Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": Почему в Общественной палате есть протестант, но нет католика?


 Когда стал известен список назначенных президентом членов Общественной палаты, самыми распространенными были, пожалуй, два вопроса. Первый – общий: почему в палате нет представителей правозащитных организаций и вообще оппозиционных сил? И второй – почему в нее включили протестанта и забыли пригласить католика?

На первый вопрос можно ответить просто. Российское общество всегда делилось на две части – служилую и диссидентскую. Первая была лояльна по отношению к власти, вторая находилась в оппозиции. Одни делали разной степени успешности карьеру на госслужбе, другие издавали "Колокол" в Лондоне и переводили пухлый том, написанный неким доктором Марксом. В советское время на одного академика-диссидента Сахарова пришлось сорок членов АН, подписавших письмо с резким осуждением его деятельности. При этом нужны были сильнейшие потрясения (такие, как моральный кризис царского режима в распутинские времена, или полная деградация советского режима в конце 80-х годов), чтобы часть лояльных общественников перешла в оппозицию. И как только наступает стабилизация, лояльные снова становятся таковыми.

По сути дела, Общественная палата – это место собрания "сливок" лояльной, служилой (формальная принадлежность к негосударственным структурам дела принципиально не меняет) части общества – от гимнастки до академика, от митрополита до генерала армии. Было бы нелепо требовать от президента, чтобы он назначил в ее состав оппозиционеров, резко критикующих его режим. Причем дело даже не в том, что власть в нынешней ситуации вообще не хотела бы присутствия в палате двух-трех знаковых правозащитных фигур. Как раз против такого символического их участия она не возражала: оно могло бы свидетельствовать о желании Кремля выслушивать разные точки зрения.

Однако понятно, что критики власти оказались бы в палате в явном меньшинстве; кроме того, сама палата обладает крайне ограниченными, сугубо законосовещательными полномочиями. В такой ситуации оппозиция расценила бы предложение поучаствовать в работе палаты как попытку дискредитации. Вспомним пример из недавней польской истории – когда генерал Ярузельский назначил в консультативный орган одного из деятелей "Солидарности". Последний сразу же стал для своих коллег персоной нон грата (и тогда же перестал быть оппозиционером). Поэтому, предложив пост в палате на существующих условиях кому-либо из видных представителей правозащитного сообщества, Владимир Путин мог получить крайне неприятный для президентского имиджа отказ.

Что же до второго вопроса – о католике и протестанте, – то дело с ним обстоит также довольно просто. Католики всегда вызывали подозрение у российской власти – и при царе, и при большевиках – из-за прямого подчинения Ватикану, которое делает их менее зависимыми от властей соответствующей страны. Что же до протестантского епископа Ряховского, то он всячески демонстрирует свою лояльность по отношению как к государственной власти, так и к православной церкви. В прошлом году, во время "оранжевой революции" в Украине, он обратился к жителям этой страны со следующими словами: "Умоляю вас, все любящие Господа Христа, чада Украины! Не позвольте темным силам зла втянуть вас в гражданскую войну, в акции неповиновения власти, в смуту". Понятно, что акции неповиновения власти тогда могли организовывать только представители "оранжевой" оппозиции, а гражданской войной запугивали избирателей сторонники Виктора Януковича.

Что касается отношений Ряховского с православными, то обращает на себя внимание его участие в ставшем широко известном процессе по делу выставки в Сахаровском центре. Процитируем его заявление на имя федерального судьи Таганского райсуда: "Указанная выставка представляла собой, по нашему мнению, преднамеренную экстремистскую акцию, направленную на возбуждение религиозной вражды, оскорбление религиозных чувств и человеческого достоинства верующих христиан". Таким образом, Ряховский оказал немалую услугу стороне обвинения, придав ее позиции дополнительную респектабельность.

Впрочем, деятельность Ряховского по проповеди протестантизма в современной России встречает противоречивое отношение в православной среде. Одни православные деятели относятся к нему лояльно, другие – резко негативно. Среди последних наиболее активен профессор-сектовед Александр Дворкин, считающий Ряховского адептом деструктивных сект. Однако речь в этом случае скорее идет о конкуренции в ходе миссионерской деятельности: протестанты часто берут в ней верх над православными, привлекая в свои ряды новых сторонников.

Понятно, что для Ряховского в такой ситуации крайне важна поддержка со стороны государства. Противники из числа "православных ортодоксов" уже обвиняли его в использовании статуса члена Совета по взаимодействию с религиозными организациями при президенте РФ в целях поддержки своих сторонников в регионах: "Ему лучше не перечить, а то пожалуется в администрацию президента или самому Путину" – примерно такие реплики раздаются в случае, когда Ряховский или его единоверцы, ссылаясь на мнимый авторитет мнимого "советника президента по делам религии", требуют от чиновников каких-то особых уступок". Эта жалоба на действия Ряховского содержится в обращении участников ХIII Международных Рождественских образовательных чтений к "Его Высокопревосходительству В. В. Путину, Президенту РФ" от 28 января 2005 года.

Однако Его Высокопревосходительство не прислушался к мнению противников Ряховского и не только не исключил его из Совета при себе, но и включил в состав Общественной палаты. И это закономерно: речь идет о взаимовыгодном прагматичном решении. Теперь, если власти потребуется поддержка со стороны представителя протестантского сообщества, он ее получит. А Ряховский сможет и дальше лоббировать интересы своих единоверцев, теперь в качестве члена сразу двух президентских структур.

Алексей Макаркин, 
заместитель генерального директора
Центра политических технологий
"Ежедневный журнал"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования