Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА": Исламофобия как политический фактор. Демократия в Европе подверглась самому серьезному испытанию


Об авторе: Константин Иосифович Косачев - глава комитета Госдумы по международным делам.

Прозвучавшие на первом заседании парламента Чеченской Республики слова президента Путина о том, что "Россия всегда была самым верным, надежным и последовательным защитником… интересов исламского мира" и его "самым лучшим и надежным партнером и союзником", скорее всего объяснялись не только контекстом самого выступления. Сегодня мы становимся очевидцами глобальных межцивилизационных процессов, которые заставляют искрить не только пограничные страны с застарелыми конфликтами, но и традиционные демократии Европы и всего мира.

Еще памятны пылающие машины в парижских пригородах, отозвавшиеся эхом в соседних странах. А буквально в тот день, когда российский президент выступал перед чеченскими парламентариями, в далекой Австралии подвыпившие серферы азартно избивали выходцев из мусульманских стран.

На этом фоне сказанное главой Российского государства звучало как отчетливый сигнал в адрес исламского мира: россияне не воспринимали и не хотят воспринимать происходящее в Чечне как войну с мусульманами. Президент специально отметил, что представители основных исламских государств были и на всенародном голосовании по Конституции Чеченской Республики, были на выборах президента, были сейчас на выборах парламента Чеченской Республики: "и Организация Исламская Конференция, и Лига арабских государств, и другие наши коллеги и друзья".

Заявлять, что Россия является "защитником интересов исламского мира" – вовсе не означает занять одну из сторон "баррикад", как это кто-то мог расценить. Это означает – не дать самим баррикадам быть воздвигнутыми. Наша страна более чем кто-либо отдает себе отчет в опасности предоставления "оперативного простора" радикальным и экстремистским течениям в исламе и никогда не станет их защитником. Однако в той же мере Россия сознает опасность и провокаций в адрес мусульман и попыток силой "построить" их по чужим цивилизационным образцам. Это тем более опасно в условиях, когда отдельные страны и группы, по сути, присвоили себе функцию некой инквизиции от демократии, силой насаждая ее в странах с иными традициями и ментальностью.

Шокирует тот потенциал нетерпимости, который, как выяснилось, скрывался за благополучным фасадом демократически благополучных обществ и в итоге проявился на грани откровенной истерики. Это касается стран, настолько уверенных в правильности и прочности созданных ими рамок межэтнических отношений, что они считали себя вправе диктовать правила межнационального поведения иным странам.

Россия, которая была излюбленным объектом критики со стороны европейских партнеров, сегодня с некоторым удивлением вопрошает: "А судьи кто?" То, что чужой опыт преодоления межнациональных конфликтов не является универсальным и далеко не всегда эффективным, – вывод очевидный. Как очевидно и то, что все более утрачивают моральное право судить нашу страну в ЕС или Совете Европы. То, с чем сегодня столкнулась Европа, не имеет ничего общего с уже привычным экстремизмом ЭТА или ИРА. Речь идет об эссенциальных проблемах демократии и межэтнического сосуществования, которые будут иметь тенденцию к росту по мере роста числа эмигрантов из мусульманских стран.

Показательно в некотором роде то, что произошло этой осенью в Дании, события в которой в значительной степени остались незамеченными на фоне парижских пожаров. Еще в октябре, накануне священного для мусульман месяца Рамадан, датская газета "Юлландс – Постен" поместила несколько откровенно вызывающих карикатур на Пророка Мухаммеда. Незамедлительно последовала весьма резкая реакция мусульманской общины в Дании и некоторых исламских стран. Послы этих государств обратились к премьер-министру с просьбой о том, чтобы указанная газета принесла извинения. Датский премьер умыл руки рассуждениями о праве на свободу слова.

Для нас, кстати, очень памятна схожая ситуация в ноябре 2002 года, когда датские власти по тем же соображениям не сочли возможным остановить поднятую вокруг чеченского вопроса антироссийскую истерию, что в итоге привело к беспрецедентному факту – отмене визита главы Российского государства в Данию. Аргументы по поводу неприкосновенной свободы слова мы слышали и после трансляции сугубо антироссийских выступлений Басаева по четвертому каналу британского ТВ, на американской телекомпании АВС, не говоря уже о постоянной "звезде" европейского эфира – Закаеве.

Произошедшее в Дании заслуживает внимания именно в силу показательного характера этих событий, дающих пищу для размышления о процессах, которые происходят в европейском обществе. Разумеется, основания для критических настроений у коренных жителей европейских государств имеются – иммигранты действительно плохо интегрируются в общество, этническая молодежь сильно криминализирована, в мусульманской среде реально ведется деятельность в поддержку радикальных экстремистских движений и террористов. Но все это – еще и упущения самих властей, издержки миграционной и национальной политики, которые не были просчитаны и своевременно предупреждены. А то и часть продуманной, но недальновидной политики властей вроде снисходительного отношения к деятельности всевозможных центров вербовки, информслужб и сайтов чеченских "повстанцев".

Россия не собирается давать советы и предлагать рецепты по урегулированию ситуации в обществах европейских государств и преодолению опасных межэтнических конфликтов. Государства, считающие – и обоснованно – себя демократическими, должны найти неконфликтный и не ущемляющий чьи-либо права выход из непростого положения. Но очевидно, что демократия в Европе и за ее пределами подверглась чуть ли не самому серьезному испытанию за многие годы ее существования. Для России же весомым аргументом в пользу изучения и творческого применения чужого демократического опыта будут служить не регулярные вербальные нравоучения по поводу того, как нам лучше обустроить нашу страну, а их собственный опыт выхода из системного кризиса, те выводы, которые они извлекут из конфликта иммигрантов и исламофобов, и те коррективы, которые будут внесены во внутреннюю политику.

"Независимая Газета"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования