Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МИЛОСЕРДИЕ.RU": Церковь способна влиять на СМИ. В Москве прошла конференция на тему: "Церковь и СМИ: проблемы и задачи патриотического воспитания"


 4 октября в пресс-центре Издательского совета Русской Православной Церкви состоялась конференция на тему: "Церковь и СМИ: проблемы и задачи патриотического воспитания".

В мероприятии приняли участие архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин председатель Издательского совета протоирей Владимир Силовьев, руководитель Школы молодежного служения при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи, игумен Петр (Мещеринов), ученые, представители общественности и СМИ.

Одна из серьезных проблем, препятствующая патриотическому воспитанию, по мнению архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия в том, что современное телевидение, достигнув апогея влияния на массовое сознание, успешно формирует у молодежи понятие греха как нормы жизни. "Столкнувшись с грехом на улице, ребенок воспринимает его как не соответствующее нормам нравственности, а тот же грех на телеэкране разрушает в нем шкалу ценностей",- отметил владыка. На телевидении есть и хорошие патриотические программы, но у молодежи утрачен к ним вкус. Сейчас некоторые люди начинают объединяться и протестовать против телевизионного насилия и разврата. По мнению архиепископа, честные журналисты должны уловить этот импульс и максимально усиливать его в массовых средствах информации. "Часто общаясь с представителями СМИ, я заметил, что в настоящее время среди журналистов все чаще встречается те, кто готов нести ответственность перед людьми за свои публикации, нам нужно использовать эту возможность", - добавил о. Всеволод Чаплин. О. Всеволод считает, что неправильно, когда обидевшись на какие-то публикации о себе, епархии полностью прекращают контакт с обидевшим их СМИ или журналистом без всяких объяснений. Правильно будет прежде чем разрывать отношения, публично объяснить в прессе свою позицию. Вместе с тем, церковные СМИ никогда не заменят светские, считает зам. председателя ОВЦС, поэтому отвоеванные (в силу актуальности тем и материалов) полосы в светских изданиях надо наполнять словом о Боге, словом о Церкви. СМИ часто интересуются жизнью Церкви и у нас есть возможность используя этот интерес, добиваться от них также создания православно патриотических программ и передач.

Конкретный пример того, как Церковь способна оказывать влияние на СМИ привел архиепископ Димитрий. Тобольская епархия ежегодно проводит конкурс-семинар среди областных и районных газет по тематике патриотического воспитания. От года к году число участников конкурса возрастает. "В последнем конкурсе участвовали все районные газеты, потому что вопросы патриотизма волнуют и вдохновляют журналистов",- сказал архиепископ.

В то же время непосредственно в церковных СМИ недостаточно аналитики, считает игумен Петр (Мещеринов). По его мнению, говоря о каком-то значимом событии или явлении жизни, православные журналисты должны более глубоко осмысливать и анализировать его, а не только описывать. В частности, понятие "патриотизм" все больше наполняется языческим содержанием и это иногда поддерживается церковными СМИ. Основные тезисы, на которых держится этот вид патриотизма, таковы: развитию России мешают козни врагов, величие страны исключительно в земном благополучии, для улучшения жизни необходимо вернуться к военизации общества и сворачиванию гражданских свобод и т.д.

Однако о христианских принципах речь не идет. В результате происходит подмена церковного сознания имперским, в котором христианским принципам отводится отнюдь не первая роль. Между тем такой патриотизм поощряет ненависть и гордость.  Истинный патриотизм нельзя возродить, если не дать трезвой и правдивой оценки своего прошлого, сказал в своем выступлении доктор исторических наук, профессор МГИМО Андрей Зубов. Например, корни революции 1917 года, по мнению профессора, лежат еще в эпохе Петра Первого, когда Церковь, соборное мнение, были фактически порабощены единоличной государственной властью. Это стало причиной глубокого нравственного распада общества, считает профессор.

Чем же еще можно считать введение в России крепостного права? Большевики только воспользовались тем, что земельный вопрос так и не был решен до конца, сказал докладчик. Они пришли к власти обманным путем, грамотно использовав наболевший вопрос -- посулив крестьянам землю. Правдивый, не приукрашенный, свободный от мифов взгляд на свою историю, трезвая оценка всех спорных моментов с христианских позиций и искреннее покаяние в неправедных поступках своих отцов -- только это и может служить основой для возрождения в молодежной среде патриотизма, заключил Андрей Зубов.

Вместе с тем примером подлинного патриотизма может служить царская семья, считает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Владыка привел известные выдержки из дневников супруги царя-страстотерпца, наглядно иллюстрирующие эти слова: "Любовь к родине близка любви к Богу".

"Православная вера для них лежала в основе патриотизма, предательство и отчуждение еще недавно преданных людей не вызвали в их сердцах ненависти, а только горькое сожаление и молитву к Богу о спасении нашей страны",- сказал владыка Викентий.

Отечество нуждается в конкретных патриотических программах, заметил о.Владимир Силовьев, необходимо, чтобы слова подкреплялись конкретными делами. Пример такого дела как раз и прозвучал из уст архиепископа Тобольского Димитрия. Ежегодно в летние каникулы Тобольская епархия организует пароход, на котором дети -- победители фестивалей и конкурсов с православно-патриотической тематикой отправляются в водное путешествие Иртышу и Оби. Эти конкурсы в течении всего года проводят благочиния. Группа победителей разделена на две части -- девочек и мальчиков. Возраст от 7 до 18 лет. Сначала в путешествие отправляются девочки, а после их возвращения- мальчики. Среди них -- учащиеся воскресных школ, православных гимназий и дети детских домов. Каждое путешествие длится 12 дней. В этом году в водном путешествии приняло участие 170 детей. Путешественники останавливаются в прибрежных городах и селах, где выступают с песнопениями и концертами перед местными жителями. И каждым годом, отметил архиепископ, число детей увеличивается. "Около 10% детей – невоцерковленные,- сказал владыка корреспонденту Милосердия.ru,- и в этом путешествии у ни появляется возможность больше узнать о Боге от своих сверстников".

Алексей РЕУТСКИЙ

"МИЛОСЕРДИЕ.RU", 5 октября 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования