Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Актер Александр Филиппенко: "Роль Азазелло мне предложили на Патриарших"


Вчера один из центральных телеканалов приступил к показу нового телесериала, снятого по роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита". Эксперты сулят проекту титул главного телесобытия года, а суеверная культурная Москва дружно сплевывает через левое плечо и трижды стучит по дереву: бытует мнение, что постановки "Мастера и Маргариты" всегда сопряжены с какой-нибудь чертовщиной. Накануне телепремьеры Александр ФИЛИППЕНКО, сыгравший роль Азазелло, поделился своими впечатлениями о работе над экранизацией булгаковской нетленки, а заодно вспомнил о других, не менее важных вехах своей жизни.

– Сильно ли ваш Азазелло отличается от того, который был в "Мастере и Маргарите" Юрия Кары, где вы в свое время исполнили роль Коровьева? Или от того, которого могли бы сыграть вы сами?

– Мне все больше кажется, что тот первый фильм – ложная память. Или легенда, в которую я сам уже не очень верю. Ведь он бесследно пропал. А что за персонаж – зависит от режиссерской формулы, в которой действует актер. Анатолий Эфрос говорил: "Актер должен понимать свое место в формуле". Другая формула – другой образ.

– А если формулы нет?

– Актер, играя эпизод, часто забывает о целом. О нем должен помнить постановщик. Но не все помнят. Режиссеры тем и отличаются, что одни держат целое у себя внутри, а другие нет. Режиссер как штурман должен вести корабль с актерами.

– Как вы оказались у Бортко, который работал над нынешней постановкой?

– Это был странный случай – он сделал мне предложение прямо на Патриарших прудах. Я живу рядом, и как-то показывал своему двоюродному брату и его друзьям булгаковские места. Иду по точкам и размахиваю руками. А параллельно по тротуару идет компания и указывает на те же места. В центре – огромный мужчина. Оказывается, это Бортко с группой выбирал точки для съемок.

Он представился и говорит: "Коровьева вы уже играли. Сыграете у меня Азазелло?" Конечно, я согласился. И снимался с огромным удовольствием, хотя полновесных сцен у меня всего две. Теперь хочу сделать программу по Булгакову, чтобы молодежь послушала, как слово звучит, как буквы умели складывать.

– У вас, вероятно, в голове уже был рисунок этой роли?

– Да, но он его тут же перерисовал в соответствии со своей формулой. Он держался строго: никакой мистики, никаких штучек, все должно быть реально.

– Но "Мастер и Маргарита" – не только сатирическая и романтическая, но и мистическая книга.

– Он это все каленым железом... Вот Герман любил всякие штуки придумывать. Ты играешь эпизод, а он запускает тебе на глаза местного аборигена. И не дай бог остановиться. Иногда при озвучании и повторить нельзя, что играл на площадке. Максимум 75% остается, остальное пропадает. А на бумаге еще больше.

– Вы сказали, что встреча с Бортко на Патриарших – странный случай. Вы человек судьбы или случая?

– А как отличить одно от другого? Когда начинался "Мой друг Иван Лапшин", меня пригласили пробоваться на роль Ханина, а ее в результате сыграл Андрей Миронов. Но Герман, посмотрев на меня, сказал: "Хочу, чтобы вы остались в моей компании". Компания была классная, и я остался. Все понимали, в каком рискованном деле участвуем. Ведь у Германа один фильм уже лежал тогда на полке, и этот могли закрыть как дважды два. Ответственные товарищи из Госкино считали, что в нем неправильный взгляд на эпоху, и требовали переделок. И вот в середине съемок в картине совершенно неожиданно появляется мальчик – сын моего персонажа. И кто-то гениально подсказал Герману: "А ты сделай так, чтобы это был взгляд мальчишки". Герман тут же придумал первую фразу: "Я помню квартиру моего отца". И внезапно получилось, что весь фильм – воспоминание о моем герое.

– Во время выступления вы иногда переигрываете столько ролей, что кто-то назвал вас "человек-театр"...

Азазелло и Маргарита (Анна Ковальчук) беседуют на московской скамейке.<br>Фото: WWW.MASTERIMARGARITA.RU

Азазелло и Маргарита (Анна Ковальчук) беседуют на московской скамейке.
Фото: WWW.MASTERIMARGARITA.RU

– Это только полфразы. Калягин сказал так: "Человек-театр, которому не нужен режиссер". А Марк Розовский назвал моего Кощея Бессмертного ярким представителем темных сил. А недавно вот нашел такое: "Мастер противоречивых персонажей". Иногда бог знает что пишут. Как-то прочел в Интернете, будто я за минуту вынюхал литр пива.

– А что, слабо?

– Я не пью и не курю. Иначе не выдержать работы, особенно в таких темпах. От утреннего звонка до вечера, от рассвета до заката как заводной апельсин. Хорошо еще, что есть время посоветоваться со своим теневым кабинетом.

– Кто в него входит?

– Это коммерческая тайна. Насчет того, сниматься или не сниматься в "Брежневе" у Снежкина, звонил Вадику Абдрашитову, мы с ним друзья еще с физтеха. И он сказал: "Саша, соглашайся".

– Как это вас из физико-технического института забросило в театр?

– Через КВН и эстрадную студию МГУ "Наш дом". Она была разогнана парткомом МГУ после того, как советские танки вошли в Чехословакию. Я тогда уже был старшим инженером в академическом институте, занимался редкоземельными элементами. Театр выбросили на улицу. А мы к тому времени уже были звездами – Александр Карпов, Михаил Филиппов, Семен Фарада и я. Тогда Любимов сказал: "Пусть приходят ко мне". Так мы с Фарадой оказались на Таганке.

– Вы всегда играете эксцентрических персонажей?

– Нет, в моей творческой биографии был единственный герой-любовник.

– У Долинина в "Убегающем августе"?

– Именно. Судьбоносный оказался фильм. Не для меня, а для некоторых зрителей. Был я как-то в Одессе на концертах. Выделили нам шофера. Оказалось – женщина. И вот мы едем, и вдруг она начинает мне рассказывать, как фильм на нее подействовал. Причем рассказывает так, будто сидела с нами на съемочной площадке и участвовала в наших разговорах. Все знала – что у нас получилось, что не получилось. Я был просто поражен. Вот что значит, когда формула срабатывает. А полгода назад в одном офисе покупаю билет, а клерк, молодой парень, мне говорит, что когда он пришел из армии, у него произошла примерно та же история, как у этого моего персонажа с девочкой. Он был на грани самоубийства, и фильм его спас. Он решил, что не стоит уподобляться моему персонажу и сходить с ума.

– Случается, что режиссеры вас достают?

– Еще бы. Были случаи, что я отказывался озвучивать роли.

– Что же должен сделать режиссер, чтобы актер так поступил?

– Да ничего особенного. Это все на уровне чувств. Невнимание и неуважение. Особенно если до этого ты видел и внимание, и уважение. Или кому-то дают машину, а кому-то нет.

– А вы когда-нибудь посылали режиссера подальше?

– Нет. Просто молча уезжал со съемок...

– Вы часто импровизируете на сцене или на съемочной площадке?

– В вахтанговской школе учат так: сперва завизируй, а потом импровизируй. Внутри формулы. В принципе я обожаю всякие подробности. Этому и Герман меня учил. Чтобы в поведении была масса мелких деталей. Соринку там счищаешь, градусник встряхиваешь, простынку трогаешь. Кашляешь, чешешься, вытираешь нос. Чтобы все время был чем-то занят. На "Укртелефильме" мне как-то говорят: "Что это у вас столько мельтешни?"

– "Бедная Настя" добавила вам популярности?

– Конечно, хотя мне ее и раньше хватало. До сих пор вспоминают про мою Смерть в "Хоакине Мурьете", про Кощея Бессмертного и даже про "Рожденную революцией". Подошел однажды офицер-подводник в отставке и поблагодарил за роль Маринеско в фильме "О возвращении забыть", хотя персонаж был под другой фамилией.

– Некоторых актеров народ часто принимает за их персонажей. Вас тоже?

– Обижаешь, начальник. (Смеется.) У меня их слишком много разных, чтобы можно было принять за одного. Народ же смотрит мои телепрограммы, где я и за Зощенко, и за Гоголя. А недавно по "Культуре" повторяли моего "Есенина без женщин". И мне Михаил Александрович Ульянов позвонил и наговорил много хороших слов! Я до сих пор этот автоответчик не стираю.

КСТАТИ

ЧЕРТОВЩИНА ОТ БУЛГАКОВА С тех пор как Булгаков перестал быть "запрещенным" автором, режиссеры не оставляли попыток поставить "Мастера и Маргариту" на театральной сцене и экранизировать роман. Однако часто случалось так, что что-то этому мешало. С тех пор по Москве ходит байка о том, что в деле замешаны "темные силы" из романа. В мае 1986 года Элем Климов был избран руководителем творческого Союза кинематографистов, но оставил эту должность для того, чтобы снять фильм "Мастер и Маргарита". Несколько лет он пытался работать над экранизацией романа, однако на постановку не хватило средств. В 1994 году режиссер Юрий Кара все-таки снял фильм по роману великого писателя, однако из-за разногласий режиссера с продюсерами фильм до сих пор так и не вышел на экраны. В середине 90-х "Мастер и Маргарита" был поставлен Валерием Беляковичем в Московском "Театре на Юго-Западе". Виктор Авилов, игравший Воланда, держал под рубашкой на груди два золотых нательных крестика и медальон ангела-хранителя. Тем не менее 21 августа 2004 года актер на 52-м году жизни умер от рака. Сам он считал, что смертельная болезнь сразила его после роли Воланда. В 2001 году театр Романа Виктюка гастролировал по Украине со спектаклем "Мастер и Маргарита". Труппу постоянно преследовали неудачи. Например, в Харькове актерам пришлось играть без "родных" декораций и костюмов, которые задержались в пути. Актеры даже стали привыкать ко всякого рода неприятностям. А после случая с пропавшим реквизитом актриса Елена Морозова играла в платье, купленном в секонд-хенде. Во время съемок последней экранизации романа Владимиром Бортко тоже не обошлось без неприятностей. Александр Калягин, который должен был играть Берлиоза, пережил два инфаркта и вынужден был отказаться от роли.

СПРАВКА

Александр ФИЛИППЕНКО – заслуженный артист России (1989), один из лучших эстрадных чтецов Зощенко, Булгакова, Платонова, Аверченко. Лауреат Государственной премии РФ (1999) за моноспектакль "Мертвые души". Родился 2 сентября 1944 года в Москве. В 1967 году окончил МВТУ им. Баумана, в 1974 году окончил режиссерское отделение Театрального училища имени Б. В. Щукина. С 1964 по 1969 год работал актером и режиссером эстрадной студии МГУ "Наш дом". С 1969 по 1975 год – актер Театра на Таганке. С 1975 по 1994 год работал в Театре им. Вахтангова. В середине 90-х годов создал "Театр Александра Филиппенко". В кино дебютировал в 1969 году в роли Володи Харламова в фильме "Я – его невеста". С тех пор снялся в более чем 50 картинах, среди них – "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Торпедоносцы", "Мой друг Иван Лапшин".

ВИКТОР МАТИЗЕН

20 декабря 2005 г.

Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования