Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВОЕ ВРЕМЯ": Октябрьская «революция» в Ватикане. Папа Бенедикт устроил смотр своему воинству


 Со 2 по 23 октября в Риме проходила XI Генеральная ассамблея всемирного Синода епископов Римско-католической церкви. Это был первый вселенский форум, работой которого руководил Папа Бенедикт XVI. Для участия в Синоде в апостольскую столицу съехались 252 делегата из 118 стран, среди них – 55 кардиналов, 8 патриархов, 80 архиепископов, 121 епископ, 36 председателей национальных епископальных конференций. Ассамблея рассмотрела текущие вопросы жизни Церкви, ее положение в мире, отношения с братскими христианскими Церквями и другими религиозными конфессиями. Официальная тема форума, объявленная еще Папой Иоанном Павлом II: "Евхаристия – источник и апогей жизни и миссии Церкви".

Некоторые журналисты предсказывали, что Синод в Ватикане может стать своеобразной "октябрьской революцией" в Католической церкви. Как отмечали аналитики, основной задачей Бенедикта XVI является реставрация некоторых церковных традиций (отмененных Вторым Ватиканским собором) и возвращение Католической церковью утраченной ею ведущей роли не только в религиозных, но и в общественно-политических процессах в современной Европе. Целью собрания епископов стало переосмысление и даже в некотором роде преодоление наследия Иоанна Павла II. По мнению ряда участников Синода, "Христа и Евхаристию не должны заслонять фигура Папы Римского и "культ", насаждаемый вокруг нее".

Синод как коллективный орган духовенства насчитывает 40 лет истории, он был образован по постановлению Второго Ватиканского собора. Прошлый раз он собирался в 2001 г. На этой ассамблее имелось ряд нововведений: три недели работы вместо традиционных четырех, удвоение (с шести до двенадцати) числа приглашенных делегатов от других церквей, более гибкое обсуждение и выделение "свободного" часа в конце каждого заседания для ответа на вопросы и критику, отменено правило обязательного предварительного представления письменного текста выступления прелатов. По словам секретаря Синода архиепископа Николы Этеровича, Бенедикт XVI посчитал необходимым "внести изменения в порядок работы синодальной ассамблеи, чтобы придать еще большее значение коллегиальному характеру управления Церковью".  "Более краткий и более творческий" – так назвали этот Синод в службе печати Святого престола.

Причастие для разведенных

Чинное течение Синода было прервано бурными аплодисментами участников, которые по предложению кардинала Игнасе Мусы и Дауда, префекта папской Конгрегации восточных церквей, приветствовали представителей 12 других христианских конфессий, приглашенных на форум. РПЦ в первые дни была представлена епископом Егорьевским Марком (Головковым), заместителем главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Впервые папским декретом одним из "аудиторов", советников Синода, был назначен представитель России: это Алексей Юдин, профессор истории Церкви и межконфессионального диалога Московского государственного гуманитарного университета.

На первом же пленарном заседании Генассамблеи Синода католических епископов выступил Папа Римский Бенедикт XVI, который говорил о коллегиальности в руководстве церковной жизнью, "сплоченной общей верой". Одной из функций такой коллегиальности Папа считает "взаимную братскую помощь при исправлении собственных просчетов".

Основной доклад на ассамблее сделал патриарх Венецианский кардинал Анджело Скола, который говорил на латинском языке. Это было, пожалуй, единственное выступление на этом мертвом языке, в дальнейшем, как и на предыдущей ассамблее в 2001 г., латынь практически не употреблялась.

В центре дискуссии, как было сказано, Евхаристия. Таинство Евхаристии, как верят католики, символизирует Тело и Кровь Христовы. Затрагивались темы: Евхаристия и домостроительство спасения, свет и тень в совершении Евхаристии и ситуации в разных поместных Церквях. Обсуждалась и возможность участия в таинстве Евхаристии тех людей, которые разведены или выступают за аборты. Среди вопросов, обсуждаемых Синодом, служба печати Святого престола выделяет следующие: подтверждение целибата священников, отказ в причастии разведенным парам, отношение к вторичным бракам, заключенным без церковного благословения, соблюдение воскресного отдыха как исполнение Божественного завета, проблема сокращения католического духовенства, реформа церковных судов, благотворительность и другие вопросы деятельности Римско-католической церкви. По действующим каноническим правилам католическим священником может стать только неженатый мужчина, а если священник захочет жениться, ему придется отказаться от статуса клирика. Из этого правила есть и исключения – женатые протестантские пасторы, обратившиеся в католичество, могут стать священниками, не меняя своего семейного статуса. Женатое священство есть также в ряде Католических церквей восточного обряда.

О положении своих единоверцев в России говорил на Синоде католический архиепископ Москвы Тадеуш Кондрусевич. Касательно обвинений католиков в прозелитизме он заметил, что "еще следует выяснить, что понимается под прозелитизмом, если имеется в виду нечестное привлечение верующих из других Церквей, то это не наша политика и не наши амбиции". Он добавил, что "русские, возможно, правы, я могу понять, что православные люди хотят, чтобы и их родственники были православными".

Первый святой нового Папы

В дни работы Синода был вознесен на алтарь блаженных Католической церкви немецкий кардинал Клеменс Август фон Гален, епископ Мюнстерский, "явивший пример смелых действий прелатов в защиту прав человека в годы гитлеровской диктатуры". Фон Гален стал первым блаженным, беатифицированным Бенедиктом XVI. Этой церемонии предшествовало появление статьи историка религии священника Джованни Сале в римском богословском и общественно-политическом журнале иезуитов "Чивильта католика". Именно из-за закона о "стерилизации" отношения между нацистским режимом и Католической церковью начали ухудшаться, Немецкая католическая церковь начиная с 1933 года не поддерживала нацистские законы, направленные против евреев, душевнобольных и инвалидов, подчеркивал автор статьи.

На Синоде были распространены данные Ватиканского информационного агентства "Фидес" о числе верующих-католиков. Оно увеличивается во всем мире, но уменьшается на континенте, послужившем колыбелью католической ветви христианства, – в Европе. Согласно последней церковной переписи, на конец 2003 года в мире насчитывалось один миллиард 85 млн 557 тыс. католиков – 17 % населения планеты. В 2003 году число католиков в мире возросло на 15 млн 242 тыс. человек (0,3 %). Больше всего новых прихожан Римской церкви появилось в Америке (6 млн 678 тыс. человек), Африке (6 млн 231 тыс. человек) и Азии (2 млн 434 тыс. человек). В то же время в Европе численность паствы сократилась на 214 тыс. человек (на 0,31 %). Это объясняется, с одной стороны, сокращением коренного населения Европы в результате процесса демографического "старения", с другой, отходом части верующих от Церкви в результате процесса секуляризации – распространения в обществе светских ценностей в ущерб религиозным. В то же время численность католических священников в мире в 2003 году составило 405 тыс. 450 человек, число членов монашеских орденов – 830 тыс. 889 человек, среди которых женщин (776 тыс. 269) в 14 раз больше, чем мужчин (54 тыс. 620).

"Галантные предложения"

Префект Конгрегации католического образования кардинал Зенон Грохолевский накануне Синода представил на рассмотрение Папы Бенедикта XVI поистине революционный проект приема в семинарии абитуриентов, считающих себя гомосексуалистами. Правда, как и их гетеросексуальные коллеги, геи должны будут давать обет целомудрия и безбрачия. После многочисленных скандалов вокруг случаев совращения священниками несовершеннолетних молодых людей, в результате чего упал авторитет Церкви в глазах прихожан, а за семинариями укрепилась репутация учебных заведений для "голубых", предыдущий понтифик Иоанн Павел II настоял на вводе особых тестов, призванных определить сексуальную ориентацию соискателей священнического сана.

Сразу после избрания Йозефа Ратцингера понтификом стало понятно, что одна из основных проблем Святого престола, которую ему предстоит решить, финансовая: в течение трех лет (с 2001 по 2003 год) каждый год Ватикан заканчивал с бюджетным дефицитом. Наконец, впервые за четыре года центральное правительство Римско-католической церкви заявило о небольшом профиците – 3 млн евро – по итогам закончившегося в декабре финансового года. В итоговые данные, правда, не вошли огромные расходы на похороны Иоанна Павла II, а также на выборы нового понтифика, прошедшие в апреле. В прошлом году в различные благотворительные фонды католиками было пожертвовано более 41,5 млн евро. Эта цифра на 7% меньше соответствующего показателя за  год предыдущий. В то же время возросли поступления в казну Ватикана от различных католических епископатов – в особенности из таких стран, как Соединенные Штаты, Германия и Италия. По словам представителей Ватикана, возрастают расходы на содержание "Радио Ватикана". Это объясняется применением новейших технологий. На жаловании в штаб-квартире Католической церкви числятся 1500 человек.

Заключительное Послание Синода епископов состоит из 26 пунктов текста на пяти официальных языках. Чаще всего итоговый документ остается закрытым для широкой публики. Однако папа Ратцингер предпочел гласность и дал указание о его публикации. Это призыв Синода, обращенный к Церкви и миру, где подчеркивается незыблемое значение учения о Евхаристии и для устранения существующих недостатков, и для поддержания отношений в истине с братьями отделенных Церквей или мирянами, находящимися в особых жизненных условиях. Для ответа "на вызов секуляризации – одного из величайших зол нашего времени, ослабляющей в душах чувство священного и препятствующей делу евангелизации". Церковь XXI столетия представляет собой часть современного мира, в котором социальное неравенство и стихийные бедствия порождают опасения и требуют ответа, сказано в документе.

Отмечается прежде всего позитивный смысл обновленного осознания важности воскресного Богослужения, увеличение числа призваний к священству и монашеству во многих частях мира, присутствие множества молодежи, воспитанной в духе веры. Вместе с тем "следует по-прежнему со всем вниманием ставить в центр всей пастырской работы Таинство примирения"… Тема экуменизма неоднократно затрагивается в разных местах заключительного Послания Синода епископов. Поощряя всех верующих усердно молиться о созревании момента полного видимого единства Церкви, документ однако признает невозможность в настоящее время совместного совершения Богослужения, подтверждая существующие церковные нормы.

Синод констатировал серьезные трудности, которые испытывает Католическая церковь в связи с нехваткой священников, но решил, что отмена целибата, то есть допуск женатых священников в лоно Церкви, не может быть решением этой проблемы. Не прошло и предложение одного "галантного" прелата: изменить традиционное обращение к верующим "Дорогие братья и сестры!" на более изящную формулу "Дорогие сестры и братья!"

Один из разделов документа посвящен весьма актуальной и живо обсуждаемой теме возможности причастия для разведенных, вступивших в повторный брак: их призывают не чувствовать себя исключенными из жизни Церкви. Специальное внимание уделено проблемам семьи и молодежи. Послание завершается символической отсылкой к памяти о христианских мучениках IV столетия в Северной Африке с их знаменитым признанием: "Без Воскресного дня мы не можем жить".

Итак, предсказанной "октябрьской революции" не случилось. Новый понтифик умело и достаточно жестко провел корабль Синода в бурном потоке сомнений и критики, укрепив свой авторитет в Римско-католической церкви.

Алексей Букалов
"Новое время"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования