Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА": Как Маргариту превратили в невидимку. О тонкостях работы над самым популярным сериалом сезона рассказывает специалист по компьютерным чудесам


Супервайзер визуальных эффектов - так записана в титрах "Мастера и Маргариты" должность Олега Кондратьева. Он - ответственный за все чудеса в телефильме. Он и рассказывает, как делалась компьютерная графика в экранизации Булгакова.

Ялту и Ершалаим нарисовали на компьютере

- Все эффекты, сделанные при помощи компьютера, можно разделить на видимые и невидимые. Что значит "невидимые"? Ну вот, к примеру, в первой же серии Степа Лиходеев попадает из московской квартиры в Ялту. Разумеется, в 1935 году ялтинская набережная выглядела не так, как сейчас. Задача компьютерщиков - убрать современные постройки и нарисовать на их месте другие. В результате в бухте у нас плавают лодочки того времени - полная идиллия. А зритель и не догадывается, что над картинкой-то мы поработали.

То же можно сказать про Ершалаим. Он снимался в Болгарии, где были выстроены декорации огромного дворца, шикарная белая терраса, на которой сидел Понтий Пилат. Проблемы были с задним планом. Там вместо древнего города маячили болгарские домики с антеннами и современными крышами. Понятно, что эту натуру, которая то и дело "лезла" в объектив камеры, нужно было заменить...

Чтобы город выглядел максимально достоверно, мы специально ездили в Израиль, где в одном из храмов есть подробный и очень точный макет Иерусалима времен Иисуса. Мы его изучили, сфотографировали. В итоге все сады, улочки, домики у нас в фильме расположены так же, как были расположены в реальности.

Еще мы рисовали луну, которая всплывала за зарешеченным окном в палате Мастера... Но вот дождь уже рисовать не стали - по-настоящему поливали окошко водой из брандспойта.

- А не проще было и дождь нарисовать?

- Иногда проще. Но у Владимира Бортко был свой взгляд на такие вещи. Он был неумолим в двух вещах: строго следовал тексту Булгакова и считал, что если можно обойтись без компьютера, нужно без него обходиться. Мы создавали только чудеса.

На балу у cатаны гости танцуют в огне

- Как снимался бал у сатаны?

- В павильоне "Ленфильма" была выстроена декорация каменной лестницы. У Булгакова, как вы помните, она была очень длинной. Нашу лестницу сделали высотой с павильон, однако этого все равно было недостаточно, и ее в несколько раз "вытянули" с помощью компьютера. Один конец этой лестницы упирался в камин, из которого вылетали гробы. Надо сказать, что и камин, и гробы, и даже скелеты были настоящими, не компьютерными... Потом из гробов поднимались прекрасные обнаженные девушки в перьях и бриллиантовых ожерельях. Ну а вот сам момент превращения скелетов в живых гостей бала - это уже, конечно, наших рук дело.

На балу гости танцуют, а из трещин в каменных плитах прорываются языки пламени. Получается, будто они танцуют в огне - очень красиво. Тоже мы поработали.

А начинается все с того, что Маргариту перед балом одевают. Бортко придумал, что это происходит в зеркальной комнате. Героиня облачается в суровый корсет, железные туфли, корону и при этом отражается во множестве зеркал, старых таких, подернутых патиной. Снимали Анну Ковальчук в комнате, затянутой зеленой тканью, с разных сторон восемнадцатью камерами! Затем зеркала и множественные отражения в них дорисовывались. Построить такую комнату в реальности было нельзя: операторы и камеры тоже отражались бы в зеркалах.

Полупрозрачна и свободна!

- Что было в вашей работе самым сложным?

- Полет Маргариты. У Булгакова написано: "Невидима и свободна!" Но как показать на экране невидимку? Мы долго искали решение, а потом сошлись на том, чтобы сделать ее полупрозрачной. То есть голову и контуры тела видно, а все остальное просвечивает.

Приблизительно в течение полумесяца по нескольку часов в день в синем павильоне обнаженная Анна Ковальчук висела на тросах, качалась на специальных приспособлениях. А  московские улицы, фонари, дома, мимо которых пролетает Маргарита, мы пририсовывали к этим отснятым кадрам почти полгода!

Наталья Волошина

ТЕЛЕЦИФРА

Больше всего сериалом интересуются в Москве

Первые московские рейтинги "Мастера и Маргариты" были уникальными. Напомним, 58,5% зрителей, смотревших в это время телевизор, следили за событиями в сериале. А вот за пределами столицы, в целом по России, две первые серии фильма прошли с меньшим успехом: доля смотревших равнялась 47,1% (хотя цифра все равно впечатляющая).

Второй день показа сериала в Москве прошел с долей 49,8%. То есть около 9% зрителей удовлетворили свое любопытство просмотром первых двух серий и больше смотреть "Мастера и Маргариту" не стали. И это тоже закономерно: обычно самые высокие рейтинги сериалы собирают в первый день показа, а затем цифры становятся меньше.

Понтий Пилат живет в картонном дворце

Создателям сериала не удалось избежать ляпов и неточностей на экране

Американский кот был бы "золотым"

Пожалуй, главный прокол "Мастера и Маргариты" - это кот Бегемот. Живости в этом черном комбинезоне, сшитом из плохого - не искусственного, а прямо-таки противоестественного! - меха и увенчанном башкой с усами - ноль, а обаяния - вообще минус один. Бросается в глаза и то, что камера этого кота прямо-таки боится. Вот сидит на сцене московского варьете Воланд - Басилашвили, и кот по соседству примостился на стуле. Камера мигом на черное чудище наехала - и нырк скорее в сторону. Понятно, что оператор старался лишний раз Бегемота в кадр не брать. Обозначил присутствие - и ладно. Кстати, американцы готовы были по заказу русских сделать в Голливуде другую куклу - куда более правдоподобную. Но, увы, этот голливудский Бегемот сожрал бы половину бюджета сериала, и на коте просто сэкономили, заказав мохнатого истукана московской фирме, которая, кстати, работала на "Ночном Дозоре".

Берлиоз с Бездомным не парились, а прохлаждались

Бросается в глаза и такая несостыковка. В романе в сцене на Патриарших прудах Берлиоз и Бездомный изнывают от зноя. В кадре же никакого подобия описанной Булгаковым чудовищной жары. Видно, что на дворе вполне прохладно, в такую погоду люди не бросаются к продавщице воды, как к последней надежде. И непонятно, почему собственно Галкин и Адабашьян в кадре так старательно источали бутафорский пот.

Красные штаны и кровавый подбой

Та же история со сценой у Понтия Пилата. "Утренний безжалостный ершалаимский солнцепек" во дворце Пилата не удался. Более того, от стен дворца прокуратора Иудеи ощутимо веет бутафорией. И птички здесь не поют, и деревья не растут, а "мрамор" дворцовых колонн подозрительно не блестит на солнце, потому что дворец - совершенно очевидно - картонный. А еще обидно за Кирилла Юрьевича Лаврова: красные штаны его Понтия Пилата сливаются по цвету с кровавым подбоем настолько, что лишают тело его законной нижней половины.

Люди, вы где?

Ну а над тем, чтобы в булгаковской Москве шла хоть какая-нибудь жизнь, авторы фильма вообще решили не заботиться. Например, в третьей серии "Мастера и Маргариты" в варьете стоит очередь. На улице. Актеры дружно выстроились друг за другом, но за всю сцену ни один человек не прошел мимо! Может, просто статистов на съемках не хватало?

Тамара БОЛЬШОВА

ЧИТАТЕЛИ "КП" - О СЕРИАЛЕ

Бортко снял шедевр, а Басилашвили все испортил?

Режиссер должен нести ответственность за созданные образы. Так мне в детстве был навязан кошмарный Пьер Безухов, и я не смогла абстрагироваться от этого облика, читая "Войну и мир". Жалко, что дети будут представлять в образе Воланда Басилашвили. Зрелище настолько жалкое, что слов просто нет, только сожаление. А вот все остальные хороши.
irina. Riga

Посмотрела минут пять. Опять Безруков. Смотришь на него - и не поймешь, кто он в этот раз: Саша Белый или участковый, или Есенин, а он уже в Боги подался... Жаль, испортил такой фильм.
Роксолана. Москва.

Друзья, возможно, вы сами не представляете... но сейчас вы обсуждаете фильм, которому суждено стать шедевром современного российского кино. Боюсь сглазить, тьфу-тьфу-тьфу, но, по моему мнению, экранизация состоялась! И после Бортко переснимать "Мастера и Маргариту" не возьмется никто еще лет 30, потому что у него получилось.
Black Flame. Москва.

Удивительно единодушное желание публики увидеть в роли Воланда душку Янковского (результаты опроса "КП", номер за среду. - Прим. ред.). Думаю, не зря он отказался от этой роли. Стоит вспомнить его печально-добрые глаза и сразу отпадает желание лепить из Мюнхгаузена сатану.

Басилашвили же роли подлецов всегда удавались. Вообще кто может ответить на вопрос: какого возраста "должен" быть Воланд? Понтий, конечно, исторический персонаж, но здесь он однозначно литературный герой, как, впрочем, и все остальные.

Поэтому вопросы похожести-непохожести и соответствия возрасту не имеют принципиального значения. Здесь важно не то, насколько натурально отрезана голова или достоверно ли вмонтирован мультяшный герой, а то, как играют актеры. А играют они очень достойно.
Андрей. Новороссийск.

Когда слышал и читал об экранизации - оторопь брала... Сколько можно? Сколько уж народу не последнего киношного разбора о "Мастере и Маргарите" зубы ломали! А началось - и сразу понял: это кино. И кино хорошее. Захватило сразу, и собственный скепсис куда-то испарился. Только к окончанию первой серии дошло, что нет рекламы.
Анатолий Иванов.

23 декабря 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования