Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"МИЛОСЕРДИЕ.РУ": Православный роддом - мечта или реальность?


Лучшей проповедью о Христе назвал дела милосердия председатель Комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете города Москвы, настоятель храма святого благоверного царевича Димитрия протоиерей Аркадий Шатов в своем докладе "Воспитание сестер милосердия", открывшем проходившую 1 февраля в рамках Рождественских чтений секцию "Социальное служение Церкви".

Но еще больше нужны дела милосердия Церкви для сохранения и приумножения любви в душах прихожан. "В наше время любовь оскудевает не только в мире, который нас окружает, но и в самой Церкви. Люди могут иметь христианскую внешность, знать церковные праздники, заботиться, как им кажется, о спасении своей души, но совершенно не иметь любви, сострадания и сочувствия", -- сказал отец Аркадий. Современный человек склонен к мечтательности, легко абстрагируется от окружающей реальности. Читая святых отцов, проникается их мыслями, но при этом спокойно может пройти мимо замерзающего бездомного или не заметить нужды молящегося рядом с ним в храме. Чтобы любовь не оскудела окончательно, необходимо возрождать традиции служения первых диаконис или сестер милосердия XIX – начала XX века, а для этого – воспитывать вдохновителей и организаторов такого служения, людей, которые посвятят ему всю жизнь, будут примером для нас – ведь милосердным должен быть каждый христианин.

Сострадание и сочувствие надо прививать с детства. Большие надежды отец Аркадий возлагает на воскресные школы. Если дети привыкнут хотя бы в праздники посещать больницы или детские дома, готовить для больных и сирот подарки, выступать с концертом, в их чистых, еще не испорченных грехом душах будут посеяны семена любви. Главное, с возрастом не прерывать воспитание. От взрослых, прежде всего священников и педагогов, требуется мудрость, чтобы находить дела служения ближнему с учетом возраста прихожан. Отец Аркадий привел в пример группы помощи бездомным при комиссии. Большинство работающих в группе – молодые люди. Патронажная работа на квартирах им не очень интересна, а здесь есть элементы авантюрности, приключений – молодежь это привлекает.

Церковное социальное служение – служение Христу. Если человек забывает об этом, при самых лучших намерениях неизбежен "синдром выгорания". При служении ближнему особенно необходима помощь Божия, следовательно – усиление духовной жизни, молитвы, более глубокое воцерковление. Тогда жизнь сохранит гармонию, не станет однобокой. В противном случае церковное социальное служение останется церковным лишь по названию, но по сути обесценится, потеряет глубину.

Главный врач больницы святителя Алексия Екатерина Богданова рассказала об истории больницы, о трудностях, связанных с прекращением бюджетного финансирования. Оборудование не обновлялось 10 лет. В больнице с неврологическим отделением нет необходимой для неврологических больных томографической аппаратуры. Пациентов отделения приходится возить в другие больницы. Терапевтический корпус требует капитального ремонта. Больница – первое в России церковное лечебное учреждение, поэтому наряду с материальными здесь планируют решать и духовные задачи: формирование в коллективе православных традиций медицинской помощи и медико-социального служения, создание на базе больницы условий для профессионального обучения и православного воспитания медицинских кадров. Для этого необходимо не только финансирование, но и взаимодействие с приходами, монастырями и братствами. На днях мы писали о первых результатах такого взаимодействия – все 14 выпускниц курсов патронажных сестер при Свято-Димитриевском училище будут работать в больнице святителя Алексия.

Отсутствие финансов тормозит и создание православного роддома. Идее этого роддома был посвящен доклада клирика Казанского собора на Красной площади священника Игоря Фомина. Отец Игорь – член епархиальной комиссии, возглавляет подкомиссию помощи многодетным семьям . Вместе с помощником они провели опрос православных многодетных родителей, и никто не усомнился в необходимости создания православного роддома. В современных роддомах на беременных женщин оказывают прессинг, пытаясь вынудить на аборт. У отца Игоря трое детей, и он рассказал, что его матушка всегда приходила из женских консультаций на грани нервного срыва. Так же часто рожениц без всякой необходимости уговаривают сделать кесарево сечение. Причина – за любое хирургическое вмешательство дежурная бригада получает дополнительные деньги. Бывают случаи, когда кесарево сечение – единственная возможность благополучных родов, но гораздо реже, чем оно сейчас применяется. О том, что это не такая безобидная операция, мы уже писали.

В результате такой нездоровой обстановки в роддома православные люди все чаще предпочитают рожать дома. В Москве существует 20 обществ, готовящих беременных женщин к родам на дому. Но вот в Голландии, где 80% родов проходит дома, во время родов у подъезда дежурит реанимобиль, и в случае необходимости роженица и младенец за 5 минут будут доставлены в ближайший роддом, с которым заранее заключен договор о помощи. В Москве такие домашние роды обеспечить невозможно и по материальным причинам, и из-за пробок, следовательно, домашние роды - всегда риск. Так что ориентироваться всё-таки надо на создание православного роддома, в котором будет создана семейная атмосфера, проводиться групповые духовно-нравственные и теоретические занятия, физическая подготовка и индивидуальные консультации. В 23 километрах от Москвы по Щелковскому шоссе есть земля, пожертвованная на такой проект.

Есть мнение, что по сравнению с врачами других специальностей гинекологи наименее восприимчивы к христианскому просвещению. Отец Игорь заверил, что это не совсем так, что специалистов, желающих работать в будущем роддоме, больше, чем мест. Кроме того, в Москве есть роддом (№ 71), в котором ликвидирован абортарий. Об этом на прошедшем в декабре круглом столе рассказал врач-гинеколог этого дома Роман Гетманов. Есть достижения и в других городах. О работе с женскими консультациями Екатеринбурга в интервью нашему сайту рассказывал священник Евгений Попиченко.
Присутствовавшая на секции сестра из Екатеринбурга после доклада отца Игоря сказала о первых положительных результатах этой работы – в роддоме, где они работают, уже только трое из восьми врачей пока не отказались от детоубийства. Просветительская работа в государственных роддомах и женских консультациях, конечно, необходима, но это не исключает возможности открытия православного детского дома. Где, кстати, тоже не исключено миссионерство – отец Игорь заверил, что туда не принимать не только воцерковленных рожениц, но всех, кто хочет родить ребенка в здоровой моральной обстановке, для кого семья является ценностью.
Еще одна уникальная форма миссии – биоэтика. Так считает диакон Михаил Першин, несколько лет преподающий этот предмет студентам-медикам. В своем выступлении он рассказал об истории и причинах появления биоэтики как дисциплины. Во многом выступление отца Михаила повторило его прошлогоднее интервью нашему сайту.
Что такое хоспис? Это не дом смерти, но место подготовки к вечности, считает руководство первого российского хосписа, открывшегося в 1990 году в Петербурге. В 1992 году на его базе было создано Свято-Елизаветинское сестричество. Сегодня в хосписе есть стационар на 25 коек, а также выездная служба, обслуживающая всех онкологических больных Приморского района (в районе проживает более 400 тысяч человек).. Примерно 90% пациентов хосписа (ежегодно в стационаре умирает около 370 человек и еще вдвое больше – на дому) перед уходом из жизни исповедуются и причащаются. Главное в работе здешних сестер – подготовка пациентов к христианскому уходу из жизни. Здесь требуется особая деликатность, об этом в рубрике "Вопрос-ответ" говорил один из основателей хосписа профессор Андрей Гнездилов.

На секции хоспис представляла старшая сестра Свято-Елизаветинского сестричества Елена Кабакова. Она рассказала, что вместе с сестрами милосердия за больными ухаживают петербургские семинаристы. Был случай, когда учащиеся с первого по пятый курс всей группой в свободное от учебы и послушаний время приходили в хоспис, беседовали с больными, выводили их на прогулку.

Паллиативная помощь – не только уход за больным, но и поддержка его семьи. Об этом в сестричестве задумались, когда через два месяца после смерти в стационаре одной женщины, учителтьницы, в хоспис пришел ее 13-летний сын, оборванный и грязный. Оказалось, что его сестра-сектантка по требованию мужа выгнала мальчика из дома, он 2 месяца скитался по друзьям и по дворам, а потом пришел к матери, не зная, что ее уже нет в живых. После этого случая стали внимательнее смотреть за семьями пациентов. Часто, особенно если болеет и умирает мать или единственный опекун, ребенок бросает школу, уходит на улицу.

В результате был открыт православный детский дом для детей, чьи родители умерли в хосписе. Сейчас там проживает 8 человек, двоих уже после 18 лет выпустили во взрослую жизнь. С детьми работают православные психологи, ребят возят в паломнические поездки. Большинство выросли в неверующих семьях, много пропадали на улице. Наиболее эффективной формой воцерковления таких детей стали летние лагеря, которые проводятся совместно с военно-патриотическим клубом "Пересвет" при Троице-Сергиевой лавре.

Леонид ВИНОГРАДОВ

2 февраля 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования