме того, музыковед Штукеншмидт, специалист по новой венской школе, опубликовал за границей две главы из книги в своей хрестоматии по современной музыке. Отца уволили с работы, удивительно, что его не арестовали.

- Иван Иванович когда-нибудь сравнивал вас с Шостаковичем? Вам хотелось стать таким композитором, как он?

- Отец много рассказывал о нем, но с Шостаковичем у меня связаны неприятные воспоминания. Когда я поступил в консерваторию, Шостакович собирался преподавать. И меня без моего ведома определили к нему на курс, что осложнило мои отношения с Сидельниковым. К счастью, Шостакович не стал преподавать. Он не относился к разряду моих любимых композиторов. Я даже бравировал тем, что не ходил на премьеры его Четырнадцатой и Пятнадцатой симфоний. Хотя со временем я начинаю больше ценить Шостаковича и слушаю его последние квартеты.

- В 1979 году вы перестали сочинять музыку, преподавали в Московской духовной академии и занимались реконструкцией Знаменного распева. Что послужило поводом для этого?

- Целая совокупность событий и встречи с необычными людьми. Например, с отцом Владимиром Рожковым. Он консультировал на Мосфильме и был настоящим бонвиваном. Любил посидеть в Доме кино с артистами, выпить, пошутить. Но после застольных бесед люди, далекие от веры, начинали посещать службы… Встреча со старцем Таврионом в Елгаве расставила все точки над i. Я понял, что воцерковление - единственно правильный путь.

- Но через какое-то время вы вернулись в мир и снова стали сочинять музыку.

- Я пришел в Церковь в момент духовного возрождения. Мы занимались Знаменным распевом под руководством Владыки Питирима, создали хор "Древнерусский распев" под руководством Анатолия Гринденко. С началом перестройки ситуация изменилась. На мой взгляд, перестройка очень повредила Церкви, привела ее к духовному кризису. Я верю, что Церковь его преодолеет, но многое сейчас находится в удручающем состоянии. Например, духовная музыка. Ансамбли, раньше всерьез занимавшиеся Знаменным распевом, делают записи, выступают на концертах, активно гастролируют на Западе. Духовная музыка стала одной из разновидностей шоу-бизнеса. А внутренний вид храма Христа Спасителя? На мой взгляд, это национальная катастрофа.

- В чем, на ваш взгляд, особенность современной культурной ситуации?

- Мы живем не в пространстве искусства, а в пространстве его производства и потребления. Раньше ситуацию определяли творческие люди, все делалось ради художественного произведения. Сейчас все диаметрально противоположно. Издатель или галерейщик манипулирует композиторами или художниками, выбирает стратегию и определяет, что произойдет. А художественные произведения заменили проекты, приуроченные к тому или иному информационному поводу.

"ГАЗЕТА", 20 февраля 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования