Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКОЕ ВРЕМЯ": Зимние праздники русских-липован. Как их отмечают русские-липоване в Румынии


Более миллиона верующих в Румынии отмечают зимние праздники по старому стилю: Рождество – 7 января и Новый год – 13 января. Это прихожане церквей, отказавшихся в 1924 году перейти на новый, григорианский календарь, – сербской, украинской и русской старообрядческой, а также Румынской православной церкви старого стиля, которую прежде здесь называли сектой "стилистов".

"Отношение проживающих в Румынии русских старообрядцев к зимним праздникам, однако, сложнее, – отметил ученый-русист, профессор Бухарестского университета Федор Кирилэ. – Ведь раскольники не признали указа Петра I о праздновании Нового года 1 января. Поэтому эта дата вообще не вошла в традицию старообрядцев, которые наряду с Рождеством, по старому стилю, продолжали отмечать Новолетье 1 сентября. В реальности, однако, жизнь берет свое, и русские в Румынии все чаще встречают зимние праздники с большинством населения страны: Рождество – 25 декабря и Новый год – 1 января".

Отказавшиеся принять реформу патриарха Никона, русские старообрядцы в ХVII веке были вынуждены спасаться бегством от преследований официальной церкви и царского гнева. Многие раскольники нашли убежище в труднодоступной дунайской дельте, другие – в Молдове и Буковине. Говорят, будто они селились в липовых рощах, за что и получили в Румынии оставшееся за ними прозвище липован. Позднее русские поселения в этих краях пополнились за счет беглых крепостных, донских казаков, остатков войска Степана Разина. Первое официальное упоминание о русских-липованах на территории сегодняшней Румынии датируется 1724 годом.

"Согласно официальной переписи, в стране живет 34 тысячи русских-липован, в реальности однако их больше 100 тысяч, – рассказывает Кирилэ, который является одним из лидеров общины этого национального меньшинства и много лет посвятил изучению истории русских в Румынии. – Дело в том, что на протяжении столетий подвергавшиеся преследованиям старообрядцы привыкли скрывать свое происхождение в ходе переписей. Когда-то они даже платили местным властям, чтобы на географических картах не указывалось местонахождение их сел".

Со временем перед старообрядцами встал вопрос о восстановлении церковной иерархии, и они добились разрешения приглашать православных священнослужителей. Русский патриарх, однако, был против, и поэтому священников, которые уходили служить к старообрядцам, называли "беглыми попами". В 1864 году в Белой Кринице, неподалеку от Черновцов, была основана митрополия, которая стала всемирным центром поповского старообрядчества.

В 1940 году советские войска, заняв Северную Буковину, ликвидировали эту митрополию, и многие старообрядцы вновь были вынуждены спасаться в Румынии. Тогда центр международного старообрядчества переместился в город Брэилу на Дунае. В 1988 году была преобразована в митрополию и московская старообрядческая епархия. Брэильский митрополит Иосаф был приглашен в Москву, однако Чаушеску запретил эту поездку. В результате митрополитом Московским и всея Руси был избран Алимпий, и таким образом у старообрядцев стало два митрополита.

Липованам не всегда жилось легко в Румынии. До Второй мировой войны всех русских в стране считали большевиками. Их обвиняли в шпионаже и пропаганде, а также подрывной деятельности, считая "пятой колонной" СССР. Националист Чаушеску проводил политику ассимиляции этнических меньшинств. "Тем не менее, – говорит Кирил, – русские-липоване чувствовали себя в Румынии лучше, чем в России, где соотечественники жестоко их преследовали как в царское, так и в советское время. Румынское же государство покровительствовало липованам, которые зарекомендовали себя как смиренные, трудолюбивые и законопослушные граждане".

Сегодня никто не чинит препятствий русским-липованам, которые хотят поддерживать связи с Россией. И все же разговоры об отношениях с исторической родиной нередко вызывают у них досаду. "Липоване в течение 300 лет хранили русский язык, быт и религию, – говорит Кирил, – а Россия по-прежнему относится к ним с равнодушием. Между тем в деле распространения великой русской культуры в мире главным союзником России является эмиграция. Ведь в стране немало и русских эмигрантов 1920-х годов, которые долгое время были вынуждены скрываться по политическим причинам". "Несмотря ча это, – замечает Кирилэ, – Румыния осталась единственной страной в Восточной Европе, где нет российского культурного центра, на необходимости которого здесь община русских-липован настаивает уже давно".

Николай Морозов
Московское время


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования