Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ": Путь в небо. Церковь представляет собой один из старейших институтов, который выработал критерии продвижения по иерархической лестнице


 Карьерные стратегии неразрывно связаны с характером той организации, в рамках которой они реализуются. Церковь представляет собой один из старейших институтов, который в ходе своей истории выработал своеобразные критерии продвижения по иерархической лестнице. Причем эти критерии хороши настолько, что позволяют церкви существовать в различных социальных, политических и культурных условиях уже на протяжении двух тысячелетий, переживая рождение и гибель различных политических систем. Наибольший интерес для нас представляет, разумеется, иерархическая система Православной церкви.

Церковь иерархична: в самой ее природе, отражающей строго вертикальную структуру незримого ангельского мира, заложен принцип подчиненности низшего высшему. На трех степенях церковного иерархического служения – епископской, пресвитерской и диаконской, – существовавших со времен апостольских, за два тысячелетия выросла громоздкая конструкция из титулов, званий, чинов и должностей.

В Византии церковные должности делились на девять рангов. В первый, например, входили великий хартофилакс, исполнявший обязанности главного секретаря патриарха; великий эконом, заведовавший церковным хозяйством; великий скевофилакс, наблюдавший за церковной утварью и казной; великий сакеларий, управлявший монастырским имуществом, и, наконец, сакелий, в обязанности которого входило попечение над приходскими церквями. Аналогичные должности, предназначенные большей частью для пресвитеров и диаконов, существовали и в других восточных патриархатах, причем занять их из-за карьерных перспектив зачастую стремились лица, стоящие даже на самой высокой степени иерархического служения – епископской.

Столь разветвленный административный аппарат давал широкую возможность для различного рода служебных злоупотреблений, создавая проблемы не только нравственного, но и канонического порядка. Так, облеченный высокой должностью диакон нередко обладает куда большим объемом реальной власти, чем какой-нибудь провинциальный епископ. Такая ситуация сегодня свойственна всему христианскому миру – как на Востоке, так и на Западе.

Административное устройство Русской православной церкви представляет собой проекцию византийского церковно-административного аппарата. Важен принцип: должность иногда помыкает саном. И все же, несмотря на разнообразные отклонения, особенно ярко проявившиеся в Синодальный период, носителем высшей власти, осуществляемой не сакральной, а человеческой инстанцией, в Русской православной церкви был и остается епископат – преемник апостольского сонма.

Согласно действующему уставу РПЦ, "кандидаты в архиереи избираются в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество". Кандидат должен "соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь высшее богословское образование". Впрочем, среди епископов есть и вдовые священнослужители, однако их меньшинство, и серьезную корпорацию в церкви они не составляют.

Большинство представителей епископата – выпускники духовных академий, наместники или насельники ставропигиальных монастырей, Троице-Сергиевой лавры, Данилова монастыря в Москве и других. Возведение "на епископскую степень" – довольно дорогостоящая процедура; среди епископата есть пара-тройка "лоббистских" группировок, оказывающих давление на Синод с целью продвижения своих ставленников, которых эти группировки финансируют.

Кандидат в архиереи избирается Священным синодом и назначается на кафедру на основании синодального определения указом Первоиерарха церкви – Патриарха Московского и всея Руси. Согласно 14-му Апостольскому правилу, "не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную переходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия". В Русской православной церкви архиереев все же перемещают, хотя и не часто. Если святитель ревностен и активен, он получает более престижную кафедру.

Пожилые русские епископы – это глубоко верующие люди, практически всю жизнь посвятившие служению церкви Христовой, долгое время подвизавшиеся на различных церковных послушаниях, служащих своеобразными трамплинами к архиерейству, окончивших духовные академии с научной богословской степенью, иногда имея за плечами лишь общеобразовательную школу-восьмилетку. Им присущи определенная простота и в то же время ничем не обоснованное сановное чванство.

Епископы "нового призыва", поставленные в течение последнего десятилетия, часто не могут похвастать внушительным послужным списком – в вопросе их избрания решающую роль играют деловые качества, личное обаяние, близость к тому или иному архиерейскому кругу.

Святители, занимающие древние и столичные кафедры – Киевскую, Санкт-Петербургскую, Минскую, Кишиневскую, – автоматически становятся постоянными членами Священного синода, совещательного органа при патриархе, получая возможность реально влиять на церковную политику. Постоянными членами Священного синода по должности являются также управляющий делами Русской православной церкви, председатель отдела внешних церковных связей и митрополит Коломенский и Крутицкий, автоматически вступающий в самостоятельное управление столичной епархией в случае кончины Первосвятителя. Кроме постоянных членов Священного синода есть еще и временные, избираемые в порядке очереди – их роль в решении стратегических вопросов номинальная.

Над Синодом возвышается патриарх – епископ столичного града, первый среди сакраментально равных ему епископов.

До своего избрания нынешний патриарх Алексий II управлял Эстонской, Ленинградской епархиями, занимал различные административные посты, среди которых – должность заместителя председателя ОВЦ и ключевой пост в руководстве Русской церкви – управляющего делами Московской патриархии.

По словам самого Святейшего Алексия II, по дороге на Поместный собор 1990 г., главной целью которого были выборы нового главы церкви вместо почившего патриарха Пимена, он даже не предполагал возможности своего избрания на Первосвятительский престол: "Я не ехал на тот собор с чувством, что могу вернуться патриархом. <…> Только после Архиерейского Собора, состоявшегося накануне открытия Поместного, где я получил больше всех голосов, я подумал: есть опасность, что чаша сия может меня и не миновать. Опасность – потому что, будучи 22 года управляющим делами Московской Патриархии при Святейших Алексии I и Пимене, я прекрасно знал, насколько тяжел крест патриаршего служения".

И крест этот – пожизненный. На случай кончины патриарха, нахождения его под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им первосвятительских обязанностей, предусматривается институт местоблюстительства. При этом порядок избрания местоблюстителя таков: Синод под председательством своего старейшего по хиротонии постоянного члена немедленно избирает местоблюстителя Патриаршего престола из числа своих постоянных членов. Процедуру избрания при этом устанавливает сам Синод.

Устав указывает качества, которыми должен обладать кандидат в патриархи. Он должен отвечать следующим требованиям: быть архиереем Русской православной церкви, обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, "иметь доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7) и возраст не моложе 40 лет. И желательно, конечно, соответствовать евангельскому идеалу, нашедшему отражение в словах Христа: "…цари господствуют над народами <…>, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий" (Лк 22:26).

Андрей ПРОТОПОПОВ
"Политический журнал"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования