Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"PATRIARCHIA.RU": Реабилитация Царской семьи: государство признает святость страстотерпцев


Какое значение будет иметь возможная реабилитация государя Николая Александровича и членов Царской семьи? Отразится ли это на церковном почитании Царственных страстотерпцев?

Адвокат Герман Лукьянов, представляющий интересы главы императорского дома Марии Владимировны Романовой, подал в Генпрокуратуру РФ необходимые для начала процесса реабилитации документы, сообщила 1 декабря телекомпания НТВ.

 

Сообщение любопытное. На самом деле: государь Николай Александрович и члены Царской семьи вот уже пять лет как причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Почитание их верующими людьми ширится, причем к молитвенному предстательству Царственных страстотерпцев прибегают православные верующие не только в России, но и во многих других странах. Постепенно накапливаются свидетельства о чудесных случаях, произошедших по молитвам святым Царственным мученикам.

И — вдруг вопрос о реабилитации. От этого веет анахронизмом. Жертв политических репрессий, как правило, реабилитируют посмертно. То есть тогда, когда самим репрессированным эта реабилитация уже не нужна. Что же тогда принесет в данном случае признание расстрелянных 17 июля 1918 года в доме Ипатьева членов Царской семьи во главе с Государем нам, живущим спустя почти столетие после тех страшных событий?

Нравственное успокоение? Некое официальное признание факта преступления? Видимо, не эти аспекты — при благополучном завершении дела — будут иметь для нас основное значение. В конце концов, для большинства граждан России — тех, кто исповедует православную веру, — невиновность Царственных страстотерпцев и преступность их убийц были очевидны и без официального заключения Генеральной прокуратуры.

Государь Николай Александрович, его деятельность и личность в последние годы и особенно накануне прославления оценивались неоднозначно. Порой высказывались крайне резкие оценки и даже обвинения: ему в вину ставились и экономическая отсталость страны (что само по себе — утверждение весьма спорное), и якобы отсутствие продуманной внешней политики, приведшее ко вступлению России в первую мировую войну, и, как кажется современным критически настроенным ученым, недостаток твердости перед лицом возраставшего в России революционного движения. И, наконец, главное — отречение от царского престола, которое почти единогласно расценивается светскими историками как проявление малодушия и отсутствия политической воли.

В случае, если Генеральная прокуратура не найдет в действиях императора Николая состава преступления (а, думается, так оно и будет), все эти обвинения фактически будут признаны не то чтобы несостоятельными, нет. Просто реабилитация царя окончательно разведет оценки его роли в русской истории и церковное понимание его личного христианского благочестия и подвига мученичества.

Пусть запоздало, пусть это признание будет облечено в обтекаемые юридические формулировки, пусть сделано оно будет с оговорками и недомолвками, но оно может быть сделано. Если власть найдет в себе силы признать невиновность Государя, она таким образом косвенно засвидетельствует правоту Церкви, которая признала невиновность Царственных страстотерпцев самим фактом причисления их к этому лику святых. А те, кто, будучи далек от веры, воспринимал прославление членов Царской семьи как некую политическую акцию (хотя — в чем смысл такой акции?), вынуждены будут задуматься о том, насколько верно их восприятие феномена святости.

 

А святость в Церкви — не есть признание каких-либо особенных заслуг того или иного государственного или общественного деятеля, не есть свидетельство каких-либо выдающихся, героических личных качеств человека. Для стяжания святости не обязательно быть опытным и дальновидным политиком, не требуется проявлять чудеса храбрости на ратном поле или создавать художественные шедевры. Святость в человеке есть отблеск святости Самого Бога. И для приобретения святости иногда бывает достаточно "всего лишь" следовать голосу своей совести, которая, по словам Отцов Церкви, есть голос Божий в человеке.

Этот голос ясно звучал в душе последнего русского императора Николая Александровича, этому голосу до конца последовали члены Царской семьи — императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей и четыре великих княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Принято считать, что прославление того или иного человека в лике святых не столь необходимо ему самому; действительно, если перед Богом человек чист и свят, что может к этому добавить канонизация? Прославление в лике святых подвижника веры более нужно нам, нынешним христианам, чья жизнь в этом временном мире продолжается и кому святые готовы помогать в любой жизненной ситуации, стоит только их об этом попросить.

По аналогии можно, наверное, сказать, что подобное же значение будет иметь гражданская реабилитация императора Николая и членов Царской семьи для людей, кто пока еще далек от веры и Церкви, но кому небезразличны судьбы нашей страны — и в прошлом и в будущем. И еще — это будет, хотя бы и символический, акт покаяния перед светлой памятью Царственных мучеников.

Михаил Моисеев

2 декабря 2005 г


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования