Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЧЕСТНОЕ СЛОВО" Кана Галилейская и Сибирская. Беседа с директором студии "Кана" Сибирского католического телевидения отцом Клеменсом Вертом


 На этой неделе во многих странах будут отмечать Всемирный день телевидения. Подробный материал об этом вы можете прочитать на 30-й странице. Под рубрикой "Другие праздники" вы узнаете об истории возникновения и становления телевидения. Влияние телевидения на нашу жизнь сегодня невозможно переоценить. При этом многие увязывают растущую бездуховность общества как раз с воздействием телевидения. Бесконечные детективы, боевики, фильмы ужасов, эротика, которые выплескивают на нас с телеэкрана, во многих вымывают духовность. А вот духовных телеканалов в России очевидно не хватает. Всего пару месяцев назад было принято решение о создании общероссийского православного телеканала "Спас" во главе с известным ведущим Иваном Демидовым. Иван Демидов прославился как ведущий телепрограммы "Музобоз", и очень характерно, что сейчас именно он пришел к необходимости духовного просвещения. Эту необходимость особенно остро чувствуют христиане. И еще в 1994 году в Новосибирске была организована небольшая телевизионная студия. С этого момента началась история развития Сибирского католического телевидения. Сегодня новосибирская студия "Кана" известна католикам не только Сибири, но и всей России. Ее программы смотрят в Польше, США, Италии, Франции. О том, как развивалась студия "Кана", о ее работе и планах мы беседуем с директором студии отцом Клеменсом Вертом, заместителем директора Юрием Николаевичем Колесниковым и редактором видеожурнала и телепрограммы "Час с Богом" Ольгой Сквирской

— Отец Клеменс, когда начинаешь интервью с представителем такой серьезной телестудии, как "Кана", можно ожидать, что первым вопросом будет просьба рассказать об истории телеканала, его идеологии, его продукции. Но меня потрясли на вашем телеканале детские кукольные программы "Эллин дворик", во время которых ненавязчиво и очень доходчиво рассказывается о евангельских принципах, о самом Евангелии. Расскажите, как пришла идея включать в программу такие совершенно необычные для религиозного телеканала передачи?

— Наш канал католический, но мы открыты для сотрудничества с христианами других конфессий. И как раз детская передача "Эллин дворик" очень хорошо это иллюстрирует. Эти кукольные программы делают протестанты. Они предложили нам использовать их фильмы, и мы без проблем приняли положительное решение и включили эти фильмы в программу "Час с Богом". Думаю, что "Эллин дворик" действительно помогает детям в интересной и доступной форме познавать Евангелие.

— Ольга, почему ваша телестудия называется "Кана", почему вы выбрали именно это название?

— В Библии рассказывается о галилейском городе Кане. В этом городе Иисус совершил свое первое чудо — превратил воду в вино. И мы назвали студию "Кана" с надеждой на то, что и у наших зрителей будут происходить духовные преобразования. На символике нашей студии изображен крест и кувшин. Кувшин наполовину наполнен водой, а на другую половину — вином. Вода — это жизнь. А вино впоследствии стало Кровью Христовой, жизнью духовной.

…Ну а для знатоков и любителей кино в нашем названии есть еще и некоторая словесная игра. Кана, Канны — тот город, где проходит знаменитый Каннский кинофестиваль…

Когда уже было принято решение о создании католической телестудии, священник отец Станислав рассказал нам, что видел сон, в котором Богородица сказала: здесь будет студия и назвать ее надо "Кана".

— Отец Клеменс, расскажите об истории возникновения телестудии. Я знаю, что проект "Каны" был одобрен в Санкт-Петербурге на VII пленарном заседании Конференции католических епископов России.

— Проект создания телестудии возник по инициативе епископа Преображенской епархии Иосифа Верта. В беседах с ним западные епископы высказывали сожаление о том, что своевременно не обратили внимания на возможности телевидения и других средств массовой информации. И поэтому он поставил задачу с первых дней существования апостольской администратуры в Сибири создать католическую телестудию. Сначала телестудия работала в Красноярске. Это было 11 лет назад. Руководство ее работой взял на себя отец Войцех Дроздович. Студия были создана при монастыре кларетинов, а позже приютил ее у себя новосибирский центр духовного развития "Иниго".

— Ольга, мне что-то смутно вспоминается при имени Войцеха Дроздовича…

— В России про Войцеха Дроздовича знают очень мало. А в Польше он был настоящей телезвездой. Он создал детскую передачу, которую с удовольствием смотрели и взрослые. Рейтинг этой передачи был необыкновенно высок. Ее смотрели буквально миллионы, а таксисты возили Войцеха бесплатно! А когда одна из польских телевизионных газет провела опрос, то Войцех Дроздович был признан человеком года. Он был совершенно необычным священником! Раскованным, этаким жизнерадостным чудаком. У нас есть клип, где он танцует с контрабасом на крыше! Программы были у него очень веселыми, и их невероятно любили дети. Детскую программу он делал года четыре, а потом приехал в Сибирь, в Новосибирск. Понятно, что он уже не мог представлять себе жизни без телевидения…

На первых порах задача была очень простой: информировать католиков о жизни их церкви и прежде всего о жизни католиков России.

— Сейчас программы студии "Кана" выходят в эфир на одном из новосибирских дециметровых каналов. Но в начале этого не было?

— Нашей первой продукцией был видеожурнал. Он выпускался и выпускается до сих пор на видеокассетах, которые рассылаются по всем католическим приходам России и многим храмам СНГ. "Католический видеожурнал" выходит раз в месяц и рассылается по 260 адресам. В год мы делаем около 10 таких выпусков. Кроме этого, мы готовим периодические выпуски под названием "Моя епархия" и "Евангелие в лицах". А в начале своей работы студия готовила сюжеты для польских католических программ "Часы" и "Слово на неделе".

— Этот видеожурнал транслируется в новосибирском телеэфире?

— Частично. И, как правило, в несколько переработанном виде. Все-таки зритель на массовом телеканале немного другой, нежели в католических приходах. И на массовом телеканале мы транслируем то, что более понятно для всех, а не только для католиков. А видеожурнал больше рассказывает о внутренних событиях жизни Католической церкви.

Следует отметить, что у нас нет своего телеканала. Мы арендуем два часа в неделю на телеканале "Молодая Культура Сибири". Хотя мы зарегистрированы в Москве как средство массовой информации под названием "Сибирское католическое телевидение".

— Есть ли у Католической церкви в России еще подобные телестудии?

— Нет. Я уже сказал, что инициатива создания "Каны" исходила от епископа сибирской Преображенской епархии Иосифа Верта. Но сейчас епископы всех четырех российских католических епархий поддерживают нашу студию. В силу географического расположения редакции в наших видеожурналах сюжетов из Сибири чуть больше. Но все-таки мы стараемся подробно рассказывать о событиях в других российских католических епархиях. И среднеазиатских, насколько это возможно.

— А в других епархиях работают ваши собственные корреспонденты или вы сами выезжаете туда?

— Иногда мы используем любительские съемки тех, кто принимал участие в каких-то торжествах или событиях, на которых корреспонденты "Каны" не смогли побывать. У нас есть свой корреспондент в Средней Азии, который базируется в Казахстане. А большую часть съемок мы все-таки проводим сами. Корреспонденты "Каны" побывали во многих отдаленных уголках Сибири и Урала, Поволжья и Дальнего Востока, в Москве, Санкт-Петербурге, в Калининграде, на Сахалине, в Якутии, Грузии, Армении, Кыргызстане, Узбекистане, Украине. И даже в Польше, во Франции, Германии, Италии, США и во многих других местах.

— На какие средства существует ваша телестудия? Ведь телевидение — это очень дорогая вещь.

— "Кана" существует за счет пожертвований и поддержки католических епископов.

— Юрий Николаевич, студия "Кана" существует уже много лет. За это время вами созданы, наверное, сотни программ. Вот я вижу на одной из кассет видеожурнал с номером "71". Какие из передач вам самим особенно запомнились? Работа над какими программами позволила вам открыть что-то новое в людях, в вере, в жизни?

— Наверное, это наш документальный фильм "Прости меня, Сергей". Это сложная дискуссионная лента. Этот фильм отражает такую проблему, как оправдывает ли цель средства? В данном случае, допустима ли ложь для того, чтобы привести человека к Евангелию. Герой этого фильма может вызвать и негодование, и сострадание.

— Юрий Николаевич, расскажите немного подробней о сюжете фильма.

— Эта история началась 3 сентября 1971 года. Тогда 20-летний советский моряк Сергей Коурдаков спрыгнул с советского военного корабля в ледяной океан и чуть живым доплыл до канадских берегов. В Канаде Сергей уверовал и стал свидетельствовать о том, как лично он принимал участие в гонениях на советских христиан. Рассказывал о том, каким вообще гонениям и притеснениям подвергались христиане в СССР. В этом была какая-то доля правды. Все это было описано Сергеем в посмертно изданной автобиографии, разошедшейся миллионными тиражами на 14-ти языках. На русском языке книга вышла под названием "Прости меня, Наташа". Наташа, как впоследствии выяснилось, была вымышленным персонажем. Христианкой, над которой в СССР за веру якобы издевался Сергей, будучи народным дружинником. Эта книга на Западе вызвала настоящий бум.

Скорее всего, сюжет этой книги был подсказан Сергею одной из христианских миссий. Цель была благая — использовать средства, полученные от продажи этой книги, для поставок Библий в СССР. Цель, что и говорить, хорошая. Но вот средства, которые использовались для ее достижения, таковыми никак не назовешь.

Этот фильм "Кана" снимала во многих точках России и даже за рубежом. И хотя герои этого фильма высказывают разные точки зрения, вывод сценариста и режиссера Дамиана Войцеховского однозначен: нельзя использовать обман, даже преследуя самые благородные цели.

Этот фильм демонстрировался на таком престижном кинофестивале, как "Кинотавр", в Сочи в 2004 году в рамках внеконкурсного просмотра документальных фильмов. Фильм получил много призов на различных международных кинофестивалях. В частности, ему была присуждена вторая премия на 11-м фестивале "Святая Анна" в 2004 году. Три фильма "Каны" в разные годы были отмечены наградами Международного фестиваля католических фильмов в Непокаланове — это фильм Войцеха Дроздовича "Как дойти до Иерусалима", фильм Натальи Кандудиной "Тальменка" и фильм брата Дамиана Войцеховского "Бога видать на небе".

— Существует ли у вас какая-то обратная связь с телезрителями?

— Мы считаем свою работу очень важной, хотя не можем измерить ее результаты. И если кто-то, включив телевизор, случайно попал на нашу передачу "Час с Богом", то даже несколько услышанных им слов могут как-то помочь такому человеку. А обратной связи мы, конечно, хотели бы больше. Но и сейчас бывают очень интересные отклики.
Как-то мы освещали работу религиозного семинара о сексуальной зависимости. И после этого через день или два к нам в редакцию позвонил молодой человек Анатолий, судя по всему, неверующий, и попросил вникнуть в его аналогичную проблему. Мы его переадресовали организаторам этого семинара. Это еще одно доказательство того, что передачи нашей студии смотрят не только верующие. К нам звонят не только телезрители католики, но и, например, баптисты.

Здесь важно отметить еще один момент: передачи "Каны" позволяют христианам других конфессий или представителям других религий лучше понять католиков.

— Существует ли сотрудничество с Русской Православной Церковью?

— Пока полноценного сотрудничества нет. Правда, мы приглашали на 10-летие "Каны" священников Русской Православной Церкви, и они приняли наше приглашение. Конечно, мы бы хотели, чтобы сотрудничество между Православной и Католической церковью в рамках наших программ было больше.

— Вы каждую неделю готовите программу "Час с Богом". Подготовка часовой программы на телевидении — чрезвычайно сложное дело. Какими силами вы готовите такую программу?

— У нас в студии работает всего восемь человек. Конечно, мы не в состоянии каждую неделю готовить часовую программу с использованием только собственных материалов, так сказать "с нуля". Мы используем сюжеты, которые у нас уже имеются, дополняя их различными интервью, комментариями, беседой. Сейчас мы работаем над собственной детский передачей, которая станет частью программы "Час с Богом". Это действительно очень сложно — изготовление собственных программ. В наших условиях особое значение приобретает планирование. Нередко у нас в работе сразу несколько выпусков программы "Час с Богом". Мы заблаговременно знаем, когда и где произойдет какое-то событие, и планируем для рассказа о нем место в эфире.

— Отец Клеменс, а как вы выбираете темы для ваших программ?

— Прежде всего мы стараемся отслеживать актуальные события. Скажем, не так давно прошла встреча католической молодежи с Папой Римским Бенедиктом XVI в Кельне. Сразу после этого мы пригласили в студию новосибирских участников этой встречи. Они рассказали и о том, как проходило общение, и о том духовном опыте, который они приобрели. А сегодня общение молодежи с Папой происходит совсем не так, как несколько десятилетий назад. Новосибирские участники показали в эфире огромную надувную ладонь, которой молодежь приветствовала Папу Римского, и которую в другой ситуации можно было использовать… как подушку. Но мы стараемся не ограничиваться только реакцией на события и вести разговор о вечных христианских ценностях, возникающих перед людьми проблемах. Именно в таком сочетании событийности и размышлений и должна проходить жизнь человека.

— Юрий Николаевич, в "Кане" работают только католики или есть представители других конфессий?

— Нет, в "Кане" работают не только католики. Здесь работают профессионалы, мастера своего дела. Раньше можно было бы сказать, что у нас работают и неверующие. Но сегодня таких наших коллег трудно уже назвать неверующими. Скорее их можно назвать невоцерковленными. А тот факт, что они живут и работают в христианском окружении, на них, разумеется, сказывается положительно.

— На сайте студии "Кана" можно прочитать о том, что ее программы транслируются и через спутники.

— Нам удалось выйти на сотрудничество и заключить договоры с такими телеканалами, как "TBN-Россия", который через спутник вещает не только на Россию, но и на СНГ и страны Европы, и телеканалом "Родной", вещающим для русских эмигрантов за рубежом. Спутник телеканала "Родной" охватывает территорию всего земного шара, кроме Австралии и Новой Зеландии. Теперь у русскоязычного населения в любой точке земного шара есть возможность смотреть передачи телестудии "Кана". Причем в этом случае мы не ограничиваемся рассказом о событиях только Католической церкви. Вот, допустим, недавно баптисты Новосибирска отмечали свое столетие. Мы делали об этом фильм и показали его через спутник за рубеж.

Наши программы вызывают за рубежом очень хорошие отзывы. По словам отца Майкла Шилдза, настоятеля магаданского прихода "Рождество Христово", фильм о его приходе, сделанный студией "Кана", демонстрировался на католическом канале в США, где его посмотрели около шести миллионов человек.

— Ольга, телевидение очень серьезная штука, в которой одновременно происходит множество курьезов. Католическое телевидение в этом смысле не исключение?

— Отнюдь. Как вам уже говорили, нашим корреспондентам часто приходится снимать в различных городах. А некоторые из сибирских городов основаны как административные центры при крупных лагерях для заключенных. И когда мы бываем в таких городах, то, естественно, возникает желание снять лагерь, вышку, охранника, колючую проволоку. Оказывается, это делать нельзя. Но тогда мы этого еще не знали. И вот в Ангарске слишком близко подошли к лагерному ограждению и стали снимать то, что оказалось перед нами. А когда мы сели в машину, к нам уже бежали вооруженные люди с собаками. И мы в тот самый лагерь и попали (смеется). А у нас за рулем сидел католический священник, да еще и поляк! И задержавшие нас были уверены, что все это какой-то шпионаж. В лагере мы просидели до вечера, пока шло выяснение всех обстоятельств. Затем нас сдали в милицию! Там не нашли состава преступления, но пригласили представителей уже других спецслужб. Те эксперты посмотрели на нас, на нашего мальчика-оператора с хвостиком и сразу все поняли. Но все равно заставили затереть на пленке изображение вышки.


Александр ОКОНИШНИКОВ,
"ЧЕСТНОЕ СЛОВО"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования