Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"АГЕНТСТВО ПОЛИТИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ": Русская Кассандра? Можно ли назвать футуристический роман Елены Чудиновой "Мечеть Парижской богоматери" книгой года?


 Можно ли назвать футуристический роман Елены Чудиновой "Мечеть Парижской богоматери" книгой года?

И да, и нет. В художественном смысле он ничем не выделяется на фоне средне-крепкой отечественной фантастики. Почвенническая эпопея Алексея Иванова "Золото бунта" или, скажем, изысканно-экспериментальный роман Михаила Шишкина "Венерин волос" в этом смысле выглядят намного достойнее. Но есть такое понятие — общественная мысль. Его гораздо чаще используют, как ни прискорбно, в отношении Российской империи, нежели современности. Хотя в настоящее время, кажется, интеллектуальная среда доросла до формулирования платформ, сопоставимых по масштабности и продуманности, скажем, со старшим славянофильством, или же леонтьевским консерватизмом… Только исходят новые паттерны не только и даже не столько от профессиональных философов, сколько от журналистов, экспертов, писателей. Одним из главных полигонов наиболее радикальных сценариев настоящего и будущего страны стала фантастическая литература. И всецело принадлежащий этому жанру роман Чудиновой — явление первой величины именно в сфере общественной мысли. Вспышка. Крик. Реакция на уровне социального рефлекса, метаморфировавшая из состояния сгустка эмоций в состояние очень упорядоченного, рационализированного текста.

До выхода "Мечети…" Елена Чудинова была одним из многочисленных авторов историко-мистических романов — добротных и несколько публицистичных. Она издала несколько книжек, не ставших бестселлерами. Кроме того, за ней числилось немало острых эссе на темы современного православия, массовой культуры, "текущего момента" в политике. Некоторые из них вышли в журнале "Главная тема" и получили определенную популярность.

Публикация "Мечети…" потрясла образованный класс России и выдвинула Чудинову в культовые фигуры консервативно-патриотического движения. Теперь писательница дает интервью по радио и на TV, удостаивается многочисленных рецензий, о ней спорят, ее опровергают, с нею солидаризируются. В чем причина столь громкого, столь очевидного успеха?

***

На протяжении многих лет на вершину изящной словесности выдвигался "самовыраженец", т.е. литератор, поющий о самом знакомом и любимом человеке — о себе. Но в последнее время птица-слава переместилась к социальным эмпатам. Тем, кто способен уловить эмоции масс, слиться с ними, стать их каналом. Сыграть "на флейте водосточных труб", обнажить душу больших городов. Тем, кому больно, когда больно их народу…

Так и с Чудиновой.

Она уловила два мегатренда общественного сознания.

Первый: колоссальные массы европейцев и русских, как христиан, так и атеистов, с опасением относятся к любым признакам усиления мусульманской культуры на своей территории. К появлению все новых потоков переселенцев из мира ислама. К понижению общего уровня заработной платы за счет вбрасывания на рынок труда нетребовательных выходцев из мусульманских стран. К попыткам утверждения собственно мусульманской символики на не-мусульманских землях. К террористической деятельности боевых групп, в подавляющем большинстве случаев мусульманских. Ислам мог быть допущен на территории, традиционно освоенные христианством, только при сохранении абсолютного доминирования христианской культуры. В советских условиях — атеистической культуры. И советский вариант интернационализма предполагал абсолютное подчинение всех народов вне зависимости от местной культуры и религии центру, лишенному веры во что-либо, помимо коммунистических идеалов. Все, что этому сопротивлялось, уничтожалось без деления на "политкорректные" и "неполиткорректные" культуры. Грубая сила была достаточным гарантом порядка. Сейчас той силы нет, и нет ума, чтобы заново создать ее на принципиально иной основе.

Ислам уже достиг все лимиты роста при данном ограничивающем условии (не-доминировании) и ныне пытается его взломать, дабы обеспечить себе господствующее положение. Сначала выбивая из квелого социума мелкие уступки, а затем требуя существенно большие, например, то же самое "квотирование" в политических структурах… Население стран, где это происходит, уже тошнит от ислама. Тошнота от ислама — вот лейтмотив чудиновской книги. И он нашел полную поддержку в самых широких слоях российского общества. Собственно, подобная реакция на "Мечеть…" должна бы подсказать, что с государственным "интернационализмом" что-то неладно. Может быть, это и не худший политический курс, но квазимультикультурные формы, которые он принял в современной России, осточертели населению. Этот громоздкий назойливый официоз способен вызвать только раздражение. Правящая политическая элита тупо вкручивает интернационализм в массы, как плохой слесарь — болт с полетевшей нарезкой в отверстие, где нарезка вовсе отсутствует. К тому отвертка давно затупилась… Если у "партии власти" есть желание крепко поссориться с электоратом или вызвать массовые беспорядки, то нет способа лучше.

Второй мегатренд — не столько массовый, сколько свойственный интеллектуалитету: Европа планомерно сдается исламу. Там будут еще потасовки, подобные недавним событиям в парижских предместьях (Чудинова их фактически предсказала), но исламский натиск Европа все-таки не сдержит. Прежде всего, у нее нет серьезных стимулов к сопротивлению. Европа расхристианена, обезбожена. Католицизм на массовом уровне — розовая водичка. Протестантизм — водичка молочно-белая. Оба они представляют собой премиленькие чучела на глобальной всеевропейской выставке атеизма. Атеистическое государство, построенное на философии, уходящей корнями в эпоху просвещения, способно лишь рефлекторно "поддерживать порядок". В случае серьезной угрозы оно сдаст тех, кого обязано защищать, повинуясь глубинным императивам, в конечном счете, определяющим его сущность.

***

Итак, Елена Чудинова наделена способностью чувствовать состояние социума. Вернее, ощущать "взрывоопасные точки". То, что волнует миллионы людей и может вывести их на улицу. Недавно она выступила с программным оправданием белого движения и контрреволюции в целом. В феврале на прилавках Москвы появится новое издание ее старого романа "Держатель знака". Гражданская война. Белое дело. Эстетика героизма и самоотверженного служения идеалам христианства, Государю, отечеству. Романтизм нравственной чистоты, соединенной с большой внутренней силой, твердой волей, нержавеющей офицерской честью. То, по чему так соскучилась Россия! Написано далеко в 80-х. Но воспринято будет читателями именно сегодня.

Не дай Бог, вновь случится гражданская война! Но война информационных полей точно случится, собственно, она уже началась. "Белое" информационное поле сейчас, очевидно, доминирует. Послушайте Чудинову, под ее пером проступают контуры ближайшего будущего.

Дмитрий Володихин
Агентство Политических Новостей


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования