Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РАДОНЕЖ": "Все это было бы очень смешно, если бы не было так трагично". Беседа с председателем православного братства "Радонеж" Евгением Никифоровым


Радио "Радонеж": Мы беседуем с Е.К. Никифоровым, главой православного братства "Радонеж", радиостанции "Радонеж".

Добрый вечер, Евгений Константинович. Мы беседуем в момент, когда началась очередная информационная война. Сайт "Портал–Credo.Ru" - для наших радиослушателей напомню, что сайт этот существует уже несколько лет и работают там люди, которые профессионально ведут войну против Русской Православной Церкви, в основном, это представители так называемого Суздальского раскола, возглавляемого псевдомитрополитом Валентином (Русанцовым); делают они это достаточно профессионально с журналистской точки зрения, но эта клевета не первый раз направлена в отношении Русской Церкви, различных представителей Русской Церкви, в том числе, кампания против "Радонежа". Но она ведется не только этим СМИ, но и рядом других СМИ. В частности, этот сайт поместил сообщение о том, что глава братства "Радонеж" был переизбран и на место Евгения Константиновича Никифорова, который более 20 лет возглавляет братство "Радонеж", был избран некий Виктор Пономарев. Я думаю, никому из наших радиослушателей это имя ничего не говорит.

Евгений Константинович, что же на самом деле произошло 18 октября и какова подоплека той информационной кампании, которая сейчас начата против "Радонежа"?

Евгений Никифоров: Подоплека, если говорить о "Credo.Ru", очень простая. Этот ресурс, как вы правильно сказали, весьма профессионально делается, и они профессионально себя продвигают. Они живут на скандале, на жареных фактах и т. д. Вот сейчас будет высокая посещаемость этого скандала. Мы способствуем этому тем, что ссылаемся на этот ресурс. В этом смысле они профессиональны. Если наши православные СМИ все-таки следят за истиной, то СМИ нецерковные, конечно, исполняют плюралистический танец, когда предоставляется нужное слово, как гонителям Церкви, так и страждущим.

– Я сегодня читал более пяти высказываний, составляющих сторону противников Радонежа, и только Ваше интервью в некоторых цитатах приведено.

– Мне хочется думать о людях лучше чем они есть, наверное. Собственно, мы будем говорить о сути проблемы. 18 октября произошла замечательная встреча в центральном офисе "Радонежа" с нашим духовником архимандритом Амвросием Юрасовым. Присутствовали и члены общества "Радонеж", и сотрудники нашего общества, так что встреча прошла замечательно. Батюшка всех благословил, нас духовно поддержал и еще раз сказал, что все, что сейчас происходит, все эти нападки этих людей - это нападение лжебратии. Лучше сформулировать просто невозможно. Квалификацию тому, что происходит в школе "Радонеж" в Ясенево, дал также Святейший патриарх Алексий. Он естественно не может принять организационные, административные меры по отношению к директору гимназии, потому что Патриархия может действовать исключительно в рамках собственной компетенции, а компетенция Святейшего Патриарха – это клирики города Москвы, храмы города Москвы.

Школа учреждена религиозной организацией РПЦ, Православным братством "Радонеж". Поэтому у нас есть церковь. Церковь строится организационно, иерархически, у нас есть начальство, у меня есть начальство – Святейший Патриарх. Естественно я жду, чтобы и мои подчиненные высказывали некоторое уважение к тем решениям, которые принимает совет Православного братства "Радонеж".

В храме Петра и Павла в Ясенево недавно произошло собрание учителей, учащихся и родителей православной гимназии "Радонеж", где я зачитал документы, которые формулируют точку зрения священноначалия на то, что происходит. Священнику Алексею Сысоеву предложено удалиться из гимназии, то есть оставить духовничество школы и настоятельство домового храма этой школы. Сигнал был более чем ясный. Святейшим Патриархом было более чем ясно сказано, как разрешить этот конфликт. Но Патриарший Указ этим людям не указ. И вы знаете, здесь очень просто: кому Церковь – не мать, тому Бог - не отец. Эти люди действуют нецерковно, им совершенно чуждо понимание церковной иерархичности. "Кто такой Никифоров?" – они говорят. – Это что, мы "Радонежу" будем подчиняться?" Но простите меня, у Никифорова есть благословление духовника, а у "Радонежа" есть благословление Святейшего Патриарха. И благословение – это то, чем нельзя манкировать. Это всё очень серьезно. Если мы не понимаем что такое духовная жизнь, что такое благословение и что такое послушание – то какие же мы христиане. И все ставят во главу свою махонькую правду вместо того, чтобы смириться и послушаться.

"Как у Никифорова! … Кто же такой он Никифоров?" Да я, может быть, самый несчастный, смиренный и ничтожный, я прошу прощения у всех наших слушателей. Может быть, я, действительно, не самый талантливый человек на свете. Но мне поручено это дело. И я это дело, порученное мне, выполняю таким образом, каким могу, какую мне возможность Господь дал, сколько талантов. Управлять таким большим организмом, которым является братство "Радонеж" – это и наша возлюбленная радиостанция, это и три школы – не одна, а три, – это и паломническая служба, это и газета, и Интернет-портал. Это масса отдельный проектов – фестиваль международный православных теле- и радиопрограмм и т. и т. п. Я этим всем занимаюсь в меру своих способностей.

У нас, опять-таки, школа не одна, а три, и все они равночестны. Это школы достаточно большие, в каждой примерно по 300 учащихся. И две из них совершенно успешны – это школа по месту возникновения Собора во имя преподобного Серафима Саровского и школа в Крылатском – иногда она так и называется"Апостола Иоанна Богослова". Эти две школы успешные, процветающие, тоже для способных детей из малообеспеченных семей, тоже испытывающие большие материальные трудности, но вместе с тем, сумевшие как соборовская гимназия построить собственное здание за собственные деньги. Понимаете, какие труды люди приложили?!. И там все дышит благоговением и радостью. Здесь же школа ("Радонеж" – П-C.Ru) пришла в полный упадок.

Собственно, почему мне нужно было менять там администрацию - по одной простой причине: потому что гимназия обанкротилась и в финансовом, и в образовательном смысле.

Это сложно, мы не будем сейчас говорить, почему это произошло. Администрация просто оказалась несостоятельна. Вот вам три школы. Все в абсолютно одинаковых условиях. Татьяна Ивановна Ильичева, замечательный директор соборской гимназии, отец Сергий Махонин, замечательный директор Крылатской гимназии. Все замечательно. А здесь – банкротство, другого слова я не подберу. Действительно, обанкротившаяся администрация должна быть сменена. Что и было произведено. Но у нас же у всех свое мнение, у нас концепция, видение, у нас какие-то высокие порывы! И вместо того чтобы послушать – я предлагал самые мягкие формы. Отцу Алексию предлагалось остаться духовником школы, потому что он человек благочестивый, у него много чад, он дурному не научит. Предлагалось педагогам продолжать заниматься своей образовательной деятельностью – этим смутьянам, революционерам. Нет! Мы возьмем все на себя и сделаем по-своему. Понимаете, какая-то такая невероятная агрессивность по отношению к детям, по отношению к их родителям.

Недавно на собрании мне показывали документ, который возмутил всех. Это некий договор между школой и родителями детей, которые учатся в гимназии "Радонеж". Мало того, что он неграмотно написан – с какими-то фантазиями, что совершенно выходит за рамки юридического языка. На шести страницах текста масса какой-то благоглупости понаписано. Просто стыдно, что люди, берущиеся воспитывать детей, не могут составить элементарные документы, не владеют элементарными навыками обыкновенного канцелярского письма. Но этого мало! Это договор начальника концлагеря с заключенными. Вы представляете, до какой степени дошли?! Там заложены какие-то чудовищные административные извращения, и требования к родителям. Просто садистские – иначе и не назову. И вот это все – смесь безграмотности, агрессивности, желания все сделать по-своему, сейчас стала тем субстратом, который создал гнилостную атмосферу в школе.

– Не кажется ли Вам, что ситуация в одной из школ и кампания против "Радонежа" связаны с тем, на мой взгляд, это очевидно, что последнее время обозначилась тенденция определенных внецерковных сил (сторонники этих сил есть и внутри Церкви, по крайней мере, формально принадлежащие Церкви) подавить голос живого православия. Я имею в виду традиционное святоотеческое православие, опирающееся на русские патриотические традиции, на святоотеческое предание, заменить его неким либеральным подходом, свойственным сегодня западным Церквам. По крайней мере, сделать православие тем, чем можно было бы легко манипулировать. Ведь манипулировать сознанием традиционно настроенных верующих людей очень сложно. Если разрушить эту традиционность, можно сделать управляемой Церковь.

– По сути это совершенно верно. Потому что внутренняя задача "Радонежа", которую мы всегда перед собой ставили - это вернуть к корням, к святоотеческому православию. Потому мы и называемся "Радонеж"- это игумен, преподобный Сергий, игумен Земли Русской, это образец нам во всем, буквально во всем – и в церковно-государственном строительстве, и в просветительских, и в строительных, и во внутрицерковных вопросах. Даже в иконописи. Андрей Рублев – духовное чадо преподобного. Главная наша икона, главные наши образа, с чем мы соизмеряем свою собственную душу, свое собственное лицо. А у этих людей другие задачи - самочиние, все по-своему, фантазии, интеллигентские мудрования и так далее.

Здесь все очень просто. И, к сожалению, приходится признавать, что конфликт, который произошел в школе – он объективного свойства. Объективное заключается в том, что христиан – мало. По виду, по слову, по названию – пожалуйста, более чем достаточно.

Раньше таких называли "подсвечник", сейчас уже научились не быть "подсвечниками", чему-то научились, более деликатно ведут себя, но поведение-то поведением, а внутреннее строение души остается тем же самым – самочиние и все прочее. Поэтому для меня было очень важным решение Епархиального совета города Москвы.

Когда такое происходит, в душе много боли. И Епархиальный совет Москвы, который состоит действительно из всеми уважаемых пастырей – это не какое-то конъюнктурное, карьерное заведение, в которое все стремятся. Святейший Патриарх туда отбирает действительно старейших, мудрейших, достойнейших пастырей. И вот пастыри совершенно однозначно, единогласным голосованием приняли решение по поводу ясеневской школы. Их не интересовала формальная юридическая сторона – хотя здесь у нас она безупречна. Я прямо говорю, что все эти дурацкие попытки создать параллельное общество "Радонеж", возможно, совершить какие-то подмены в документах – они обречены на провал. Из этого ничего не получится.

Я публично заявляю всем тем, кто надеется, что какие-то лукавые шаги приведут к каким-то результатам. Не приведут! Не приведут.

Епархиальный совет смотрел по сути – христианское ли это поведение? Было ли проявлено христианское смирение? Было ли проявлено послушание? Была ли проявлена любовь друг к другу? Ведь весь этот конфликт разгорелся когда? В Великий Пост. И каким образом? Ведь группа этих людей не обратилась в Церковный суд. А правом вершить Церковный суд у нас обладает епископ наш, в данном случае – епископ Москвы, Святейший Патриарх. Если вы не согласны, если у вас появилось недоумения, проблемы, если вам не нравится этот председатель Никифоров – изложите все Святейшему Патриарху. Но они обратились не к Патриарху, а к Сергею Бычкову в "Московский комсомолец". Понимаете? Уже это говорит о сознании эти людей, кто они такие.

Повторяю, христиан мало, и когда мы начинали 15 лет назад, их, правда, было еще меньше. За 15 лет уже выросли выпускники Свято-Тихоновского института – все-таки какие-то кадры появляются. А тогда мы на каждую школу пытались накопить хоть какое-то количество православных людей, педагогов. Назвать школу православной – пожалуйста, сделать программу православной – пожалуйста! А кто будет образовывать, воспитывать детей? Нужны реальные православные христиане. И тогда их было мало. Мы их понемножечку набирали. Но оказалось даже, что и из этого числа – укорененных в действительно русской православной традиции людей очень мало.

Кстати, Святейший Патриарх об этом говорил на епархиальном собрании, о причинах тех церковных нестроений, которые проявляются сейчас в Церкви – различных течений, не буду их называть сейчас. Все связано с одним – нет у людей надлежащего церковного образования. Кругом просят – дайте священника, дайте нам священника, храм открывается. Как же, храм без священника? А где его возьмешь, действительно выращенного в церковной среде, с церковной культурой, с церковным образованием священника? Поэтому очень много таких – более-менее устав знает, ну, более-менее по церковно-славянски Псалтирь умеет читать, ну человек благочестивой жизни. Ну хорошо – и епископ рукополагал во священники этого пастыря. Но, к сожалению, без действительно серьезного церковного воспитания и образования появляется гнильца в тех или иных серьезных церковных вопросах. Это не губительный процесс, не катастрофичный, слава Богу, но он существует в Церкви. И то, что произошло в школе, - это в ряду этих духовных повреждений, которые связаны, повторю, с тем, что христиан, действительно христиан, церковных людей, любящих Церковь, живущих в Церкви – действительно мало.

– На мой взгляд, особо яркий пример того, о чем Вы говорите, что после указа Святейшего Патриарха мы видим просто прямое неподчинение ему. Конечно, канонически, мы знаем, что неподчинение священноначалию – это тягчайшее преступление, которое ведет к отпадению от Церкви.

– Совершенно верно. Я не думаю, что отец Алексий Сысоев согласится с тем, что он не подчиняется Святейшему Патриарху. У него свои фантазии на этот счет. Но фантазии вызваны тем, о чем я говорил. Это благочестивый человек - тут я ничего не могу сказать, но у отца Алексея нет никакого церковного образования, даже семинарского заочного, курсов каких-нибудь – вообще ничего нет. У него нет и простого высшего образования. Поэтому у человека нет ясного канонического сознания. Вот оно и все. С этим связаны все эти беды.

Письмо, которое опубликовано в Интернете, его интервью тому же "Credo.Ru" – Вы знаете, честно говоря, я уже начинаю сомневаться даже в благочестии отца Алексия, потому что пастырю негоже так откровенно лгать. Я это говорю сознательно, прямо, отдавая отчет, что говорю на многомиллионную аудиторию.

К сожалению, что ни слово, что ни абзац – откровенная, возмутительная ложь. Что хотел отец Алексий этим добиться - я не знаю! Вообще, нужно сказать следующее. С моей стороны по отношению к этим смутьянам мало что было применено. Все, что они делали – просто сами их поступки – это были те уголья, которые возгорались на их собственной голове. Они собирали уголья на их собственную голову. Все эти поступки были квалифицированы священноначалием совершенно определенным образом.

– Я хочу обратить внимание на тот момент, что не случайно те, кто устроил всю эту смуту, избрали псевдопредседателем псевдообщества не кого-нибудь, а именно адвоката. Не человека, который хоть как-то известен в православных кругах или как-то себя зарекомендовал в православии, а адвоката, который смог бы профессионально отстаивать их интересы.

– Этот человек – папа одного из мальчиков первого класса, который является неофитом в Церкви. Вы знаете, как у нас? Батюшку обижают - вот и давай батюшку защищать! Но простите меня, батюшку защищать нужно тоже не любыми средствами. Не черными технологиями, которыми они пользуются. Потому что они пользуются теми технологиями, которыми обычно пользуются люди, которые сейчас в Москве захватывают предприятия.

Этими технологиями в защиту батюшки пользуется сейчас этот несчастный человек, для того чтобы помочь, как он считает, батюшке. Человек нецерковный, человек, не имеющий настоящего духовного окормления – вот и все. И они его поставили действительно как адвоката, который взялся вести их дело. Ничего другого. Другой идеологии этот человек предложить не может. Все это было бы очень смешно, если бы не было так трагично для душ, для жизней этих людей.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования