Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВАЯ ГАЗЕТА": Оклад - это святое. Протоиерей Дмитрий Смирнов считает, что иногда надо не вторую щеку подставлять, а давать по шее


Ответить на вопросы "Новой" о проблемах этики и эстетики на территории искусства согласился протоиерей Дмитрий СМИРНОВ - настоятель четырех московских храмов (в том числе храма святого Николая в Заяицком). Его подпись под письмом директору Третьяковской галереи - вторая в списке.

- Очень странно, что только "Коммерсантъ", "Эхо Москвы" и вот "Новая газета" захотели поговорить на эту тему.

- Вы решили подписать письмо после того, как увидели на выставке произведение Косолапова. Как вы понимаете смысл этой работы?

- Мне некогда заниматься составлением писем, я поставил свою подпись под обращением, которое принесли мне прихожане, просто группа верующих граждан, незнакомые мне люди составили письмо руководству Третьяковки, а копия была направлена министру Соколову. На выставке сам я не был, но прочитать смысл этого объекта по иллюстрациям не составило для меня труда. По образованию я художник и педагог, преподаватель изящных искусств: И Косолапов мне известен как автор эпатажных вещей.

- Куратор выставки Андрей Ерофеев говорит: "Работа никак не затрагивает религию, и никакого богохульства в этом нет: используется не икона, а оклад". Поясните, пожалуйста, оклад иконы является церковной утварью или сакральным предметом?

- Икона едина и неделима. Оклад не является для иконы чем-то внешним, как, впрочем, порой и рама для картины. Множество мастеров - Исаак Левитан, например, - сначала вставляют холст в раму, а потом пишут - чтобы картина не выбивалась из определенного художником пространства. Оклад является святыней, как, например, и неотреставрированная темная икона. Как неотъемлемая часть иконы оклад имеет определенную функцию - он сохраняет форму иконы и заменяет тот фон, который должен быть позолоченным. Наконец, участвует в богослужении (а любая молитва перед иконой есть богослужение). Каждое употребление священного предмета не по назначению по определению является профанацией. За такие кощунства до 1917 года карали ссылкой в Сибирь, на каторжные работы. Косолапов, видимо, из породы тех, кто взрывал храмы, кто превращал святые места в скотный двор. От религиозной нечуткости одного человека чуткость других людей не уменьшается. А для верующих каждый храм, каждая икона - это святыня.

В иудаизме и исламе изображения Бога и святых вообще под запретом. Я думаю, что за использование свитков Торы в таком "художественном" контексте иудеи Косолапову бы задали трепку, а мусульмане так просто убили бы. Вспомните режиссера Тео Ван Гога. Христиане, как видите, действуют через официальные структуры. Потому что свобода одного человека не должна идти вразрез со свободой других.

- Любая вещь, перенесенная в музейный контекст, становится артефактом. Выставочный зал, музей, галерея являются публичным, светским пространством.

- В этом пространстве 84% населения страны позиционируют себя как православные, хотя степень воцерковленности этих людей разная. Поэтому, когда человек ведет себя в православной стране так, как Косолапов или Авдей Тер-Оганьян, рубящий иконы, он провоцирует социальный взрыв на почве религиозной ненависти. Я как священник проявляю заботу о пастве, которая пришла в возмущение: именно этот косолаповский объект напечатали в газетах:

- Разве поведение православного христианина не подразумевает толерантность и уважение к свободе самовыражения наряду с уважением к другим конфессиям?

- Как профессионал и поклонник искусства я понимаю метафорическое и символическое цитирование в искусстве. Например, как Оскар Яковлевич Рабин в своей живописи использовал изображения икон, и его работы наводят на глубокие размышления; и многие концептуальные вещи подобные я видел, где это было благоговейно использовано, а Косолапов эпатировал публику намеренно и злобно. У Косолапова, по-моему, религиозный такт отсутствует, он нравственный дальтоник.

- Но когда субъективная оценка группы зрителей влияет на программную политику старейшей государственной галереи - факт для цивилизованного общества беспрецедентный!

- Поймите, пока у нас еще нет гражданского общества, надо хоть какие-то меры предпринимать: Может быть, для этих 84% процентов населения понятия о музейном пространстве как об артефакте не существует, в искусстве вообще мало кто разбирается. Может, из 12 миллионов москвичей Третьяковку посетили полпроцента - это школьники, интеллигенция и люди искусства. Вообще, как правило, люди, живущие в больших городах, в музей не ходят.

- А фраза "дефицит стал иконой советских людей" оскорбляет вас?

- Нет, разумеется. Мне понятен механизм художественных метафор, как и техника соцарта, - когда на холсте пишется коммунистический лозунг и все ухмыляются, никакой творческой тайны здесь нет. Апостол Павел говорил: "Если это кого-то соблазняет, я не буду есть мяса вовек". Если для кого-то это проблема - я не буду этого делать. Вот заходит человек в трамвай, очень расстроенный, в гнусном настроении, его что-то возмущает, и он начинает ругаться матом и остановиться не может. Его сначала предупреждают, а потом бьют морду. Иногда, чтобы спасти утопающего, его надо нокаутировать. В противном случае утонут и он, и спасатель. Икона с икрой куплена государственной галереей - пусть. Но стоит ли ее экспонировать? Исторический музей ведь не экспонирует половину икон, наворованных с 17-го по 40-й год у церкви? И ничего.

- А возможно силовыми методами бороться за общественную культуру?

- Разве написать письмо директору - силовой метод? Объективных критериев в искусстве не бывает, но это не значит, что можно кощунствовать. Если у кого-то нет религиозного чувства, можно ему подсказать. Или у большинства нет права голоса?

- Как вы относитесь к приговору суда по делу погрома выставки "Осторожно, религия!" и уголовному преследованию Тер-Оганьяна и Олега Мавромати?

- Чрезвычайно положительно! Неуважение к религиозным чувствам народа - это уголовное преступление. Жаль, на Косолапова это не подействовало.

- Так он давно в Америку эмигрировал.

- Вот там ему и место! Страна - неправославная, там его творчество не вызовет отрицательных эмоций. Руководство Третьяковки правильно поступило, что откликнулось на наше обращение, сразу сняло картину, а то пришлось бы самим снимать.

- А это - цивилизованные методы?

- Да, все правильно говорят про свободу творчества. Но если человеку раз говорят "перестань", два, он не понимает - придется дать ему по шее. Религиозное оскорбление еще глубже, чем матери родной! Россия - дом Богородицы, в Кремле главный храм Успения Божией Матери, на Казанскую, чей оклад использован художником, празднуем День всенародного примирения и согласия. Пусть Косолапов использует фотографию свою и своих родичей!

- Что же делать - худсоветы и цензуру возобновить?

- Мне нравится поп-арт, я Малевича люблю, мне близки ташизм, абстракционизм, кубизм, "Бубновый валет" нравится мне больше передвижников: И современных художников многих ценю, например Ирину Затуловскую, с которой мы дружны много лет. Третьяковка мне как дом родной, и как налогоплательщик я ее хозяин - что ж теперь, мне ее за версту обходить из-за Косолапова или звонить, спрашивать, кто там сегодня висит? Меня возмущает не бездарность, а попытка спекулировать на материале, который ему не принадлежит. Художественный совет какой-то должен это решать, "выставкомы" должны отслеживать.

Беседовала Наталия САВОСЬКИНА

13 октября 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования