Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": Икрометатели. По требованию православных верующих из экспозиции Третьяковки изъята картина


Решением директора Третьяковки Владимира Родионова с выставки "Русский поп-арт", которая проходит параллельно с экспозицией классика мирового поп-арта Энди Уорхола, изъята картина Александра Косолапова "Икона-икра". Это стало ответом на возмущенное письмо прихожан нескольких московских православных приходов, чьи чувства были оскорблены изображением золотого оклада, наполненного черной икрой.

Демарш людей, в которых это изображение, по их словам, "возбудило социальную и религиозную ненависть и вражду", поддержал протоиерей Дмитрий Смирнов, возглавляющий синодальный отдел Московской патриархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Реакция руководства Третьяковской галереи последовала незамедлительно. Владимир Родионов мотивировал свой поступок тем, что Третьяковская галерея - это "государственное учреждение, которое не должно провоцировать в обществе конфликты любого рода".

Работа Александра Косолапова была создана в 1989 году в рамках неофициального художественного направления соц-арт, иронически переворачивающего штампы советского сознания. Работающий с 1975 года в Нью-Йорке художник изображал Ленина, пропагандирующего кока-колу, Чебурашку в образе вождя, черную икру как вожделенный, обожествленный символ желаний советского человека.

Несложная концептуальная игра, которая, казалось бы, давно отыграна актуальным искусством и в качестве памятника времени и истории искусств вошла в нынешнюю выставку "Русский поп-арт". Выставка, кстати, пользуется успехом у зрителей, в частности у молодежи, которая стремится заполнить лакуны своего образования в области современного изобразительного искусства.

И вдруг, как в настоящем архаическом сообществе, это музейное искусство становится актуальным, входя в контекст социальных страстей, обсуждений, скандалов и весьма неоднозначных действий. У многих на памяти громкий скандал в Сахаровском центре, где фанатично настроенные граждане разгромили выставленные там экспонаты.

Высоколобые разговоры о том, что художественное пространство музеев и галерей является особо маркированным и не должно смешиваться с пространством бытовым - на улице, в трамвае и на заседании профсоюза, - они не для фанатиков, вдруг ощутивших, что "право имеют". Для них и Достоевский призывает "мочить старушек", и Рафаэль глумится над святынями, изображая в виде Пречистой Девы своих любовниц. Кому-то не нравится земной Христос на картине Александра Иванова, кому-то Ленин рядом с кока-колой.

Повторю, искусство, как, впрочем, и религия, являются зоной риска, привлекая к себе людей с неустойчивой психикой. Совсем иное дело - сезонно обостряющиеся попытки подобных активистов влиять на культурную политику государства. В этом случае мы вправе говорить уже о симптомах серьезного общественного нездоровья. Как известно, симптомами недуга могут быть прыщи на лице. А могут - попытки отрезать эти прыщи хозяйственным ножом.

Игорь Шевелев
"Российская газета"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования