Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"DIE WELT": Подавление ислама Москвой сделало его популярным


 Кабардино-Балкария, где проживает около 360 тысяч кабардинцев, примерно 70 тысяч балкарцев и более 200 тысяч русских, как и другие республики Северного Кавказа, многое испытала за годы советской власти. Сталинская национальная "политика", которая по своей сути являлась попыткой геноцида, вбила клин между двумя этносами, и последствия этого ощущаются до сих пор. В апреле 1944 года балкарцы были переселены со своей родины в Среднюю Азию и Сибирь. Их землю поделили, из географических названий было убрано всякое упоминание о балкарцах.

Во второй половине пятидесятых годов, после смерти в 1953 году диктатора, они смогли вернуться домой. После многолетней ссылки, которую с ними не разделили кабардинцы, сосуществование обоих народов было омрачено бесконечными проблемами, даже несмотря на то, что после восстановления Кабардино-Балкарской республики предпринимались робкие попытки поделить руководящие посты поровну межу кабардинцами и балкарцами. Одновременно обоим народам запрещалось исповедовать их религию, порой достаточно жесткими методами.

Однако ислам, первоначально умеренный, имеет в регионе глубокие корни. Новые правители России после распада Советского Союза в 1991 году сначала с этим считались и даже оказывали помощь в восстановлении религиозных общин и мечетей. Ислам очень быстро заполнил духовный вакуум, который образовался после крушения коммунизма.

На Северном Кавказе возникали исламские общины, так называемые джамааты. В джамаатах молодые люди получали, прежде всего, религиозное образование. Джамааты, руководимые духовным вождем, амиром, частично взяли на себя еще и функции местного самоуправления, что казалось государственным структурам подозрительным.

Во второй половине девяностых годов ситуация изменилась. Местные представители государственной власти, которые в большинстве случаев пришли на свои должности еще в советское время, с согласия руководства в Москве снова стали ограничивать отправление культа. Ежедневное посещение мечетей регламентировалось, исламские учебные заведения закрывались. Одновременно контролируемые государством средства массовой информации и местные администрации развязали буйную пропаганду, направленную против ваххабизма, радикальной формы ислама, которая в это время начала приживаться на Северном Кавказе. Это "просвещение" привело к противоположному результату: ваххабизм становился все более притягательным и популярным, прежде всего, среди безработной молодежи.

С 2000 года представители этого религиозного направления все чаще прибегают к оружию, в частности, в Кабардино-Балкарии. Их глобальную цель – создание халифата на Северном Кавказе – большинство их собратьев по вере не поддерживает.

Манфред Квиринг
"Die Welt"
Перевод опубликован на сайте
Inopressa.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования