Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

CIO: Духовные сферы сетевого бытия. Или что сближает Интернет с вероисповеданием


Привычные взгляды на религиозную деятельность и электронно-технологический прогресс упорно мешают представить наличие между ними каких бы то ни было взаимоотношений. Церковь и Интернет кажутся явлениями не менее далекими друг от друга, чем Солнце и Проксима Центавра, а их сопоставление — еще более бесперспективным, чем сравнение определений "божественный" и "высокоскоростной". Но ведь даже сам термин "религия", происходящий, как известно, от латинского глагола religare - "связывать", делает это понятие родственным феномену глобальной сети, предназначенной, в первую очередь, для установления информационных связей между континентами, странами, сообществами и отдельными людьми.

Но дело даже не в этимологических корнях, сближающих Интернет с вероисповеданием. За исторически короткий период своего активного развития виртуальный мир сумел создать собственную социальную среду, весьма близкую религиозной. Если принять за основу одну из самых распространенных культурологических дефиниций Бога как источника всего сущего и рассматривать веру как необходимое условие достижения высшей духовности, а религию — как средство приобщения к нему, то трудно не согласиться с утверждением, что для огромной армии сегодняшних обитателей единого сетевого пространства именно Интернет является главным святилищем, в котором сконцентрированы все их духовные ценности и верования и на котором сосредоточены все их поистине религиозные устремления. И единственной дорогой миллионов и миллионов этих людей к Богу стал путь через онлайн, посредством которого они, как правило, и контактируют со всей окружающей действительностью.

Характерной особенностью нашей эпохи можно считать не только широчайшую компьютеризацию и информатизацию, но и глубочайший кризис традиционных религий, которому оказались подвержены практически все мировые конфессии, устоявшиеся вероучения и церковные институты. Одновременно со стремительным увеличением пользовательской аудитории Интернета происходит постоянное сокращение количества прихожан в храмах. Большая часть народонаселения планеты участвует в реальных соборных службах гораздо реже, чем в онлайновых чатах и видеоконференциях. А страницы Сети Сетей читаются значительно чаще, чем страницы Книги Книг. При этом веб-навигация и веб-серфинг зачастую оказываются поразительно схожими с религиозным миссионерством, а присущая Интернету анонимность во многих случаях делает виртуальное общение человека с кем бы то ни было более "интимным" и предпочтительным для него, чем обычная исповедь с ее тайной или публичная молитва с "непосредственным" обращением к Богу. Новый век порождает новые религиозные проявления и новые формы существования церкви. И принципиально неверным было бы представление о гражданах всемирной инфокоммуникационной территории как о людях абсолютно неверующих и атеистичных чуть ли не до воинственности. Жителям глобальной сети в массе своей свойственно верить, но их вера и их духовность формируются прежде всего самой Сетью.

Реформация в век информации

Английский теолог Дэвид Гордон в своей работе "Религия и Интернет" отмечает, что открытый доступ к религиозной информации способствует развитию религий, в основании которых лежит не догма, а личностное отношение к божественному началу. Поиск информации в онлайне приравнивается им к поиску истины. В этой связи многие представители религиозного фундаментализма выражают тревогу, перерастающую в протест против предоставляемой Интернетом каждому индивидууму неограниченной свободы выбора из множества присутствующих в Сети вероучений: по их мнению, такая свобода неминуемо приведет к деградации и полному исчезновению в обществе религиозных чувств. Иными словами этот тезис можно истрактовать так, что церковь не должна допускать признания правомочности каких-либо истин и норм кроме тех, которые проповедует она сама. Но подобная стратегия, доказывавшая свою результативность на протяжении веков, сегодня вряд ли может оставаться столь же эффективной. Научные, промышленные, экономические и социальные революции внесли за последние десятилетия слишком серьезные коррективы во все реалии окружающего нас мира, чтобы сторонники религиозного догматизма могли рассчитывать на общественное внимание без существенного пересмотра своей политической линии и методов массового и личностного воздействия. И сейчас большинство дальновидных религиозных теоретиков и практиков приходит к выводу о том, что, несмотря на неизбежную внутреннюю конфронтацию с апологетами незыблемости многовековых церковных традиций, основные конфессиональные движения будут реформироваться в гармоническом соответствии с превалирующими принципами развития общества и законами построения Сети — демократичностью, открытостью, интерактивностью и альтернативностью.

Это тем более естественно, что ИТ-прогресс в целом и Интернет в частности никогда не были нацелены на уничтожение религиозных верований, и технологические достижения современной цивилизации могут с успехом использоваться церковью в своих (просветительских, агитационных, пропагандистских, благотворительных и прочих) целях. И вполне вероятно, что в недалеком будущем религия как самостоятельная информационная категория получит в Сети отдельный домен — как это уже произошло с госслужбой (gov), бизнесом (biz) или образованием (edu). В конечном счете, Интернет представляет собой не что иное, как универсальную мультимедийную сферу, с помощью которой можно создавать и выпускать в свет любую информацию, в том числе богословского, теологического и иного религиозного содержания.

Еще в 1982 году в Сети появилась публикация "Как найти Бога в Интернете?" ("Finding God on the Internet"), представлявшая собой путеводитель по великому множеству электронных ресурсов самой разнообразной религиозной направленности. А ведь в то время еще не существовало ни системы World Wide Web, ни комплекса веб-технологий, ни самой "Всемирной Паутины", а количество подключенных к единой Сети серверов не достигало и полутысячи. В 1995 году онлайновая аналитическая компания Survey.net провела свой первый посвященный духовной тематике опрос интернет-аудитории, в результате которого выяснилось, что по крайней мере один из десяти постоянных визитеров Сети периодически обращается к ее услугам с вопросами и проблемами религиозного характера. По данным этого исследования, 66% пользователей Интернета безусловно верили в Господа, 56% были уверены в реальности рая и ада, 37% считали веру важнейшим фактором своей личной жизнедеятельности, а почти 70% полагали, что религия оказывает позитивное и созидательное влияние на общество.

За прошедшие с той поры десять лет Интернет изменился до неузнаваемости, его население возросло в сотни раз, но позиции религии и церкви в нем от этого отнюдь не ослабли, а напротив — заметно укрепились. В одних только Соединенных Штатах 64% интернетизованных граждан регулярно выходят сейчас в онлайн для организации и обеспечения своего духовного бытия: ищут религиозную литературу и музыку, знакомятся с новостями церковной жизни, договариваются об участии в богослужениях и проводят благотворительные акции. И статистика свидетельствует о том, что за последние три года общее число религиозно настроенных посетителей Интернета по меньшей мере удвоилось. Небезынтересно, что свыше 40% из них относят себя к христианам, но, несмотря на то что доля приверженцев других вероисповеданий оказывается намного меньшей, 85% всей нынешней "онлайновой паствы" признают равноправие иноверцев и считают необходимым уважать убеждения сторонников чужих конфессий.

Под покровительством святого Исидора

В атмосфере такой исключительной толерантности в Сети процветают всевозможные виртуальные структуры, принадлежащие и крупнейшим мировым религиям, и мало кому знакомым духовным течениям, и сектам откровенно антисоциального толка, и всевозможным мистическим образованиям с неприкрыто жульническими намерениями. Помимо всех ветвей христианства, своими веб-представительствами располагают ислам и буддизм, иудаизм и индуизм. Создали собственные интернет-общины баптисты и духоборы, мормоны и молокане, адвентисты седьмого дня и сатанисты всех мастей. Из Всемирной Паутины можно извлечь электронные версии текстов Библии и Корана, Торы и Упанишад, аудиозаписи стихов Марии Деви Христос и кришнаитские песнопения в формате MP3. Подавляющее большинство этих материалов распространяется бесплатно, но кое-кто из предприимчивых деятелей электронного бизнеса уже начал возделывать ниву околорелигиозной коммерции и предлагает верующим "полный спектр интересующих их духовных продуктов и сервисов" или "пожизненное членство в привилегированной сетевой общине" за конкретную и далеко не всегда минимальную плату. По расчетам профессиональных экспертов, в 2004 году только официальные показатели интернет-экономики, связанной с обслуживанием ведущих конфессий, превзошли планку 6 млрд. долларов. А с учетом прибылей от реализации разного рода "самодеятельной" культовой и оккультной продукции, совокупный объем этого сектора электронного рынка можно смело оценить в 10–12 млрд.

Виртуальные храмы и дистанционные приходы, аудиовизуальные проповеди и гипертекстовые первоисточники, баннеры с ликами святых и специальный софт для интерактивных медитаций — во всем этом изобилии сетевых религиозных услуг чрезвычайно трудно разобраться даже хорошо осведомленному человеку, отдающему себе отчет в собственных целях обращения к Интернету как проводнику веры. А что же в таком случае говорить о людях ищущих, которые стремятся с помощью веб-технологий прийти к духовности и обрести истинное душевное равновесие, но еще не нашли своего Бога в Сети? К счастью для них, как, впрочем, и для утвердившихся в своем исповедании верующих, тон в современном религиозном Интернете задают все-таки не многочисленные малоизвестные клерикальные формирования или подозрительные аферисты-мистики, а весьма влиятельные деятели церкви и возглавляемые ими авторитетные учреждения и организации. Есть, к примеру, свой персональный сайт у верховного настоятеля буддистов Далай-Ламы (www.dalailama.com). Есть свой портал и у ватиканского руководства во главе с римским папой (www.vatican.va).

Недавно покинувший этот мир папа Иоанн Павел II был, пожалуй, самым инициативным первосвященником, пропагандировавшим внедрение сетевых технологий и прочих достижений информационного века в практику современного католицизма. В 2001 году он выступил с речью о несомненной пользе передовых инфокоммуникационных систем, "которые стирают межгосударственные границы, преодолевают межличностные барьеры и позволяют распространять религиозную информацию и транслировать церковные службы в реальном времени для всех верующих во всем свете". А два года спустя Иоанн Павел II избрал темой своего новогоднего послания "Интернет как новый форум прославления Господа" и внес предложение о назначении официального покровителя всего Интернета из числа канонизированных святых. В соответствии с этим предложением кардинальский совет избрал католическим куратором всемирной Сети святого Исидора Севильского, жившего на рубеже VI–VII веков в Испании и оставившего после себя 20-томный научный труд под названием "Этимология". С этого момента 4 апреля — день именин святого Исидора — считается праздником всех причастных к Интернету профессионалов и пользователей, а пару лет назад в онлайне был организован орден святого Исидора Севильского, учредители которого написали молитву, предназначенную для прочтения всяким добропорядочным католиком перед выходом в сетевое пространство: "Боже великий и всемогущий! Молим тебя, дабы по примеру святого Исидора, епископа и доктора, во время странствий по Интернету мы направляли наши глаза и руки только к тому, что не противно тебе, и обращались милосердно и терпеливо с душами, которые мы встретим там. Аминь".

Православный Рунет

Свой собственный покровитель компьютерной Сети должен в скором времени появиться и у Русской Православной Церкви. Год назад, в период празднования 10-летия национального домена ru, этот вопрос активно обсуждался церковными иерархами, большинство из которых уже сошлось во мнении относительно кандидатуры заступника Рунета. По свидетельству секретаря ученого совета Московской духовной академии РПЦ священника Павла Великанова, на это звание претендует святитель Феофан Затворник, проведший в полном уединении около 30 лет, на протяжении которых он не прекращал духовное окормление верующих посредством писем и написал целый ряд выдающихся религиозных книг. "Если бы святитель Феофан жил не в позапрошлом, а в нашем веке, — утверждает Павел Великанов, — возможности сетевых технологий в богословской деятельности могли бы быть ему очень близки".

Но заступник — заступником, а ход освоения Рунета религиозными институтами нашей страны может считаться ярчайшим примером концентрации всех тенденций, проблем и достижений, проявившихся в аналогичных процессах мировой практики на пространстве всей глобальной cети. Иначе, собственно, и быть не могло — хотя бы потому, что в условиях такого огромного и многонационального государства, как Россия, на едином информационном поле оказались представлены едва ли не все ныне действующие конфессии и духовные течения, включая, прежде всего, ислам (независимый информационный канал www.islam.ru занимает вторую строчку в рейтинге популярности религиозных ресурсов "Яндекса" и "Рамблера"), буддизм (www.buddhism.org, www.buddism.ru и т. д.), иудаизм (www.judaica.ru и др.) и католичество (www.catholic.ru). Существует и целый ряд светских интернет-изданий о религии, наиболее популярными из которых являются "Кредо.Ru", "Мир религий" и портал "Религия и СМИ". Последний, в частности, печатает оригинальные аналитические статьи, посвященные общественно-религиозной проблематике, оперативно сообщает обо всех событиях религиозной жизни в России и мире, проводит ежедневный мониторинг актуальных публикаций на религиозную тему в печатных и сетевых изданиях, публикует государственные и церковные документы общественной значимости. Ежедневно портал посещают от 1 500 до 2 000 человек из России и двадцати зарубежных стран.

Но большая часть сайтов религиозной тематики (которых, по усредненным оценкам, насчитывается сегодня около пяти тысяч) принадлежит, конечно же, православию. При этом отношение настоятелей господствующей в стране церкви к современным информационным технологиям до сих пор отличается крайней противоречивостью: с одной стороны, раздаются голоса о необходимости предать анафеме и телевидение, и компьютерную технику, а с другой стороны звучит обращение патриарха Алексия II к "братьям и сестрам во Христе, пользователям Интернета", учреждается Православная интернет-академия в Сергиевом Посаде и организуется обучение священнослужителей основам программирования и пользованию инфокоммуникационными средствами на курсах общенациональной Федерации интернет-образования в Москве.

Датой рождения православного Рунета считается февраль 1996 года. Именно тогда начал действовать сайт Нижегородской епархии. Год спустя Отдел внешних церковных связей открыл официальный сайт Московской патриархии, а православные пользователи Интернета получили патриаршее благословение. В 1998 году состоялась первая конференция "Православные ресурсы Интернета сегодня и завтра", повестка дня которой включала сразу несколько острейших в тот момент вопросов: можно ли рассматривать Сеть как миссионерскую территорию или православный сегмент обречен стать "вещью в себе", не интересующей широкую аудиторию? Будет ли Интернет использоваться только для распространения указаний руководства церкви сверху вниз по иерархической лестнице или из него можно будет сделать виртуальную аудиторию для общения с верующими? О степени позитивности полученных ответов может говорить тот факт, что к началу 2000 года в Сети насчитывалось уже более 500 православных ресурсов. По мере количественного и качественного развития этих ресурсов они стали все чаще подвергаться хакерским атакам и превращаться в объекты электронного мошенничества. Буквально с первых же дней нового тысячелетия изо всех российских регионов начали поступать сигналы о том, что мошенники разного уровня и квалификации пытаются использовать растущую популярность церковных веб-представительств, копируя их дизайн и стилистику и собирая с доверчивых посетителей пожертвования на псевдоблаготворительные цели.

Но в Рунете, как и во всей глобальной сети, были и продолжают существовать "опорные пункты" религиозной деятельности, на которые верующие могут ориентироваться, блуждая в постоянно расширяющемся море веб-ресурсов. К ним, в первую очередь, относятся официальные сайты: центральный портал Русской Православной Церкви (www.orthodox.ru), сайт службы коммуникаций Отдела внешних церковных связей (www.mospat.ru) или "Патриарший сайт" (www.sedmitza.ru), принадлежащий Церковно-научному центру "Православная энциклопедия". Однако, по свидетельству многих аналитиков и экспертов Рунета, самой популярной структурой отечественного сетевого сегмента вот уже несколько лет является интернет-журнал Сретенского монастыря (www.pravoslavie.ru), главным редактором которого выступает известный московский архимандрит Тихон (Шевкунов).

Виртуальное религиозное пространство: способы и проблемы освоения

  • Римско-католическая церковь в своих взаимоотношениях с глобальной сетью следует принятым несколько лет назад идеологическим документам, главные из которых именуются "Этика в Интернете" и "Церковь в Интернете". Основной их смысл сводится к предостережению верующих от стимулируемого чрезвычайно развитой в онлайне электронной коммерцией потребительского отношения к вере. В последние годы Ватикан стал уделять повышенное внимание Интернету как средству пропаганды своих идей. О всемирной сети не раз высказывался и папа Иоанн Павел II, считавший ее незаменимым и высокоэффективным инструментом распространения христианства и общечеловеческих ценностей. Однако, по мнению верховного католического руководства, активизация религиозной деятельности в Интернете ни в коем случае не должна превратить его в "церковный супермаркет", где за деньги каждый пользователь сможет создать собственный "набор необходимых верующему товаров и услуг", отвечающий его персональным воззрениям. Этика купли-продажи, которая стала основной в современном информационном пространстве, не должна распространяться на вопросы веры и подменять ее ценности.

  • Проповеди известного русского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) теперь можно будет слушать в Интернете. Православный педагогический портал "Слово" (www.portal-slovo.ru) начал публикацию проповедей отца Иоанна в форматах Real Audio и MP3. Темы проповедей архимандрита Иоанна самые разные: двунадесятые праздники, праздники икон Божией Матери, воскресные слова и поучения, память святых, события церковной жизни. Всего планируется опубликовать более 100 проповедей и поучений, произнесенных отцом Иоанном в разные годы. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) родился в 1910 г. в Орле, в детстве был на послушании у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского Серафима, потом был рукоположен сначала во диакона, а затем во священника, а в 1950 г. осужден по обвинению в антисоветской агитации. После освобождения Иоанн служил в Псковской и Рязанской епархиях, а в 1966 г. принял монашество и стал насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где и подвизается до настоящего времени. В подготовке части проповедей архимандрита Иоанна принимала участие братия Псково-Печерского и Соловецкого монастырей.

  • В октябре 2004 г. в Харьковской хоральной синагоге прошла выставка-конференция "Религия и компьютер". Ее основная цель — показать, насколько новейшие разработки в области компьютерных и информационных технологий могут использоваться в повседневной работе еврейских религиозных организаций и общин. Организаторами выставки выступили Харьковская религиозная объединенная еврейская община, Харьковская хоральная синагога, украинская компьютерная фирма Spez и харьковское представительство компании Ukrainian Satellite Systems. Посетители могли увидеть еврейские интернет-сайты, познакомиться с еврейскими компьютерными играми и образовательными программами. Через мониторы можно было увидеть видеопроповедь любавичского ребе, который неоднократно говорил о важности использования современных технологий для распространения среди евреев на всех континентах иудаизма и хасидской философии.

  • Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий разрешил своей пастве молиться на иконы, размещенные в Интернете: верующие могут сделать распечатки опубликованных в Сети образов, вставить их в рамки и освятить. Без освящения так или иначе обойтись нельзя, но при этом все епархиальные священнослужители получили указание совершать этот обряд над копиями онлайновых образов так же, как это делается над традиционными рукотворными иконами. "Надо только принести такую икону в церковь и попросить священника, чтобы он совершил чин освящения", — приводит слова владыки Викентия информационно-издательский отдел епархии.

  • Существовавшее в Мекке интернет-кафе для женщин было закрыто по "моральным соображениям". Представитель исламского правительства Саудовской Аравии Юсеф Матар, ответственный за соблюдение нравственности в государстве, полагает, что существование подобного кафе "противоречит религии и традициям арабского мира". При том, что общая численность интернет-аудитории страны составляет около четверти миллиона человек, интерес к глобальной Сети со стороны "слабой половины" населения стремительно растет, и специализированное интернет-кафе в одном из крупнейших городов королевства и всемирном центре ислама пользовалось огромной популярностью.

  • Среди шиитского населения Пакистана получила распространение новая услуга, оказываемая бюро церемониальных услуг, — посещение могил усопших посредством Интернета. Например, управляющие кладбищем Вади-эль-Хусейн поместили в Сети всю информацию о могилах, включая фотографии. Люди, по каким-либо причинам не имеющие возможности лично прийти и почтить память своих близких, теперь пользуются для этого Всемирной Паутиной. Причем, как утверждают представители шиитского духовенства, с точки зрения шариата подобная практика легитимна. Сегодня число пользователей компьютеров в Пакистане составляет 4,8 млн. человек (при том, что население страны около 150 млн.) и, более того, продолжает быстро увеличиваться. Судя по первым результатам, которых достигли пакистанские специалисты по интернет-маркетингу, онлайновые ритуальные услуги представляют собой достаточно перспективную сферу бизнеса. Впрочем, подобный сервис не является изобретением пакистанцев — его достаточно давно и успешно продвигают в США. Тем не менее, в море информационных потоков Америки подобная коммерция едва заметна, в то время как в Пакистане она выступает одним из самых перспективных двигателей развития делового Интернета.

  • Перуанские епископы запретили исповедоваться через Интернет. Конференция католических епископов страны опубликовала официальное разъяснение о порядке совершения церковных таинств: "Для участия в таинстве исповеди необходимо физическое присутствие верующего и персональное заявление о его грехах священнику, — подчеркивают перуанские прелаты. — Католическая церковь ни при каких условиях не признает действительным таинство, совершенное на расстоянии". Католические иерархи также напомнили своей пастве, что виртуальная реальность "не может подменить собой подлинное присутствие Христа в евхаристии, сакраментальную реальность таинств и соборную молитву христианской общины".

    (Источники: Pronline.ru, CNet.ru, RNews.com, Interfax-Religion.ru, Vesti.ru, Religare.ru, JesusChrist.ru)

    Мировоззрение в Сети и за ее пределами

    Одной из наиболее трудноразрешимых проблем православного Рунета может считаться проблема толерантности — того самого уважительного отношения к инаковерующим, о котором уже говорилось выше, которого так недоставало нашей церкви на всем протяжении ее многовековой истории и которое продолжает оставаться в дефиците после широкомасштабного выхода православия в онлайн. Если неоправданно резкими высказываниями в адрес представителей иных конфессий время от времени грешат даже сайты верховных органов православной церкви, то каков может быть спрос с "ультрапатриотических" ресурсов вроде "Русской линии", регулярно предоставляющих слово активным сторонникам "очищения земли русской от иноземцев и иноверцев", — то прославившемуся анархистскими погромами октябрьского путча 1993 года генералу Альберту Макашову, то известному своими радикально-националистическими взглядами игумену Алексию (Просвирину), редактирующему журнал "Ревнитель православного благочестия".

    Неустанным борцом с сектантством, а заодно и со всеми отличными от православия вероисповеданиями в Сети успел зарекомендовать себя и диакон Андрей Кураев. После выхода в свет скандальной брошюры "Как делают антисемитом" он решил ополчиться на ислам и сразу на нескольких сайтах Рунета выступил с призывом объявить священную войну христиан против мусульман, обвинив последних в насильственном повсеместном насаждении своей религии и чуть ли не поголовном участии в организации террористических актов. И весьма характерно, что в ответ на возмущенную реакцию российского исламского руководства официальные лица православной церкви предпочли отделаться туманными рассуждениями о своей непричастности к политике "мирских информационных средств" и откреститься от ответственности за поведение и выступления "сетевых прихожан".

    Развитие религиозного Рунета, повышение актуальности множества связанных с ним вопросов и неподконтрольность сетевого пространства органам государственного управления заставили в последнее время российское правительство обратить особое внимание на деятельность православия в онлайновом информационном пространстве. В марте нынешнего года в Москве прошла представительная конференция "Религия и церковь в информационном обществе", организованная Центром развития информационных технологий, Министерством связи и информационных технологий, Администрацией Президента и Федеральным Собранием РФ. В конференции приняли участие представители правительства, РПЦ, других традиционных религиозных объединений и научного сообщества, а выступивший с речью Леонид Рейман в который уже раз отметил, что ратует против государственного регулирования российского сегмента Интернета, но считает, что государство должно пропагандировать добровольные ограничения на распространение негативной информации в Сети, в частности установку специального программного обеспечения.

    "Религиозные объединения, несомненно, могут сыграть важную роль и в распространении культуры — не только религиозной, но и той светской культуры, которую называют высокой и которая противостоит массовой, одурманивающей, отупляющей культуре, — заявил министр. — Интернет создает массу возможностей для выработки разнообразных форм такой работы, простейшей из которых является помощь в осуществлении культурных проектов во всемирной сети. Религиозные организации могут внести свой весомый вклад и в борьбу с распространением в Интернете порнографии, культа насилия, экстремизма и т. д. Государство, повторю, не должно вводить цензуру, однако ничто не мешает пользователю добровольно установить на свой компьютер специальную программу, которая будет защищать его самого и его семью от всех этих негативных, безусловно, вредных явлений. Речь тут может идти и о прямой поддержке разработчиков программного обеспечения, осуществляющего, выражаясь языком профессионалов, фильтрацию контента, и о пропаганде использования подобных программ. К сожалению, в России на сегодняшний день нет ни соответствующих программ, ни осознания пользователями необходимости их использования, так что работы здесь — непочатый край".

    Однако религиозные деятели, поддержав стратегические информационные инициативы правительства в целом, практически отказались помогать Кремлю в решении весьма деликатных задач контроля и регулирования Интернета. Они достаточно категорично заявили, что первопричина всех бед — в "моральном оскудении общества", и вместо того чтобы контролировать Интернет, государству необходимо принимать срочные меры по нравственному оздоровлению страны. При этом в выступлениях представителей РПЦ неоднократно отмечалось, что сейчас в российском сегменте Сети удельный вес серьезной информации о религии значительно выше, чем в традиционных СМИ. "Государство и общество смогут победить царящую в Интернете бездуховность, только если признают сами что-нибудь, кроме экономического процветания и материального благополучия, — заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. — Даже если религиозное мировоззрение не считать единственно верным, а считать одним из многих мировоззрений, то тогда и заботу об экономическом процветании надо признать всего лишь одним из мировоззрений, имеющих право на существование. Дело не в том, чтобы вводить в Интернете цензуру, дело в том, чтобы ставить на уровне общенациональных СМИ вопрос о смысле жизни человека. Надо выработать не систему запретов, а положительный идеал, ради которого стоило бы жить и работать, иначе мы погибнем, если у нас будет самая сильная в мире власть и самая дорогая в мире нефть".

    Интернет — религии и религия — Интернету: взаимодействие с разных точек зрения

    Министр информационных технологий и связи Российской Федерации Леонид Рейман (из приветствия участникам международной конференции "Религия и церковь в информационном обществе" — Москва, март 2005 г.):

    — Стремительный прогресс науки и техники, появление новых информационных технологий, компьютеров и средств связи привели к поистине эпохальным изменениям содержания и качества жизни людей, общественного сознания в целом. В конце ХХ века ученые и политики разных стран заговорили о становлении глобального информационного общества, в котором определяющим фактором общественной жизни и производства становятся научное знание и информация. В ходе повсеместного освоения информационно-коммуникационных технологий повсюду в мире может быть обеспечен устойчивый экономический рост, повышено общественное благосостояние, укреплено социальное согласие, обеспечена международная стабильность. Процессы развития информационного общества, безусловно, имеют не только техническую, но и духовную составляющую. В виртуальный мир сегодня ежедневно погружаются свыше 700 миллионов человек (по данным Международного телекоммуникационного союза). Виртуальное пространство Интернета для многих из них стало домом и офисом, где они проводят значительную часть своей жизни. А что говорить о миллиардах людей, для которых телеприемник является и основным источником информации, и средством приобщения к культуре, и поставщиком развлечений. Надо признать: человечество во все большей и большей степени зависит от информационных технологий. Какими будут последствия развивающихся сегодня процессов? Как скажутся они на духовности наших современников и будущих поколений? Что мы можем и должны сделать для преодоления негативных тенденций? На эти вопросы человечеству еще предстоит найти ответы. Могу предположить, что для этого потребуются совместные усилия ведущих специалистов в самых разных областях человеческой жизни. И поэтому, как мне кажется, сегодняшняя наша встреча очень важна, поскольку позволяет, по крайней мере, выделить болевые точки и наметить те пути, следуя которыми, мы сможем подойти к решению стоящих перед нами проблем. Виртуальное пространство не менее, чем реальное, нуждается в утверждении в нем нравственных начал, в том положительном духовном влиянии, которое оказывает на человека и общество религия. Необходимо духовное, религиозное освоение и обустройство виртуального пространства, в процессе которого будет формироваться нравственная, духовная атмосфера, положительно влияющая на поведение его обитателей. Здесь, как мне представляется, уже само по себе расширение присутствия религиозных организаций в Сети, их активная позиция в работе с пользователями будут значить очень много. За последние годы уже наметились основные точки дискуссий вокруг заявленной сегодня темы. Это нынешнее состояние Интернета, электронных масс-медиа и мультимедийной продукции в плане их морально-нравственного влияния на общество, а также возможные пути и способы защиты духовного здоровья потребителей этой продукции; это вопрос о развитии религиозного вещания на телевидении, радио и в международной компьютерной сети; это использование религиозными организациями возможностей дистанционного образования. Особое внимание хотелось бы обратить на круг проблем, связанных с взаимоотношением конфессиональных объединений и государства в свете информатизации. Чего вправе ждать религиозные организации, чего вправе ждать государство, какие общие цели могут быть намечены, какие совместные программы могут быть выработаны?

    Ответственный редактор издательского совета Русской Православной Церкви Сергей Чапнин (из речи на общественном форуме "Диалог цивилизаций" — Родос, октябрь 2004 г.):

    — Опыт межрелигиозного диалога и международных встреч, таких, как Родосский форум "Диалог цивилизаций", показывает, что Православной Церкви необходимо более четко сформулировать свое отношение к миру массовых коммуникаций, к новой реальности, связанной с увеличением скорости информационного обмена с учетом богословских и пастырских аспектов этой проблемы. Парадокс заключается в том, что до сих пор не существует общепринятого определения понятия информации, и это несмотря на то, что разговоры об информационном обществе идут уже 30 лет. Более того, у богословов должен вызывать серьезную озабоченность тот факт, что некоторыми экспертами в области глобализации информация определяется исключительно как свойство материи. Если мы согласимся, что информация это только "способность материи", то информацией в строгом смысле слова можно будет называть только материальные аспекты церковной жизни. А значительная часть человеческого опыта как опыта мистического окажется за пределами "информационного поля". Какими средствами тогда возможна коммуникация, передача этого опыта?

    Руководитель Перовской еврейской религиозной общины, директор благотворительного фонда "Шапир" раввин Берл Цисин (из выступления на открытии первых специальных курсов Федерации интернет-образования по обучению преподавателей и студентов духовных заведений — Москва, декабрь 2001 г.):

    — К сожалению, когда я учился в школе и в светском институте, компьютерную грамотность не преподавали. Поэтому мои компьютерные познания весьма скромные: я могу открыть и закрыть компьютер и, к сожалению, очень медленно печатаю. Электронной почтой пользуюсь, но только через секретаря. А ведь он не всегда есть на месте. Да, моя старшая 12-летняя дочь может запросто выходить в Интернет, она-то мне и помогает отправлять электронные письма. Сейчас Интернет охватил все стороны нашей жизни, и религиозную в том числе. Мы можем благодаря Интернету находить новых членов общины и нашего клуба, искать спонсорскую помощь. Наконец, как раввину, мне необходимы кошерные продукты. Я могу найти информацию о них в Интернете. С помощью Интернета можно забронировать гостиницу или автомобиль, это особенно важно, если отправляешься за границу. И наконец, самое главное: благодаря Интернету у нашей общины есть возможность общаться с региональными еврейскими общинами и с общинами за рубежом. Люди, независимо от того, к какой религии они принадлежат, должны находить общий язык. Сейчас, в эпоху массового терроризма, это особенно важно. Интернет помогает взаимопониманию между людьми разных религий. Конечно, некоторые скажут: в Интернете можно найти все что угодно, в том числе и порнографические сайты, их религиозным людям следует просто избегать, благо Интернет — это безграничные возможности, и каждый выбирает то, что ему по душе. Я рад, что буду обучаться интернет-технологиям в числе первых представителей разных конфессий. Хотелось бы, чтобы курсы интернет-образования были вечерними, иначе очень сложно найти время.

    Сопредседатель информационно-аналитического центра Совета муфтиев России Фарид Асадуллин (из выступления на пресс-конференции в Федерации интернет-образования — Москва, ноябрь 2003 г.):

    — Интернет ворвался в нашу жизнь. Он сейчас приобретает такое же значение, как перо для писателей и поэтов на заре человеческой цивилизации. Интернет — важная составляющая интеллектуальной жизни, и сейчас трудно даже представить, как можно обойтись без него. И в то же время для многих это новая сфера, которую предстоит познать. Интернет открыл безграничные возможности и для мусульман. Сейчас мы можем беспрепятственно связываться со странами арабо-мусульманского мира, где есть крупные центры ислама. Интернет упрощает такое сотрудничество и дает возможность интенсификации контактов, общение может происходить ежеминутно, ежесекундно. Представители разных конфессий — благодарная аудитория, они активно усваивают передаваемые им интернет-знания. Сейчас мы составляем список людей, которые были бы готовы пройти такие курсы в ближайшем будущем. Желающих много, но, к сожалению, сроки проведения занятий, как правило, совпадают с праздником Рамадан, когда не каждый мусульманин согласится нарушить размеренный порядок течения жизни, который характеризуется сосредоточением на внутреннем мире. Хотя лично у меня обучение Интернету во время поста никакого внутреннего протеста не вызывает. И если бы у меня было время, я бы и сам с удовольствием принял участие в занятиях. Мне регулярно приходится пользоваться электронной почтой, много корреспонденции получаю именно по e-mail. За компьютерной техникой будущее. Я убежден — деятели религии должны овладеть новыми компьютерными технологиями, это поможет налаживанию межконфессионального, межрелигиозного общения.

    (Источники: Федерация интернет-образования, Центр развития информационного общества, "Учительская газета", "Церковный Вестник")

    Роман Базаров

    20 декабря 2005 г.


  • [ Вернуться к списку ]


    Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









     © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования