Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВАЯ.РУ": Восставшие из Мекки. Россия впервые за последние годы столкнулась с актом целенаправленной символической и агиополитической агрессии со стороны представителей иной цивилизации


Россия впервые за последние годы столкнулась с актом целенаправленной символической и агиополитической агрессии со стороны представителей иной цивилизации. Причем агрессия была направлена в самое сердце России, против её самых священных символов и традиций

Суть небольшого религиозно-политического скандала, который затеяли в российских СМИ (отсчет пошел, что показательно, с "Эха Москвы") некоторые мусульманские деятели, не вполне понятна нашим согражданам. Какие-то нелепые нападки на Российский герб, какие-то еще более нелепые претензии тех, кто говорит от имени 10 % населения ставить условия для 85 %. Все это слишком абсурдно и нелепо, чтобы воспринимать всерьез. И я вполне понимают тех менеджеров СМИ, которые старались изо всех сил "подавить сигнал", не делать рекламу явно нелепому мнению.

Однако, инцидент с гербом – это, все-таки, нечто большее, чем просто очередная выходка давно уже одиозного муфтия Нафигуллы Аширова (некогда угрожавшего джихадом в случае введения в России "Основ Православной Культуры") и совсем уж одиозного экстремального философа-ваххабита Гейдара Джемаля. И тот и другой люди неглупые и говорили "дело". Только "дело" очень вредное.

Россия впервые за последние годы столкнулась с актом целенаправленной символической и агиополитической агрессии со стороны представителей иной цивилизации. Причем агрессия была направлена в самое сердце России, против её самых священных символов и традиций.

Напомним, что Аширова возмутил не только и не столько герб. "Речь идет не только о российском гербе. Поклонные кресты ставят на пограничных заставах и въездах в города, в кабинетах висят иконы. Эти факты — отправление христианских символов в космос, присвоение христианских икон войскам РФ, к примеру, ракетным войскам, наличие на российском гербе четырех крупных крестов – говорят о давлении христианской символики" — заявил Аширов "Эху Москвы".

Муфтия, таким образом, не устраивает прежде всего, ширящееся использование агиополитических инструментов Православия для усиления государства и особенно Вооруженных Сил России.

Гражданские политики, натужно изображающие из себя министров и командующих, могут сколь угодно долго изображать из себя руководителей светского, чуждого религиозного влияния государства. Но военные — люди конкретные. И им прекрасно известно о наличии тех духовных сил, которые могут способствовать победе или обречь на поражение. Из истории русского воинства прекрасно известно, что его величайшие триумфы от Куликова Поля и до Сталинграда самым непосредственным образом связаны с небесным покровительством, с ратоборством за Русскую Землю небесной рати. Воины постоянно находятся на той грани, где даже безупречное рациональное поведение человека не гарантирует ему здоровья, жизни и успеха его действий, а потому более чем остальные чувствительны к восприятию духовной помощи.

Заставы стоят крепче, если на них стоят кресты, боевая техника будет надежней, если она освящена, — хотя бы в том отношении, что она будет защищена от инородных духовных воздействий со стороны противника. И если муфтий Аширов верит в Бога и не является последователем того самого ваххабизма (религиозная картина мира которого и в самом деле крайне примитивна и лишена понятия о каком-либо духовном мире, кроме всемогущего произвола Аллаха, имеет дело с заведомо обедненной духовной реальностью), то он не может не понимать той логики, каковой руководствуется православное большинство граждан России — в армии, в госучреждениях, в школе, в повседневной жизни, — обращаясь к святым и святыням. И ультиматум муфтиев, призванный фактически запретить это обращение на официальном уровне, направлен против агиополитического усиления России – и государства, и её вооруженных сил, и тех или иных сил и групп внутри нации.

С точки зрения любого православного, принимающего свою веру хотя бы немного всерьез, такие заявления суть подрывная пропаганда лиц, которые хотели бы оставить Россию и русских беззащитными перед иноземными вторжениями и внутренней смутой. И, разумеется, идти на поводу у этой подрывной пропаганды нельзя, если мы не хотим угробить страну окончательно. Агиополитическая составляющая нашей жизни начинает постепенно осознаваться по крайней мере снизу. Хотя верхам до этого осознания далеко, о чем говорит хотя бы следующий факт — с начала 1990-х Святейший Патриарх несколько раз дарил первым лицам государства иконы, специально предназначенные для размещения на воротах в Кремль (Спасских, Никольских и Троицких). Однако использовать их по назначению правители не решались. Хотя и по сей день ходят по краю пропасти, как мы недавно узнали из сообщений о группе преступников, за сходную плату выдававших спецпропуска в Кремль.

Однако ввиду того, что процесс восстановления "горизонтальных и вертикальных" связей между Россией и Святой Русью идет достаточно быстро, довольно скоро соответствующее осознание начало бы приходить и наверху, по крайней мере к тем, кто не совсем духовно отупел. И тут концерт муфтиев используется как пугало для наших боязливых чиновников — мол, если будете слишком "заигрывать с Боженькой", то напустим на Вас страшных ваххабитов. Россия не должна ни в коем случае прибегать к тому источнику самозащиты, который принадлежит ей по праву и по настоящему действенен. И для этого все сгодится, включая примитивный ваххабитский фанатизм.

Я не случайно второй раз упоминаю ваххабизм, поскольку именно в этой версии так называемого "чистого ислама" принято показное неуважение к святости и к святыням, к действенности духовного начала в мире. Где бы ваххабиты не дорывались до власти в исламском мире (включая недавнюю Чечню), они начинали с разрушения святынь самого мусульманства и деградации его сакральных традиций, с физического истребления носителей этих традиций. И, разумеется, ваххабитское мировоззрение предполагает отсутствие всякого уважения к сакральной ткани других религий, в частности Православия. Перед нами не просто мусульманская, а именно криптоваххабитская манифестация, что еще раз подтверждается участием в демарше Гейдара Джемаля – самого известного в России проповедника вне-иерархического, вне-исторического, чуждого сакрального измерения ислама, проповедника уничтожения мира ради торжества Бога.

Джемаль же сформулировал и тот идеологический стержень, тот внутренний смысл, каковым руководствуется агрессия против Герба России. Она не сводится к примитивному "спиливанию крестов" и даже к изъятию Св. Георгия. Джемаль предложил вовсе отказаться от Дуглавого Орла как от символа России: "Я бы предложил заменить существующий герб, потому что это герб Римской империи, и он соответствует совершенно другой духовной реальности". Предложение Джемаля звучит наиболее радикально — Россия должна обозначить отказ от Римско-Византийского исторического наследия, от цивилизационного самоопределения себя через идею Третьего Рима. ...И к чему придти? Скорее всего к некоему синтетическому синкретизму, который будет достаточно неустойчив, чтобы быстро схлопнуться перед лицом нового Халифата.

Неприятие Римско-Византийского начала в русской цивилизации, символизируемого Двуглавым Орлом, вполне для этих кругов понятно. Поскольку именно символика Российского герба конституирует древность, метаисторичность Российской государственной традиции и указывает на единство трех её начал:

- Романизма — как идеи универсальной, опирающейся на внешнее могущество мироохраняющей империи;

- Византизма — как идеи превращения этой империи в пространство агиополитики, священного синтеза материальных форм с духовным содержанием;

- Русскости — как идеи творческой экспансии этой сакральной империи как в пространстве, так и во времени, как "вширь", так и "ввысь".

Двуглавый Орел символизирует все то, что наиболее ненавистно "чистому исламу" — Империю, которую так и не смог сокрушить Халифат, и которая основана была на идее сакральной цивилизации. Исламский мир пытался подражать этой идее, создав собственную сакральную цивилизацию, но не преуспел, и "чистый ислам" рассматривает путь подражания Византии как ложный и гибельный для мусульман. Непереваренное и непобежденное начало византизма является вечным вызовом Исламу. А Россия как преемница Византии, сокрушившая могущество некогда уничтоживших державу Ромеев османов, является главным свидетелем непобежденности и непобедимости Византизма.

Более того, Россия в своей идее "Третьего Рима" сама побеждает мусульманство, включает его в Византийский мир, не нарушая религиозной автономии мусульманства, но приводя его к присяге Двуглавому Орлу. Именно Орел был тем символом, которым изображения креста и иконы святых заменялись на орденах и знаменах, вручавшихся служилым мусульманам в Российской Империи. Мусульман никто не заставлял принимать иконы и хоругви, но они склонились: кто добровольно, кто не без принуждения,- перед могуществом Орла, ведшего их в бой плечом к плечу с православными.

Советские десятилетия, когда бывшие мусульмане и бывшие православные уравнены были в стертости своего религиозного сознания, были равны в неверии и завбении, дали уникальный шанс религиозно-политическим дельцам "чистого ислама" сделать так, чтобы опыт жизни мусульман под знаком Орла был забыт, ничего уже не значил, чтобы память о великой сакральной империи была разрушена.

Расчет, в целом, верный, — идеологически трусливое, подобное самому шелудивому псу, современное "государство РФ" бывает готово отказаться от любой памяти, любой святыни, любой ценности, любого принципа, лишь бы его "не беспокоили" и подкинули немного денег из какого-нибудь "Исламского банка".

Забыли лишь об одном — грязные прикосновения к забытым или стершимся символам причиняют боль и заставляют нашу память пробудиться, заставляют обновить подлинное понимание этих символов и, в частности, священного Герба Трех Империй. И за это напоминание, пусть и невольное, позволяет сказать посягнувшим на святыни саркастическое: "Спасибо".

Егор Холмогоров
"Правая.Ру"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования