Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИСЛАМ-ИНФО": Ответ мусульманских журналистов на заявление СПГ. Кто не хочет приветствовать мусульман?


В главной книге христиан говорится: "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?" (Евангелие от Матфея, 5: 43 – 47).

Казалось бы, православные христиане должны быть особенно чувствительны к исполнению заповедей Иисуса Христа. И недавно опубликованное "Письмо мусульманскому другу" известной православной публицистки, историка, депутата Госдумы от партии "Родина" Натальи Нарочницкой дает хорошие основания для спокойного цивилизованного диалога соотечественников, придерживающихся различных вероубеждений.

Она "приветствовала" не только "своих братьев", но и мусульман, и, хотя не все написанное ею бесспорно, можно спокойно садиться за стол переговоров и договариваться. Поэтому после выхода ее письма представители мусульманской общественности, политологи и философы, предложили представителям православной общественности, в первую очередь философам и политологам, провести первый общественный диспут на уровне экспертов в области языка СМИ с единственной целью – понять друг друга в рамках любви к единой Родине и осознания своей общей ответственности за ее судьбу.

Какой смысл вкладывается сторонами в понятие "православная страна", "светское государство", "государственная символика" и т.д.? – Похоже, сегодня дискуссия в СМИ идет на разных языках, и каждая из сторон видит в словах другой некий враждебный для себя смысл, стремление подавить и дискриминировать оппонента, как, увы, уже бывало в нашей истории. Одни видят даже в древнем символе солнца кресте угрозу насильственной христианизации, каковые имели место в Поволжье в прошлом, другие даже в самом факте мирного обсуждения государственной символики мусульманами усматривают намерение создать чуть ли не… российский Талибан. А ведь мы – соседи!

Выработка общего языка, понимание подлинных желаний и социально-политических устремлений друг друга – это первый шаг, без которого невозможны дальнейшие шаги, как и полноценный диалог на уровне высшей православной иерархии и мусульманских лидеров. И скандал, чуть не взорвавший Межрелигиозный совет России, наглядно продемонстрировал отсутствие такого понимания: оказалось достаточным одного папарацци, и всё зашаталось, как во время шторма.

И вот, мусульманские эксперты сами сделали шаг навстречу православной общественности, протянули руку для приветствия, предложили поговорить о наболевшем, найти общие точки взаимодействия на благо Отечества, договориться, как избежать межрелигиозной вражды на всех уровнях общества, а в ответ – исполненный вражды и ненависти к оппонентам отказ с парадоксальной формулировкой: "СПГ принял решение не участвовать в тех мероприятиях, которые могут быть использованы для разжигания вредной для России межрелигиозной вражды" (заявление СПГ см.ниже). При этом первоначально устное согласие православной стороны было получено, после чего был согласован текст пресс-релиза.

Дальше – больше: "Мы готовы к дискуссии с мусульманами, но хотели бы вести ее в серьезном и ответственном духе, вместе определяя круг участников и темы. Мы не считаем для себя достойными собеседниками людей, которые вряд ли известны как авторитетные богословы и мыслители, но снискали недобрую славу как авторы радикальных, провокационных высказываний".

Мы уже наблюдали, как в Межрелигиозном совете России от имени православия вели "приятный" диалог с двумя деятелями, ряжеными как бы в "мусульманские" чалмы и не успевавшими повторять: "Одобрям-с!". А потом чуть не рухнул сам Совет, ибо "сладкая парочка" представляла не реальных мусульман, а разве что самих себя. Если уж вести серьезный диалог, то с теми, кто есть реально, а не с теми, кто "нравится". Допустимо только одно предварительное условие – свидетельство своего желания вести этот диалог с осознанием ответственности за его результат. Кто отвергает публично высказанное предложение другой стороны – тот и не хочет межрелигиозного мира в России.

И никакие отговорки, что другая сторона якобы "не укоренена" в собственной традиции, не пройдут: мы предложили для диалога группу во главе с сопредседателем Совета муфтиев России, потомственным имамом из татарской "глубинки" Мукаддасом Бибарсовым, с участием советника СМР, профессиональных политологов-мусульман, представителей лояльной России Чечни. Если хотите договариваться о взаимопонимании между православными и мусульманами в общественной жизни – пожалуйста, садитесь и договаривайтесь. Если нет – тогда интригуйте с идеологами и спонсорами "оранжевых революций" и не выставляйте себя патриотами.

Недавно впервые в России был проведен публичный диспут на богословскую тему между православным миссионером, обратившим в православие 50 татар, и бывшим священником, принявшим ислам. Диспут прошел исключительно корректно и спокойно, что было отмечено и православной стороной диспута, и на сайте "Правая.ру", и в светских СМИ. Есть полная видеозапись с нескольких камер, позволяющая оценить обстановку в зале.

Зачем же писать заведомую ложь, что "одна из прошедших встреч такого рода сопровождалась крайне эмоциональными дискуссиями. Есть основания думать, что инициаторы "диспутов" добиваются сталкивания верующих друг с другом", как написано в Заявлении СПГ? Зачем автор свои собственные намерения приписывает другим?

Воистину, как сказал почитаемый всеми мусульманами Иисус Христос: "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его" (Лк. 6: 45).

Нам известно, что большинство членов Союза православных граждан – это честные, глубоко верующие и соблюдающие заповеди Иисуса Христа люди. И мы подтверждаем свою готовность вести диспуты и диалоги с ними и со всеми другими нашими соотечественниками на благо нашей единой Родины, ради отказа от возможной конфронтации и перехода к союзническим отношениям. Мы считаем неприемлемым указывать представителям другой религии, кто из них в чем более "укоренен", ибо это - дело Божье.

Мы верим, что здравомыслящие православные люди, боящиеся Бога, будут вести диалог с мусульманами, как вели его весьма корректно и доброжелательно на богословском диспуте 16 декабря с.г. Мы призываем безотлагательно всех, кто на деле хочет найти модель устойчивого национального и религиозного развития России, на уровне экспертов приступить к нахождению общего языка: единых терминов и общих понятий, - чтобы снять эмоциональное напряжение вокруг проблем, рожденных отсутствием такого языка.

Наше предложение остается в силе для всех православных общественно-политических деятелей и ученых, для СПГ и для тех, кто входит в него. Мы протягиваем руку для приветствия и для совместной работы с целью устранения препятствий в социальном партнерстве на благо нашей единой Родины.

Союз мусульманских журналистов, 26.12.2005

Приводим текст Заявления СПГ, опубликовано на interfax-religion.ru:

Заявление Союза православных граждан в связи с обострением полемики по вопросам православно-мусульманского диалога

В последнее время в ряде светских и околорелигиозных СМИ, особенно на интернет-ресурсах, развернута острая полемика, затрагивающая проблемы православно-мусульманских отношений. Делаются заявления, грозящие разрушить межрелигиозный диалог, спровоцировать верующих на рознь и конфликт.

Так, созываются публичные христианско-мусульманские диспуты. Одна из прошедших встреч такого рода сопровождалась крайне эмоциональными дискуссиями. Есть основания думать, что инициаторы "диспутов" добиваются сталкивания верующих друг с другом. Союз православных граждан принял решение не участвовать в тех мероприятиях, которые могут быть использованы для разжигания вредной для России межрелигиозной вражды.

Мы готовы к дискуссии с мусульманами, но хотели бы вести ее в серьезном и ответственном духе, вместе определяя круг участников и темы. Мы не считаем для себя достойными собеседниками людей, которые вряд ли известны как авторитетные богословы и мыслители, но снискали недобрую славу как авторы радикальных, провокационных высказываний. Нас беспокоит состояние межрелигиозных отношений в России.

Острые взаимные нападки, которые усилились за последние недели, делаются в основном людьми, которые не представляют ядро православной и мусульманской традиции, не выражают позицию руководства своих религиозных общин. Речь идет о сугубо маргинальных кругах, слабо укорененных в религиозной традиции и изначально нацеленных на конфликт.

Все это крайне опасным образом подрывает межрелигиозный диалог в России, создает угрозу нарушения общегражданского мира и стабильности в обществе.

 Как представители культурообразующей религии России и принципиальные приверженцы межрелигиозного и межконфессионального мира, оставаясь в полной мере приверженными ценностям нашей святой и спасительной православной веры, мы готовы вести конструктивный диалог со всеми традиционными религиями и конфессиями в духе добрососедства, взаимопонимания, уважения к традиционным религиозным ценностям и свободе совести.

23 декабря 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования