Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Если не ОПК, то апокалипсис. Патриарх Алексий II предлагает государству жертвовать церкви деньги не только на храмы, но и на "Закон Божий"


C каждым годом крупнейший церковно-общественный форум, который часто называют неофициальным Поместным собором РПЦ (официальный не проводился с 1990 года, когда избрали нынешнего патриарха), наращивает масштабы. В оргкомитете XIV Международных Рождественских образовательных чтений с гордостью рапортуют о новых рекордах - в этом году распространено более 12 тысяч пригласительных билетов для участников форума, которые работают на пленарных заседаниях и в 96 секциях. Делегаты чтений обсуждают все мыслимые и немыслимые вопросы, в том числе и не имеющие никакого отношения к православному образованию. К проведению чтений и обработке их материалов свелась деятельность целого Синодального отдела - религиозного образования и катехизации, - базирующегося в столичном Высокопетровском монастыре.

Впрочем, в нынешнем году была нарушена одна из незыблемых традиций чтений - их открытие, на котором обычно выступают с приветствиями разные VIP-персоны, перенесли с воскресного вечера на утро понедельника, 30 января. Так благословил Алексий II, здоровье которого уже не позволяет с утра служить литургию, а вечером открывать форум.

Второй год подряд организацией чтений руководит управляющий делами Московской патриархии, с недавних пор еще и президентский назначенец в Общественной палате, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Этот иерарх, которого эксперты считают преемником патриарха, успешно сочетает традиционализм (он даже окончания прилагательных произносит на церковнославянский манер: "церковнАГО") с жестким стилем руководства (митрополит радикально обновил состав оргкомитета чтений и самолично провел 14 его заседаний). Жесткость Климента чувствовалась на пленарных заседаниях, которые он вел "от звонка до звонка": каждого докладчика митрополит благодарил по одной и той же формуле - "Спасибо, дорогой NN, за содержательное освещение темы XX, из которого мы узнали YY". Влиятельность Климента была хорошо заметна по той обходительности, с которой к нему обращались чиновники, а особенно губернатор Калужской области (где Климент епархиальный архиерей) Анатолий Артамонов, всячески превозносивший с трибуны выдающиеся заслуги митрополита перед Россией.

Новые требования патриарха и освистанный министр

Патриарх Алексий II, открывая чтения, высказался за наделение православного образования в России государственным статусом. Эту идею горячо поддержали генпрокурор Владимир Устинов и министр культуры Александр Соколов. Речь уже идет не просто о том, чтобы преподавать "Основы православной культуры" (ОПК) во всех государственных школах, а православную теологию - в государственных вузах, но о том, чтобы делать это за счет госбюджета. Требование это, может быть, и не новое, но Алексий II подкрепил его свежим аргументом: "Если государство признает как национальное достояние православные храмы, иконы... возникает вопрос, почему в нашей стране отсутствует государственное и общественное признание ценности религиозного образования".

Владимир Устинов, который недавно признался журналистам, что умеет только "прокурорить", оказывается, неплохо разбирается в православном богословии. Его приветствие содержало немало цитат из Священного Писания и экзерсисов из области нравственной теологии. В сухом же остатке - он предложил ввести православное богословие как обязательный предмет во всех учебных заведениях правоохранительных структур, иначе, по мнению генпрокурора, коррупцию в этих структурах не одолеть. Еще более эрудированным богословом оказался новый полпред президента в Приволжском округе Александр Коновалов - он развил в своем докладе богословие права, чем вызвал в зале легкие смешки. Полпред дал свое определение религиозной деятельности, которое облек в такую форму: "Это интимное воздействие на человеческую психику через мистическую составляющую". Власть, по мнению Коновалова, не может вполне проконтролировать процесс такого воздействия - "с учетом дремучести состояния большинства жителей России". Поэтому неведомые власти формы религии, например секты, надо "минимализировать", а "традиционные религии", в первую очередь РПЦ, всячески поддерживать.

"Мальчиком для битья" на открытии чтений стал министр науки и образования Андрей Фурсенко, которого зал попросту освистал. Ненависть к этому чиновнику давно подогревалась в церковной среде крикливыми заявлениями "Союза православных граждан", который объявил Фурсенко "врагом России" и потребовал его отставки. Надо заметить, что ничего крамольного с трибуны чтений министр не сказал. Недовольство зала вызвало вполне нейтральное сообщение о том, что в министерстве подготовлено учебное пособие "История мировых религий". Поскольку большинство присутствовавших никаких мировых религий не признает, из зала понеслось: "Долой!"; "Вы в России живете или где?"; "Ты враг православия, змей!" Успокаивать "православных граждан" пришлось патриарху: свои умиротворяющие жесты он сопровождал смиренной просьбой "Тише, тише...". Святейшего зал послушался.

Отповедь "антицерковному" министру дал в своем докладе митрополит Климент. Повернувшись к Фурсенко, он изрек: "Уважаемый Андрей Александрович, не бойтесь того, что в школу придет священник или православный педагог. А бойтесь того, что без света веры и добра, зажженного в сердце молодого человека, в центре его внимания окажутся такие асоциальные явления как наркомания, табакокурение, алкоголизм, игромания, равнодушие. И к ним придет проповедник шовинизма и жестокости, если не в школу, то через виртуальный мир в их душу". Зал рукоплескал.

Православную культуру - на референдум!

Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата архимандрит Иоанн (Экономцев) пользуется репутацией главного интеллигента в руководстве РПЦ и "собинного друга" патриарха. В советские годы он предпринял рискованный шаг - из кадровых дипломатов превратился в преподавателя Московской духовной академии. Будучи еще Игорем Экономцевым, он написал немало книг об истории монашества и возвышенной мистике исихазма, а в последние годы увлекся фантастикой, издав несколько "космическо-эротических" романов. Понятно, что отношение к о. Иоанну в церковной среде неоднозначно, но патриарх ему прощает все. Более того, иногда поручает озвучивать очень смелые предложения, которые самому патриарху высказывать несолидно.

В прошлом о. Иоанн выступал с инициативой создания Православного общественного телевидения на одном из федеральных каналов, а на нынешних чтениях предложил провести общероссийский референдум по вопросу введения в школах обязательного преподавания ОПК. Предложение это может показаться "сенсационным", но оно вполне в духе Рождественских чтений: ярко, глобально, но непрактично. Рискну предположить, что иные чиновники, выступая на этих чтениях, клянутся в верности РПЦ и обещают "воцерковить", например, прокуратуру не потому, что они действительно планируют это сделать, а потому, что таков стиль мероприятия, - просто так принято, как было принято на съездах КПСС кричать "здравицы" уже полностью выхолощенным идеям.

Вообще, трудно вспомнить такой доклад из прозвучавших на пленарных заседаниях чтений, в котором Церковь не противопоставлялась бы "миру", особенно - западному. Митрополит Кирилл (Гундяев), которому на сей раз дали слово лишь во второй день чтений, говорил о близости апокалипсиса по причине утраты Западом последних нравственных ориентиров - "нормы веры", которую больше не преподают в школе. Еще сильнее пылала антизападным гневом депутат Госдумы Наталья Нарочницкая. "Имея печальную необходимость" периодически ездить в Страсбург, она рассказала, что власть в ПАСЕ захватили "глумливые профессиональные гуманисты", насаждающие "несложненькую философию средненького интеллигента". "Импотенция культуры очевидна", - ее главный вывод вызвал смущение у женской части православной аудитории.

Ценность Рождественских чтений трудно переоценить. Это сейчас единственная площадка, на которой торжествует церковная демократия. Конечно, от решений чтений практически ничего не зависит, но зато прийти на них может любой церковный активист, чтобы высказать свои идеи. Рождественские чтения - не только свисток для выхода церковного пара, но и барометр церковной атмосферы, где то, что в светском обществе считается маргинальным и мэйнстримным, часто меняется местами.

Александр Солдатов

3 февраля 2006 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования