Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО": Архиепископ Джованни Лайоло: "Прежде всего необходимо развивать и укреплять личные отношения, чтобы преодолеть преграды взаимной подозрительности"


 - Ваше Высокопреосвященство! Вы приехали в Россию впервые в качестве главы отдела Государственного секретариата Ватикана по отношениям с государствами по приглашению вашего российского коллеги Сергея Лаврова. В каких сферах сотрудничают столь непохожие друг на друга государства как Российская Федерация и Святой Престол? Какова динамика их отношений? Можно ли отметить какие-то изменения за последние полгода, прошедшие после восшествия на престол св. Петра Бенедикта XVI?

- Святой Престол присутствует на международной арене, не опираясь ни на какую политическую, военную, финансовую или экономическую власть. Он осуществляет своё присутствие исключительно силой той человеческой и нравственной вести, носителем которой является в своей евангельской миссии, апеллируя к принципам естественного права. Немало политических вопросов предполагают нравственные оттенки, поскольку содержат аспекты, касающихся человека как такового, независимо от его национальных интересов.

Подумаем, например, о таких вопросах современности как международное сотрудничество и диалог между различными культурами, трагедия бедности и недоедания, защита человеческой жизни, свободы совести и вероисповедания, развитие биогенетики в уважении к достоинству человеческого индивидуума с самого начала его существования и т.д. Именно на этих темах Святой Престол сосредотачивает свою международную активность. Следует заметить, что в международных организациях его голос выслушивается с большим интересом и уважением, более того, представители многих государств нередко сами спрашивают его мнение или просят его о содействии. Но, к сожалению, не всегда позиция Святого Престола воспринимается во всей полноте. Ещё одним, очень специфическим пунктом, на котором фокусируются двусторонние отношения между Святым Престолом и отдельными государствами, является правовое положение Католической Церкви.

Святой Престол не просит о привилегиях в пользу Католической Церкви, но повсеместно настаивает на уважении права на свободу вероисповедания – на личном и общественном уровне, – провозглашаемого Всемирной декларацией прав человека и другими важными международными пактами, а также на признании равного достоинства и равной свободы Католической Церкви и ее членов по отношению к другими христианским конфессиям и религиям. Не сомневаюсь, что при понтификате Папы Бенедикта XVI Святой Престол продолжит действовать в названных направлениях, в поисках все более глубокого и всеобъемлющего сотрудничества со всеми соответствующими властными структурами различных государств.

- Одна из проблем, которую приходится решать дипломатическим ведомствам европейских держав, – это европейская интеграция. Как вы видите место и роль России, безусловно относящейся к Европе, в этом процессе? Мне доводилось слышать из уст высокопоставленных представителей Римской Церкви, что Россия – неотъемлемая часть Европы. Что это: только ли их частное мнение или отражение позиции Ватикана?

- Совершенно очевидно, что Россия - часть Европы, и притом – очень значительная. Нельзя серьезно размышлять о Европе, о ее целостности и идентичности, носящей скорее нравственный, чем даже географический или, скажем, политический, характер, не имея в виду великий вклад России во всех областях науки, искусства, культуры, религии и особенно христианской духовности. Никто, насколько мне известно, в этом не сомневается. С другой стороны, Россия охватывает собой огромные пространства на двух континентах, распространяясь также на широчайшие азиатские просторы. Такая ее позиция определяет, как мне кажется, уникальность её миссии в мире.

- Теперь мне хочется спросить вас - как католического епископа - об отношениях между Римско-Католической Церковью и крупнейшей Церковью православного мира – Русской Православной. Ни для кого не секрет, что эти отношения сегодня далеки от идеала, и – что особенно печально – во многом хуже, чем 20 лет назад. В чем, по-вашему, причина – или причины – этой напряженности? Каковы пути установления взаимного доверия между двумя крупнейшими Церквами христианского мира? Входят ли в программу вашего визита встречи и переговоры с представителями РПЦ?

- Хочу ответить на ваш вопрос, исходя из основополагающей данности, о которой мы никогда не вправе забывать, и которая призвана позволить нам постоянно использовать позитивную и предельно открытую позицию в экуменических отношениях: из сознания того, что все мы хотим искренно принять волю Того, Кого исповедуем нашим единственным Господом: Иисуса Христа.

Сказав это, приходиться также признать с искренним смирением, что отношения между Католической и Русской Православной Церквами остаются достаточно сложными. Мне кажется, что речь здесь идёт, скорее всего, о прискорбной неспособности выработать единый подход к решению существующих разногласий. Помимо всего прочего, мы не можем не видеть определённых различий - например, в оценке права каждого человека самостоятельно осуществить свой вероисповедный выбор. Вместе с тем я глубоко убеждён, что для нас нет неразрешимых проблем, если только мы будем руководствоваться Евангелием. Нам необходимо много молиться, чтобы Дух Святой постоянно очищал наши сердца, просвещал наш разум и направлял наши действия. Единство Церкви – дело Святого Духа. Трудясь в качестве Его инструментов в этом направлении, нам следует также быть терпеливыми по отношению к себе, свой неспособности сразу "узреть" пути Господни. Католическая Церковь в России, вместе с представительством Святого Престола в Москве, всегда готова обсуждать совместно с Православной Церковью причины существующих расхождений и возникающих порой недоразумений. Хочу также напомнить, что даже в самые трудные в истории наших взаимоотношений моменты каналы общения между Святым Престолом и Московским патриархатом не прерывались.

Господь сказал: "Пребудьте в любви моей… Сие заповедаю вам, да любите друг друга" (Ин 15,9.17). Если мы примем этот призыв, или, скорее, исполненный любви и заботы совет Господа нашего Иисуса Христа, то никогда не сможем прервать диалог. Я вспоминаю в этой связи слова Папы Иоанна Павла II: "Поскольку мы действуем во имя  полного единства, сделаем же вместе то, что нам не должно делать порознь. Потрудимся  же вместе, в духе полного уважения к имеющимся различиям  в нашей культурной идентичности и традициях" (26 сентября 2001 года). Есть много возможностей для совместных действий в области культуры, позволяющих с достоинством оценить духовное наследие обеих Церквей. Но прежде всего, мне кажется, необходимо развивать и укреплять личные отношения, чтобы преодолеть преграды взаимной подозрительности и открыть новые пути к богословскому диалогу. С этими предложениям я и собираюсь посетить митрополита Кирилла, председателя Отдела внешних связей Московского патриархата, и его сотрудников.

- Будете ли вы встречаться с представителями российской католической общины? К сожалению, в последние годы с этой стороны часто приходится слышать упреки в том, что Ватикан и руководство РПЦ стараются решать свои проблемы "через их голову". Доводилось ли вам слышать такие упреки и насколько они, по-вашему, справедливы?

- Возможно, порой действительно были невольно задеты чувства некоторых российских католиков. Если такое и случалось, то никак не вследствие проявленного пренебрежения, но, скорее, из-за направленности на установление, укрепление и развитие новых дружественных связей, невольно оставлявшей на втором плане отношения с единоверцами-католиками, братское единство с которыми представлялось само собой разумеющимся… Кроме того, могла иметь место обычная нехватка времени, вследствие необходимости следовать программе, возможно – достаточно насыщенной, составленной приглашающей стороной. Было бы несправедливо говорить о том, что диалог между Святым Престолом и Московским патриархатом велся без ознакомления и согласия российской католической иерархии. Например, католические участники совместной комиссии, учрежденной в феврале 2004 года, после визита кардинала Вальтера Каспера, для совместного обсуждения возникающих спорных вопросов, были избраны и назначены по указанию российских католических епископов именно чтобы обеспечить необходимое представительство местной Церкви и тем самым помочь ей принять деятельное участие в процессе сближения двух Церквей. Хочу также добавить, что и те личные дружеские контакты с православными епископами и представителями различных церковных учреждений, которые представитель Святого Престола в Москве неустанно старается устанавливать и поддерживать, имеют своей главной целью именно создание атмосферы взаимопонимания между двумя Церквами, что безусловно послужит на пользу также и российским католикам.

Я надеюсь, что и этот мой визит будет способствовать тому, чтобы московская католическая община смогла ещё раз убедиться, насколько уважает и любит ее Апостольский Римский Престол. Святейший Отец Папа Бенедикт XVI поручил мне специально передать от него всем российским католикам заверение в его глубочайшей отцовской любви и апостольское благословение.

- Когда светские СМИ ведут речь об отношениях между РКЦ и РПЦ, они часто поднимают две тесно связанные между собой темы: возможность визита Римского понтифика в Россию и перспективы его встречи с Патриархом Московским. В последние месяцы некоторые печатные и сетевые органы вновь подняли эти темы. Можно ли сказать, что за этими слухами стоят реальные надежды на такое развитие событий или, скорее, опять кто-то выдает желаемое за действительное?

 - Визит Его Святейшества в Российскую Федерацию мог бы стать очень важным и значительным экуменическим событием. Однако такое событие нуждается в очень ответственной и обстоятельной подготовке. Как сказал несколько месяцев тому назад кардинал Анджело Содано, государственный секретарь Ватикана, такой визит, имеющий прежде всего духовное значение, должен был бы стать поводом для радости и надежды не только для католиков, но для всей России, включая верующих других христианских конфессий и других религий. Не думаю, что Его Святейшество Папа Бенедикт XVI предпримет визит, который, вместо взаимопонимания, мира и любви среди верующих христиан, привел бы к росту напряженности, усилению недоверия. Можно только молиться о том, чтобы Господь ускорил постепенное созревание предпосылок для этой, безусловно, желанной для Его Святейшества, возможности.

- А планируется ли сейчас очередной визит президента РФ в Ватикан? Ведь Владимир Путин много лет работал в Германии, он хорошо знает эту страну, менталитет ее народа – может быть, личная беседа с Папой-немцем открыла бы новую страницу в истории отношений России и Ватикана?

- Президент Путин посетил Папу Иоанна Павла II в июне 2000 года и в ноябре 2003 года. В случае визита к Папе Бенедикту XVI Его Превосходительство был бы, конечно, принят с надлежащими почестями и большой сердечностью – как личность и как глава Российского государства, то есть как представитель великого народа, к которому Святой Престол неизменно питает дружбу и восхищение. Мне неизвестно, чтобы такой визит уже стоял на повестке дня - также и в силу того, что новый российский посол при Святом Престоле господин Николай Садчиков приехал в Рим только несколько недель тому назад.

- В заключение хочу задать более "общий" вопрос. Он стоит перед христианами – и не только перед ними – на протяжении всей истории Церкви: что такое христианская политика? Какие приоритеты устанавливает в своей внешней политике государство Ватикан, которое невозможно рассматривать в отрыве от Римско-Католической Церкви?

- Политическая деятельность, говорил Папа Пий XI, может и должна быть высшей общественной формой милосердия по отношению к ближнему: в самом деле она призвана устремляться к всеобщему благу, а не к удовлетворению эгоистичных интересов отдельных людей. "Христианской" можно назвать только ту политику, которая в своём стремлении ко всеобщему благу одухотворяется величайшими евангельскими ценностями: вниманием к обездоленным, безусловным признанием достоинства каждого человека, созданного по образу Божию, братством, великодушной солидарностью с бедными и нуждающимися, даже если они очень далеки. Приоритеты внешней политики Святого Престола определяются также, кроме названных идеалов, являющихся ее неизменным содержанием, и разными текущими потребностями, которые могут варьироваться изо дня в день в силу меняющихся местных политических событий или трагичных природных катастроф. В последние десятилетия были некоторые регионы, такие, например, как Ближний Восток или африканские земли к югу от Сахары, трагичные проблемы в которых постоянно привлекали к себе особое внимание Святого Престола, равно как и других государств.

Джованни Лайоло родился 3 января 1935 года в Новаре (область Пьемонт на севере Италии). В 1960-м в родном городе был рукоположен во священника. В 1970 году поступил на ватиканскую дипслужбу. Работал в представительстве Святого Престола в Германии, затем - в Совете по внешним делам Церкви. Назначен секретарем Администрации имущества Апостольского Престола и титулярным архиепископом Чезаринским 3 октября 1988 г. 7 декабря 1995 г. был назначен Апостольским нунцием в Федеративной республике Германия. 7 октября 2003 года был назначен секретарем Ватикана по отношениям с государствами. Доктор канонического права. Владеет английским, немецким и французским языками.

"Благовест-Инфо"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования