Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БАБР.РУ": Религиозные индивидуалы. Появилась категория людей, которой еще нет названия


Появилась категория людей, которой еще нет названия, однако назвать их как-то, по-моему, надо. То, что не названо, вроде и не существует, а люди, которых я имею в виду, заслуживают внимания. Их можно встретить во всех странах, в том числе и в России.

Их становится все больше. Это люди со своей религиозностью, сложившейся после продолжительного духовного бродяжничества, знакомства с самыми разными традициями и чтения множества книг о религии, философии и психологии. При этом они по складу характера - индивидуалы, то есть люди, привыкшие принимать решения и действовать самостоятельно. Я бы так и назвала их: религиозные индивидуалы, а еще лучше: "ре-индивидуалы" ("ре" здесь хорошо тем, что является частью слова "религия" и одновременно созвучно латинской приставке со значением "вновь").

В научной литературе есть такое понятие, как "индивидуальная религиозность". Такая религиозность существовала всегда и бывает она самой разной. Между прочим, уже имеется наш российский тест этого явления, разработанный Ю.В.Щербатых, который так и называется: "Тест для определения структуры индивидуальной религиозности",. Поскольку там есть такие вопросы, как: "Можно ли при помощи магических приемов приворожить любимого че­ловека?" или "Считаете ли вы, что если во время молитвы поставить свечку, у нее будет больше шансов быть услышанной Богом?", вряд ли он подходит для характеристики ре-индивидуалов. Их религиозность другого порядка: серьезная, продуманная, трезвая, спокойная, самостоятельная.

Однако такие качества не проявляются при первом знакомстве и в разговорах обо всем сразу, и потому ре-индивидуалов легко принять за других. Не очень искушенный человек наверняка отнесет их при поверхностном впечатлении к какой-то уже проэтикетированной разновидности: к нео-язычникам, например, или к эзотерикам, или к богословствующей самодеятельности. Ре-индивидуалы похожи в чем-то на всех других богоискателей и одновременно не вписываются в утвердившиеся религиозные структуры. Они живут со некой собственной смесью религиозных представлений и в этом похожи также на нью-эйджеров. Но ре-индивидуалы, о которых идет речь, не нью-эйджеры. Они олицетворяют по сути "пост-нью-эйдж". Их религиозность - как бы следующая станция де-традиционализации, так сильно проявившейся в движении нью-эйдж. На этой станции отношение к традициям хотя и остается избирательным и, если хотите, потребительским, то становится вместо с тем серьезнее и уважительнее - ну что ли, более взрослым. И смесь представлений ре-индивидуала по сравнению с "методиками" и "учениями" нью-эйджеров качественно другая: более органичная и уравновешенная, и при этом в ней имеется, как правило, некое ядро. У российских ре-индивидуалов это часто христианство в, если так можно выразиться, надконфессиональной форме. Они не смотрят на источники с точки зрения их конфессиональной принадлежности или каноничности. Для ре-индивидуала каноническое Евангелие от Матфея и гностическое Евангелие от Фомы совместимы, как и совместимы Серафим Саровский и Мейстер Екхарт или еще кто-то с кем-то. Интересно, что в российском интернете попадается такое выражение, как "индивидуальное христианство". Его английский аналог Гугл мне не нашел. Спешить с выводами, конечно же, не стоит, однако вышеназванный факт показателен.

Мне приходилось общаться в Голландии, где я уже давно живу, с самыми разными ре-индивидуалами. В основном это люди с высшим образованием, которым за 40. Каждый из них не только перечитал горы книг и знает мировой духовный Олимп не хуже древнегреческой мифологии, но и по крайней мере испробовал какую-то духовную практику, не говоря о психотреннингах. Чаще всего ре-индивидуал имеет многолетний опыт медитации, дойдя при этом до фазы, когда медитация начинает приносить плоды. Вопреки традиционным представлениям, современный ре-индивидуал убежден, что духовный поиск водиночку может подвести к встрече с Богом.

Скорее всего, это будет Бог не в каком-то каноническом облике, а в том образе, в котором данный конкретный человек в состоянии Его узнать. Можно ехидно спросить: а Бог ли это? Но это для ре-индивидуала пустой вопрос: кто может знать Бога? Пути Господни неисповедимы, да и пути к Нему - тоже. Правда, можно упрекнуть ре-индивидуалов в том, что "Бог в себе" у них как-то очень уж похож на "Бога для себя". И в этом обстоятельстве скрывается драма ре-индивидуалов.

Надо сказать, что ре-индивидуалы не индивидуалисты, интересующиеся только собой. Из публикаций по этой теме в той же Голландии (а то, что здесь происходит в духовной сфере, показательно и для всей Европы) мне известно, что многие из ре-индивидуалов хотели бы больше участвовать в общественной дискуссии о духовном состоянии общества и в соответствующих проектах, но не знают как. Сложившиеся в религиозной сфере отношения не включают в дискуссии и проекты индивидуалов. В России же социальная активность ре-индивидуалов еще более проблематична, так как у нас бытует подозрительное отношение к индивидуальной религиозности. Интересный это, между прочим, парадокс: наше общество, переполненное индивидуальной религиозностью, продолжает считать ее по инерции "блажью", "дурью", "галиматьей" и даже социально опасным явлением. Уютна мысль, что традиции - это "верное дело": все же коллективный опыт. Что касается коллективного опыта - все правильно, а вот "верное дело"... Ре-индивидуал скажет на это, что и батюшки, носители коллективного опыта, ошибаются, и богословы впадают в опасные ереси, которые не сразу распознаются церковным руководством.

Ре-индивидуалы, по сути, первое поколение самостоятельных богоискателей, которым никто не мешал выйти за пределы доставшейся им от родителей конфессии и даже за пределы христианства. Они не просто что-то слышали или читали о единстве религий - они установили это сами. У них несравненно более широкий кругозор, чем у предыдущих поколений, в их распоряжении психологические знания, помогающие разобраться в себе (что очень важно в духовном поиске), и они способны мыслить и действовать самостоятельно. Им не свойственно где-то и как-то тусоваться, кричать о своих открытиях, бить в колокола или лезть со своими теориями в ток-шоу. Они не критикуют церковь и тем более не борются с ней, - им это просто незачем. Такое поведение делает ре-индивидуалов незаметными в обществе, хотя их численность вполне может быть не меньшей, чем количество воцерковленных верующих. Логично предположить, что ре-индивидулов будет все больше и больше.

Де-традиционализация - неизбежное последствие индивидуализации. Широкое распространение внеконфессиональной религиозности в самых разных формах как на Западе, так и в России показывает, куда дует ветер перемен в ХХ1 веке. Немыслимо, что современный человек, ориентированный всеми социальными и экономическими структурами на самостоятельность (быть личностью, хозяином своей судьбы, свободным человеком и т.п.) может и ныне в какой-то сфере жизни беспрекословно следовать возложенным свыше предписаниям и при этом слепо верить, что это "свыше" - сам Господь Бог. Такая раздвоенность смахивает на шизофрению и потому попадается редко. Что происходит чаще - это возникновение внутреннего конфликта у тех, кто желает приобщиться к традиционной вере, но, в силу своих личных особенностей, не может. Ре-индивидуалы, испытавшие этот конфликт на себе, разрешили его для себя лично в духе времени - по-своему, самостоятельно.

Слово "индивидуал" уже имеется в последнем издании Словаря Ушакова, где ему дается такое определение: "Лицо, выполняющее индивидуально, единолично какую-н. работу, в противоп. лицам, работающим группой, коллективом." Это не то же самое, что индивидуалист (У Ушакова индивидуалист - это "последователь, сторонник индивидуализма.", а индивидуализм - это "особая форма мировоззрения, противопоставляющая индивида обществу как таковому" и "нравственный принцип, ставящий интересы отдельного человека выше интересов общества").

Индивидуальная деятельность - в духе эпохи, а личность - в цене. Ре-индивидуал - по сути индивидуал, остающийся собой и в религиозной жизни. Я знаю, что это название - необязательно самое лучшее. Что ж, пусть кто-нибудь предложит более удачный вариант, я не против.

Алла Авилова

9 ноября 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования