Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

EAI: Гарри Поттер и иудаизм


Книги о Гарри Потере как пособие по изучению христианских наук? Но это же апология сатанизма, воскликнут многие. Утверждения о том, что поттеровский мир с его магией, колдовством и тому подобными вещами отражает ценности христианства, не выдерживает критики. Но вот иудейские раввины утверждают, что эти книги помогут в изучении  наук о Боге, Торе и ценностях иудаизма. В еврейских журналах часто можно найти статьи раввинов, которые, как, например, раввин Джек Абрамовиц, пишут: "Гарри Поттер - еврей!"

Дело, конечно, не в личности главного героя, а в том, что книги о нем отражают еврейские ценности. Раввин Моше Розенберг, преподаватель ортодоксальной иешивы в Ривердэйл (Великобритания), считает личность Гарри Поттера ценной тем, что она может быть подспорьем в изучении иудаизма именно потому, что не происходит из традиционно еврейской среды, и было бы неразумным не использовать так хорошо написанную книгу для детей в учебном процессе. Кстати, вместе со своими учениками раввин занимается поисками параллелей между персонажами "поттерианы" и пророками и патриархами Библии. Что же такого отыскалось в мире Гарри Поттера, что авторитетные иудейские наставники обращаются к этим книгам?

Прежде всего, это постоянный контекст сравнения двух миров. В книгах это особый мир чародеев и магов, который существует параллельно нашему, человеческому, миру. Похожая ситуация - с евреями в галуте (диаспоре). Они  в чужеродной среде имеют свои особенные правовые установления, школы, суды, органы управления. Но главное все-таки - в тех ценностях, которые проповедуются в книгах о Поттере. В них они подаются в куда более легких формах, нежели в ТаНаХе и раввинских комментариях. Вот что пишет раввин Барух Гершом: "Одной из центральных тем романов о Гарри Поттере  можно считать слова профессора Дамблдора, сказанные во втором томе: "В большей мере наш выбор, а не наши стремления, в решающей мере указывает на то, кем мы являемся на самом деле".  Это, по мнению раввина, сходно с тем, как определяют иудеи свободу воли и действий: "Я кладу перед вами жизнь и смерть, проклятие и благословение".

"Выбирайте же жизнь, чтобы жили вы и потомство ваше", - читаем в Ветхом Завете. Последний том "поттерианы" посвящен проблеме силы и действенности пророчества, которое становится знаком судьбы или Божественного присутствия только тогда, когда человек готов действовать как Божий избранник, готовый погибнуть, но облагодетельствовать народ свой. В этом смысле раввин Гершом не боится сравнивать Гарри с такими персонажами, как внуком Аарона Пинхасом, или даже пророком Елисеем. Ну а образ мудрого наставника Дамблдора должен навевать ассоциации с обликом ученого раввина.

Понятно, что далеко не все иудеи с таким позитивным энтузиазмом восприняли книги о Гарри Поттере. Многим отнюдь не по душе магический антураж. Ведь и еврейская Библия в конечном итоге содержит запрет на всяческое чародейство-волшебство. В то же время, иудеи реже объявляют открытую войну Гарри Поттеру, ограничиваясь лишь мягкими сентенциями о том, что книги Джоан Роулингс - не пособие по изучению Торы и Талмуда.

Дорота Валенсик

20 декабря 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования