Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"RZECZPOSPOLITA": "Отблеск того, что воистину существенно". Редактор религиозных программ польского телевидения Томаш Терликовски прокомментировал "карикатурный скандал"


Культурно-политическую войну, развернувшуюся сразу после публикации карикатур на пророка Мухаммада в одной из датских газет, нельзя охарактеризовать как проявление конфликта между религией и свободой слова. Ее корни лежат значительно глубже в самом фундаменте европейской идентичности.

Свобода слова против религиозного чувства. Светлый открытый, способный критично иронизировать над всем и вся Запад против темного, закрытого ислама, неспособного с юмором относиться к самому себе - так в последнее время представлется нам суть развернувшегося спора между масс-медиа и исповедниками ислама. Но постановка проблемы под таким углом скрывает ее глубинную суть. Конфликт цивилизаций, отголоском которого стали события вокруг публикации карикатур, разворачивается не только по линии "ислам - Запад", но также и внутри самой западной цивилизации, которая вновь вынуждена задавать самой себе фундаментальные вопросы.

Фундамент цивилизации

Цивилизации и в какой-то мере культуры формируются, опираясь на определенные метафизические, религиозные основы. И всякая из них, даже самая маленькая, наименее существенная, всегда защищает себя перед нападками на то, что для нее является мифологическим и религиозным табу, нарушение которого каралось некогда смертью. И речь шла не только о страхах перед божествами, могущими покарать целый народ за безответственность одного человека, но также и понимание того, что религиозные символы формируют общественное сознание, взгляды народа и государства. Игнорирование этого обстоятельства, как показывает история, может привести к распаду цивилизации. Вот почему  "забавы" с наиважнейшими религиозными символами не могут быть истолкованы как игра или некий постмодернистский хэппенинг. Высмеивание наиважнейших для данной общественной группы символов или мифов является, по сути, подкопом под то, что является наиглавнейшим для каждой цивилизации, и может ей очень реально навредить.

Происходящая таким образом девальвация значения личности Иисуса, образа креста, а в мусульманской перспективе - личности пророка Мухаммада - означает, что мы живем на аксиологическом и религиозном "плавуне", когда путеводные символы великих религий превращаются в пустые и малозначащие слоганы. Знаки присутствия, бывшие еще недавно своего рода оазисами в пустыне  земного бытия, сегодня становятся всего лишь настенными граффити, либо элементами поп-культуры, которые ничего не показывают и никуда не ведут.

Указатели на дороге

Именно с этой перспективы необходимо анализировать радикальные протесты мусульман против карикатур, а также более ранние беспорядки на улицах, которые устроили сикхи, протестующие против инсталляции, демонстрирующей священное для них место как развратный вертеп.

И это не протест обиженных и инфантильных детей из-за того, что взрослые лишили значения и смысла их детские сказки, мечты о деде Морозе, но поход пилигримов жизни к оазису трансцендентной цели, а им на их пути либо разрушают указатели, либо придают им иное значение.

А перестановка указателей путей в горах либо дорожных знаков на улицах городов по чьей-то воле никак нельзя назвать хэппинингом, это скорее создание реальной опасности для жизни. И точно так же, но на более глубинном уровне должны быть трактованы знаки, символы или личности святые для исповедующих различные религии. Сфера мифов и сакрум - это не только игра, в ходе которой можно как из старого бабушкиного сундука вынимать "реквизит" необходимый для постановки, но, прежде всего, то, что в этом мире существенно, что ведет к вечности.

Мусульманские учителя Запада

Понимание этих, весьма простых для верующих людей независимо от их религий, истин, означает в то же время необходимость пересмотра одного из фундаментальных положений, на которых основана современная европейская культура. Исходя из этого положения, религия является исключительно частным делом и не должна регулироваться законом. Защита земных проявлений вечного и трансцендентного не входит в планы современного общества, ибо невозможно обосновать наличие таковых явлений на основе материалистического понимания мира, которая постоянно, хотя часто и в очень скрытой форме, сопровождает человечество. Защите подлежат разве только религиозные взгляды и чувства личности, да и то не переусердствовать бы в этом деле, чтобы случайно не признать, что взгляды и мировоззрение этой самой личности имеют некие реальные метафизические основы.

Мусульмане, сикхи и также ультраортодоксальные иудеи, забрасывающие камнями в Иерусалиме автобусы, нарушающие своим движением законы субботы, все это живое напоминание того факта, что "тот cвет" существует и имеет смысл, но также имеет ценность для человека и борьба за него.

Ибо это Бог, трансцендентность, и сакрум (неважно через Библию, Коран, Тору или иные святые писания) может дать мне вечную жизнь, а не высмеивающие его рисовальщики.

Поэтому, когда я ставлю себе вопрос, на чьей я стороне в этом фундаментальном споре, то должен заметить, что хотя мне и не нравится сжигание флагов, закидывание магазинов коктейлями Молотова и угрозы терактов, я на стороне религии. Ибо в ситуации выбора между культурой, которая низвела религию до уровня псевдокаббалистических красных шнурочков на запястьях поп-звезд и культурой, которая ради религии и святости (пусть иногда и неправильно понимаемой) готова пойти на смерть - трудно не выбрать эту, последнюю. Ибо только в ней можно узреть отблеск того, что воистину существенно.

Томаш Терликовски - редактор религиозных программ польского телевидения, главный редактор интернет-издания "ekumenizm.pl"

9 февраля 2006 г.

Сокращенный перевод "Портала-Credo.Ru"

Р.S. Газета "Rzeczpospolita" - одно из тех европейских изданий, которое опубликовало карикатуры на пророка Мухаммада


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования