Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВОЕ ВРЕМЯ": Изъятие оклада с икрой. В Третьяковке конфликт на религиозной почве


Решением директора Третьяковки Владимира Родионова с выставки "Русский поп-арт", которая проходит параллельно с экспозицией классика мирового поп-арта Энди Уорхола, изъята картина Александра Косолапова "Икона-икра". Это стало ответом на возмущенное письмо прихожан нескольких московских православных приходов, чьи лучшие чувства были оскорблены изображением золотого оклада, наполненного черной икрой.

Демарш людей, в которых это изображение, по их словам, "возбудило социальную и религиозную ненависть и вражду", поддержал протоиерей Дмитрий Смирнов, возглавляющий синодальный отдел Московской патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.Реакция руководства Третьяковской галереи, которое и так косо смотрит на мировые течения современного искусства и предпочитает ориентироваться на традиционные для бывшего советского глаза шедевры соцреализма, последовала незамедлительно. Владимир Родионов мотивировал свой поступок, который не имеет аналогов в выставочной практике музеев мирового уровня (за исключением, конечно, запрета выставок и отдельных художников в СССР и табу на "дегенеративное искусство" в гитлеровской Германии), тем, что Третьяковская галерея – это "государственное учреждение, которое не должно провоцировать в обществе конфликты любого рода".

Работа Александра Косолапова была создана в 1989 году в рамках неофициального художественного направления – соц-арта, – иронически переворачивающего штампы советского сознания. Работающий с 1975 года в Нью-Йорке художник изображал Ленина, пропагандирующего кока-колу, Чебурашку в образе вождя, черную икру как вожделенный, обожествленный символ желаний советского человека.

Несложная концептуальная игра, которая, казалось бы, давно отыграна актуальным искусством и в качестве памятника времени и истории искусств вошла в нынешнюю выставку "Русский поп-арт". Выставка, кстати, пользуется успехом у зрителей, в частности у молодежи, которая стремится заполнить лакуны своего образования в области современного изобразительного искусства.

И вдруг, как в настоящем архаическом сообществе, это музейное искусство становится актуальным, входя в контекст социальных страстей, обсуждений, скандалов и весьма неоднозначных действий. Публичное пространство выставок – если кто бывал на них, тот знает – часто привлекает людей с неустойчивой и маргинальной психикой, стремящихся как-то проявить себя. В последнее время эти люди очень часто выступают под всякого рода религиозными лозунгами. У многих на памяти громкий скандал в Сахаровском центре, где фанатично настроенные граждане разгромили выставленные там экспонаты, но не только не были привлечены к уголовной ответственности, а умудрились привлечь к ней самих художников и кураторов выставки. После чего попытки деструктивных действий стали возникать с пугающим постоянством, провоцируя уже самих художников. Те и рады создавать артефакты, получающие таким образом резонанс в обществе и создающие им популярность.

Высоколобые разговоры о том, что художественное пространство музеев и галерей является особо маркированным и не должно смешиваться с пространством бытовым – на улице, в трамвае и на заседании профсоюза, – они не для фанатичных маргиналов, вдруг ощутивших, что "право имеют". Для них и Достоевский призывает "мочить старушек", и Рафаэль глумится над святынями, изображая в виде Пречистой Девы своих любовниц.Кому-то не нравится земной Христос на картине Александра Иванова, кому-то Ленин рядом с кока-колой. Иному пятиметровый стеклянный бык работы Олега Кулика, покрывающий корову, внутри которой бьют фонтаны и цветут растения, на той же выставке "Русского поп-арта" покажется верхом порнографии, и они потребуют ввести возрастной ценз на посещение Третьяковки, не говоря уже о голом микеланджеловском Давиде, выставленном напоказ в Музее изобразительных искусств им. Пушкина.

Повторю, как искусство, так, впрочем, и религия являются зоной риска человеческой культуры, зачастую привлекая к себе людей с больной и неустойчивой психикой. В них религиозную ненависть и вражду может вызвать даже прокламируемое ими же милосердие и любовь, не говоря о том, что не помещается в их рассудок и воображение. Совсем иное дело – сезонно обостряющиеся попытки подобных активистов влиять на культурную политику государства. В этом случае мы вправе говорить уже о симптомах серьезного общественного нездоровья. Как известно, симптомами недуга могут быть прыщи на лице. А могут – попытки отрезать эти прыщи хозяйственным ножом. Еще страшнее, когда безумцы начинают рассуждать о здоровье нации, а потом и определять его. Тут уж придется выносить святых.

Игорь Шевелев
журнал "Новое время", №42/2005


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования