Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": Мечеть у лавры. Что стоит за избиением лидера сергиево-посадских мусульман?


Сергиевопосадская мечеть не бросается в глаза. Даже если стоять прямо перед ней, ее затмевает главная достопримечательность города - символ русской национальной славы Троице-Сергиева лавра. Мечеть представляет собой неприметный, правда, не без архитектурных изысков, каменный двухэтажный дом, находящийся в частной собственности Арслана-хазрата Садриева, руководителя департамента Духовного управления мусульман Европейской части России и главного имама Московской области. Никаких признаков того, что здание культовое, у него нет: ни минаретов, ни полумесяцев, ни каких-либо вывесок.

Имам живет неподалеку - в двухкомнатной квартире в кирпичной пятиэтажке. На этой неделе он редко бывал в мечети - все время ходит на медицинские обследования да встречи со следователями и журналистами. И вид у молодого исламского лидера неважный: гематома левого глаза, синяки и рваные раны на лице, на которые наложены швы.

Покровские страсти

Вечером 14 октября, во время предвечернего намаза, в здание мечети ворвались 8 мужчин в возрасте от 20 до 30 лет. Они выглядели слегка подвыпившими и слегка бритоголовыми, но никакой форменной одежды или особой символики на них не было. В мечети молилось всего пять человек. Выматерившись, налетчики прокричали пару лозунгов - "Мусульманам здесь не место!" и "Вы не будете здесь молиться!" - и принялись избивать молящихся.

Относительно "гуманно" обошлись лишь с 70-летней прихожанкой, заслуженным учителем России - ее просто выволокли на улицу. У остальных - ушибы и гематомы.

Сергиевопосадские правоохранители отнеслись к случившемуся индифферентно: прибыв к мечети, они задержали пару налетчиков (которые и не думали бежать с места преступления), доставили их в отделение и отпустили. Местной прессе сказали: "Произошла драка на почве совместного распития спиртного". Правда, пресса перепроверила эту "версию" у пострадавшего имама, отношение которого к спиртному самое радикальное. Новая версия, сформулированная информационной группой штаба ОВД Сергиевопосадского района, более безобидна: обычное хулиганство. Лишь на уровне прокуратуры возникло подозрение, что в случившемся есть признаки розни. Но не на религиозной почве (чего во "граде преподобного Сергия" по определению быть не может), а на национальной - много в русский город татар понаехало. Хотя Арслан Садриев настаивает: налетчики выражали недовольство именно религиозной принадлежностью посетителей мечети, а об их национальностях и вовсе не упоминали.
Трудно не заметить двух календарных совпадений. 14 октября, когда произошел инцидент, православные отмечают великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Аллегорически значение праздника толкуется в смысле особого покровительства Божией Матери своему земному уделу - Святой Руси. Накануне же инцидента, 13 октября, российское общество было взбудоражено тревожными сообщениями из Нальчика, причем виновниками случившегося власти и СМИ безапелляционно называли пресловутых ваххабитов и исламских экстремистов. Так, может, случившееся у стен Троице-Сергиевой лавры - это такой асимметричный ответ местных патриотов на очередной "дерзкий вызов врагов Святой Руси"?..

Ветер дует из Москвы

Впрочем, не стоит преувеличивать силу и массовость "патриотического движения" в Сергиевом Посаде - крупном подмосковном городе, сочетающем в себе обаяние "жемчужины Золотого кольца" и урбанистический дух промышленного центра. По словам Арслана Садриева, сергиевопосадца в четвертом поколении, в родном городе ему еще никогда не доводилось сталкиваться с проявлениями национального или религиозного экстремизма. В городе есть казачья община, с представителями которой Арслан-хазрат знаком, и пара православных братств, существующих больше на бумаге.

Вселенский шум по поводу строительства в "сердце Святой Руси" мечети подняли в Москве. И особая роль в раскрутке сюжета принадлежит Союзу православных граждан, не упускающему ни одного информационного повода, чтобы заявить о своих амбициях и поставить под сомнение светский характер российского государства. Именно этот союз три года назад, когда решался вопрос о выделении сергиевопосадским мусульманам участка земли на выселках, выступил с громким заявлением. Ссылаясь на своих анонимных сергиевопосадских активистов, союз предложил увязать строительство мечети в Сергиевом Посаде с "прекращением сегрегации православных в Татарстане" и заявил, что это строительство такой же нонсенс, как, например, сооружение православного собора в Мекке.

Вскоре и местная администрация, уже было давшая согласие на строительство мечети, резко переменила позицию. Имаму Садриеву показали увесистую стопку бумаг с подписями горожан, выступающих против строительства. Однако расшифровать хотя бы одну подпись и найти реальных противников строительства имаму так и не удалось. Это, конечно, не значит, что в Сергиевом Посаде их нет - на обывательском уровне ксенофобия существует здесь так же, как и в самой Москве. Другое дело, что в Сергиевом Посаде нет идеологов антиисламского движения или, по крайней мере, людей, готовых открыто выступить с ксенофобской позицией. У имама имеется письмо наместника лавры епископа Феогноста (Гузикова), который всячески дистанцируется от споров о мечети и предоставляет решение этого вопроса "воле Божией". Конфликт вокруг сергиевопосадской мечети раздувается из Москвы.

Антиисламскую позицию, как считает Арслан Садриев, занимает губернатор Московской области - боевой генерал Борис Громов. Конечно, эта позиция не афишируется, но главы администраций тех районов области, в которых началось строительство мечетей, неизменно получали за это выговоры от губернатора. Вероятно, после одного из таких выговоров глава Сергиево-Посадского района Василий Гончаров выступил с антиконституционным заявлением: "Район в целом является исключительно православной территорией, и создание здесь мусульманских культовых зданий невозможно". Позже, правда, администрация сделала разъяснение: речь идет о том, что в районе нет исторически сложившихся зон компактного проживания мусульман. То есть нет мусульманских гетто и резерваций, в которых только и должны этнические мусульмане (а их в районе, между прочим, около 10 тысяч) собираться на молитву и исповедовать свою веру.

Новый глава района - бывший директор местного мясокомбината с красивой русской фамилией Упырев - также не намерен рассматривать вопрос о строительстве мечети. Г-н Упырев активно использовал патриотическую риторику в ходе своей непростой избирательной кампании.

Кресты да шприцы

Современный Сергиев Посад живет своей жизнью, будто и не обращая особого внимания на собственное символическое значение. Некоторую повышенную концентрацию благочестивых женщин в платочках можно заметить только в районе лавры, но буквально в 200 метрах от святыни кипит совсем другая жизнь. Уже на лаврской площади маячит реклама казино и стриптиз-бара, а чуть поодаль - свингерского клуба. Власти Сергиева Посада гордятся тем, что в каждом учебном заведении здесь преподается Закон Божий. Однако в школе № 1, расположенной прямо напротив строящейся мечети, старшеклассники почти повально заражены наркоманией. Кусты у школьного забора завалены шприцами - изучающие Закон Божий и живущие на "исключительно православной территории" школьники открыто колются на глазах прихожан мечети.

В духовном центре России нет духовных сил на диалог с исламом, а есть ненависть и грубая сила. Венгерские клубы, стриптиз-бары и наркомовские кустики, с которыми никто не воюет во "граде преподобного Сергия", - это ли не атрибуты "нового русского порядка", мирно уживающиеся с великой, но для большинства мертвой святыней? Не проявляется ли в обывательской российской исламофобии элемент скрытого богоборчества - протеста против напоминаний о Боге, который предстает не в виде музейного экспоната, а в виде живого укора современным российским нравам? "Уйди, ты нам мешаешь", - могли бы повторить вслед за Великим Инквизитором погромщики мечетей.

Ясно, что мусульмане из Сергиева Посада не уйдут, как не уйдут и из других российских городов. Их социально-демографические перспективы намного лучше, чем у русских, в чем, кстати говоря, определенную роль играет и религиозный фактор. Стало быть, терпимость к исламу - обязательное условие сохранения России в границах, более или менее приближенных к нынешним. И те, кто намерен вести с исламом "священную борьбу", только приближают распад своего государства. 

Досье МН

На территории Московской области зарегистрировано 16 мусульманских общин, но только три из них имеют официальные мечети, еще одна строится и двум общинам выделены участки под строительство. Сергиевопосадская община является одной из крупнейших и единственной в России, которая имеет фиксированное членство (более 100 зарегистрированных членов общины). Общее число этнических мусульман области оценивается примерно в 300 - 400 тысяч человек.

Александр Солдатов

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ", 21 октября 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования