Сергиевопосадская мечеть не бросается в глаза. Даже если стоять прямо перед ней, ее затмевает главная достопримечательность города - символ русской национальной славы Троице-Сергиева лавра. Мечеть представляет собой неприметный, правда, не без архитектурных изысков, каменный двухэтажный дом, находящийся в частной собственности Арслана-хазрата Садриева, руководителя департамента Духовного управления мусульман Европейской части России и главного имама Московской области. Никаких признаков того, что здание культовое, у него нет: ни минаретов, ни полумесяцев, ни каких-либо вывесок. Имам живет неподалеку - в двухкомнатной квартире в кирпичной пятиэтажке. На этой неделе он редко бывал в мечети - все время ходит на медицинские обследования да встречи со следователями и журналистами. И вид у молодого исламского лидера неважный: гематома левого глаза, синяки и рваные раны на лице, на которые наложены швы. Покровские страсти Вечером 14 октября, во время предвечернего намаза, в здание мечети ворвались 8 мужчин в возрасте от 20 до 30 лет. Они выглядели слегка подвыпившими и слегка бритоголовыми, но никакой форменной одежды или особой символики на них не было. В мечети молилось всего пять человек. Выматерившись, налетчики прокричали пару лозунгов - "Мусульманам здесь не место!" и "Вы не будете здесь молиться!" - и принялись избивать молящихся. Относительно "гуманно" обошлись лишь с 70-летней прихожанкой, заслуженным учителем России - ее просто выволокли на улицу. У остальных - ушибы и гематомы. Сергиевопосадские правоохранители отнеслись к случившемуся индифферентно: прибыв к мечети, они задержали пару налетчиков (которые и не думали бежать с места преступления), доставили их в отделение и отпустили. Местной прессе сказали: "Произошла драка на почве совместного распития спиртного". Правда, пресса перепроверила эту "версию" у пострадавшего имама, отношение которого к спиртному самое радикальное. Новая версия, сформулированная информационной группой штаба ОВД Сергиевопосадского района, более безобидна: обычное хулиганство. Лишь на уровне прокуратуры возникло подозрение, что в случившемся есть признаки розни. Но не на религиозной почве (чего во "граде преподобного Сергия" по определению быть не может), а на национальной - много в русский город татар понаехало. Хотя Арслан Садриев настаивает: налетчики выражали недовольство именно религиозной принадлежностью посетителей мечети, а об их национальностях и вовсе не упоминали. Трудно не заметить двух календарных совпадений. 14 октября, когда произошел инцидент, православные отмечают великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Аллегорически значение праздника толкуется в смысле особого покровительства Божией Матери своему земному уделу - Святой Руси. Накануне же инцидента, 13 октября, российское общество было взбудоражено тревожными сообщениями из Нальчика, причем виновниками случившегося власти и СМИ безапелляционно называли пресловутых ваххабитов и исламских экстремистов. Так, может, случившееся у стен Троице-Сергиевой лавры - это такой асимметричный ответ местных патриотов на очередной "дерзкий вызов врагов Святой Руси"?.. Ветер дует из Москвы Впрочем, не стоит преувеличивать силу и массовость "патриотического движения" в Сергиевом Посаде - крупном подмосковном городе, сочетающем в себе обаяние "жемчужины Золотого кольца" и урбанистический дух промышленного центра. По словам Арслана Садриева, сергиевопосадца в четвертом поколении, в родном городе ему еще никогда не доводилось сталкиваться с проявлениями национального или религиозного экстремизма. В городе есть казачья община, с представителями которой Арслан-хазрат знаком, и пара православных братств, существующих больше на бумаге. Вселенский шум по поводу строительства в "сердце Святой Руси" мечети подняли в Москве. И особая роль в раскрутке сюжета принадлежит Союзу православных граждан, не упускающему ни одного информационного повода, чтобы заявить о своих амбициях и поставить под сомнение светский характер российского государства. Именно этот союз три года назад, когда решался вопрос о выделении сергиевопосадским мусульманам участка земли на выселках, выступил с громким заявлением. Ссылаясь на своих анонимных сергиевопосадских активистов, союз предложил увязать строительство мечети в Сергиевом Посаде с "прекращением сегрегации православных в Татарстане" и заявил, что это строительство такой же нонсенс, как, например, сооружение православного собора в Мекке. Вскоре и местная администрация, уже было давшая согласие на строительство мечети, резко переменила позицию. Имаму Садриеву показали увесистую стопку бумаг с подписями горожан, выступающих против строительства. Однако расшифровать хотя бы одну подпись и найти реальных противников строительства имаму так и не удалось. Это, конечно, не значит, что в Сергиевом Посаде их нет - на обывательском уровне ксенофобия существует здесь так же, как и в самой Москве. Другое дело, что в Сергиевом Посаде нет идеологов антиисламского движения или, по крайней мере, людей, готовых открыто выступить с ксенофобской позицией. У имама имеется письмо наместника лавры епископа Феогноста (Гузикова), который всячески дистанцируется от споров о мечети и предоставляет решение этого вопроса "воле Божией". Конфликт вокруг сергиевопосадской мечети раздувается из Москвы. Антиисламскую позицию, как считает Арслан Садриев, занимает губернатор Московской области - боевой генерал Борис Громов. Конечно, эта позиция не афишируется, но главы администраций тех районов области, в которых началось строительство мечетей, неизменно получали за это выговоры от губернатора. Вероятно, после одного из таких выговоров глава Сергиево-Посадского района Василий Гончаров выступил с антиконституционным заявлением: "Район в целом является исключительно православной территорией, и создание здесь мусульманских культовых зданий невозможно". Позже, правда, администрация сделала разъяснение: речь идет о том, что в районе нет исторически сложившихся зон компактного проживания мусульман. То есть нет мусульманских гетто и резерваций, в которых только и должны этнические мусульмане (а их в районе, между прочим, около 10 тысяч) собираться на молитву и исповедовать свою веру. Новый глава района - бывший директор местного мясокомбината с красивой русской фамилией Упырев - также не намерен рассматривать вопрос о строительстве мечети. Г-н Упырев активно использовал патриотическую риторику в ходе своей непростой избирательной кампании. Кресты да шприцы Современный Сергиев Посад живет своей жизнью, будто и не обращая особого внимания на собственное символическое значение. Некоторую повышенную концентрацию благочестивых женщин в платочках можно заметить только в районе лавры, но буквально в 200 метрах от святыни кипит совсем другая жизнь. Уже на лаврской площади маячит реклама казино и стриптиз-бара, а чуть поодаль - свингерского клуба. Власти Сергиева Посада гордятся тем, что в каждом учебном заведении здесь преподается Закон Божий. Однако в школе № 1, расположенной прямо напротив строящейся мечети, старшеклассники почти повально заражены наркоманией. Кусты у школьного забора завалены шприцами - изучающие Закон Божий и живущие на "исключительно православной территории" школьники открыто колются на глазах прихожан мечети. В духовном центре России нет духовных сил на диалог с исламом, а есть ненависть и грубая сила. Венгерские клубы, стриптиз-бары и наркомовские кустики, с которыми никто не воюет во "граде преподобного Сергия", - это ли не атрибуты "нового русского порядка", мирно уживающиеся с великой, но для большинства мертвой святыней? Не проявляется ли в обывательской российской исламофобии элемент скрытого богоборчества - протеста против напоминаний о Боге, который предстает не в виде музейного экспоната, а в виде живого укора современным российским нравам? "Уйди, ты нам мешаешь", - могли бы повторить вслед за Великим Инквизитором погромщики мечетей. Ясно, что мусульмане из Сергиева Посада не уйдут, как не уйдут и из других российских городов. Их социально-демографические перспективы намного лучше, чем у русских, в чем, кстати говоря, определенную роль играет и религиозный фактор. Стало быть, терпимость к исламу - обязательное условие сохранения России в границах, более или менее приближенных к нынешним. И те, кто намерен вести с исламом "священную борьбу", только приближают распад своего государства.
Досье МН На территории Московской области зарегистрировано 16 мусульманских общин, но только три из них имеют официальные мечети, еще одна строится и двум общинам выделены участки под строительство. Сергиевопосадская община является одной из крупнейших и единственной в России, которая имеет фиксированное членство (более 100 зарегистрированных членов общины). Общее число этнических мусульман области оценивается примерно в 300 - 400 тысяч человек. Александр Солдатов "МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ", 21 октября 2005 г. |