Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РЕЛИГИЯ И СМИ": Имя нового старообрядческого Митрополита практически известно


До Освященного Собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), который изберет нового Митрополита Московского и всея Руси, осталось почти две недели. Поскольку Старообрядческая Церковь, насчитывающая более 1 млн членов, является не только крупнейшей староверческой конфессией, но и вообще одной из крупнейших Церквей России, поскольку старообрядческий Митрополит был членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте, выборы нового главы РПСЦ представляют интерес, не местечкового, а всероссийского масштаба.

Разговоры о том, кто может стать преемником Митрополита Андриана (Четвергова), начались сразу же после его скоропостижной кончины 10 августа сего года во время Великорецкого крестного хода в Кировской области. Поскольку изначально не были очевидны кандидаты, способные набрать 75 % голосов участников Собора и победить на выборах, возникло опасение, что в этом году избрать Митрополита не удастся. Но такое развитие событий, чреватое фактическим безвластием, могло бы сильно ослабить позиции Церкви. Все-таки РПСЦ является достаточно централизованной структурой и долговременное отсутствие Митрополита – стержня, скрепляющего эту структуру, может привести к ее разрушению.

Скорее всего, "ради мира церковного", ради сохранения старообрядчества, участники Освященного Собора предпримут все усилия для того, чтобы избрать Митрополита. И сегодня с большой долей уверенности можно утверждать, что имя будущего Первосвятителя РПСЦ уже известно.

Еще месяц назад, когда говорили о возможных и наиболее вероятных кандидатах на митрополичий престол, называли два имени: епископа Зосиму (Еремеева) Донского и Кавказского и епископа Корнилия (Титова) Казанского и Вятского. Владыка Зосима, строгий канонист и блюститель церковных правил, представляет интересы тех староверов, которых условно можно назвать "консерваторами". А владыка Корнилий, известный своими симпатиями по отношению к Московской Патриархии, представляет интересы "либералов". Но изначально было ясно, что ни тот, ни другой не смогут набрать необходимые 75 % голосов соборян. Необходима была компромиссная фигура, которая устраивала бы всех и одновременно находилась как бы над всеми.

Таким бесспорным кандидатом сейчас является Архиепископ Иоанн Костромской и Ярославский. Расскажем в общих чертах его биографию.

Будущий архиерей (в миру – Илья Витушкин) родился 2 августа 1926 года в селе Елохино Ярославской области, в семье потомственного старообрядческого священнослужителя – протоиерея Виктора Витушкина. Среди его предков был святитель Иринарх (Лапшин, ум. 1902 г.), епископ Костромской и Ярославский, похороненный в Елохино. Его почитали святым и говорили, что его тело пребывает нетленным.

Из Елохино Илья с матерью переехал в Ярославль, где учился в школе. В годы Отечественной войны школу заняло Дновское железнодорожное училище и всех старшеклассников направили обучаться специальности электросварщика. После годичного обучения Илью отправили на Ярославский паровозо-ремонтный завод, где он стал ведущим специалистом. Тяжелая работа сварщика сильно подорвала здоровье Ильи, он испортил зрение и в 24 года стал инвалидом второй группы.

Вернувшись в Елохино, Илья всего себя посвятил церковному служению. В 1952 году он был рукоположен в чтецы, а на следующий год женился. В 1954 году его рукоположили в диакона, а затем и в священника к храму Рождества Богородицы в селе Дворищи близ Костромы.

В 1985 году отец Илья овдовел и через год, на Освященном Соборе был избран кандидатом в епископы. В 1987 году он принял иночество с именем Иоанн, а в 1988 году был поставлен в епископы Киевского и всея Украины. Но поскольку архиерей не мог обходиться без опеки близких, его в 1992 году вернули на родину – переведен на Костромскую епархию.

После того, как скончался Митрополит Алимпий (Гусев), епископ Иоанн был одним из кандидатов на архипастырский престол. За его спиной стоял управляющий делами Московской Митрополии протоирей Леонид Гусев, младший брат покойного Митрополита, и те староверы, которые не желали перемен в Церкви. Вероятно, отец Леонид рассчитывал, что если владыка Иоанн станет Митрополитом, то это позволит ему сохранить свое исключительное влияние на ход церковных дел. Нелишне напомнить, что Митрополит Алимпий (1929-2003), молитвенник и постник, "человек не от мира сего", находился практически в полной житейской зависимости от своего брата.

Власти тоже были заинтересованы в избрании епископа Иоанна. Наверное, они рассчитывали, что при новом Митрополите РПСЦ будет довольствоваться ролью безгласной и безвольной "бедной родственницы", как это было при владыке Алимпии. Недаром представители общины города Ижевска заявили при выборах Митрополита на Освященном Соборе в феврале 2004 года, что их вызывали в ФСБ и "агитировали" за владыку Иоанна.

Сам епископ Иоанн, как человек исключительно деликатный и скромный, не желая быть пешкою в чьих-то играх, отказался от претензий на митрополичий престол, о чем составил письмо. Письмо было зачитано на Соборе и вызвало бурную реакцию. Протоиерей Л. Гусев заявил, что письмо подложное. И хотя владыка Иоанн просил оставить его "как есть", имя епископа не было снято с голосования.

На выборах победил епископ Андриан (Четвергов) Казанский и Вятский, набравший 167 голосов, епископ Иоанн набрал 59 голосов. А вскоре Митрополит Андриан возвел епископа Иоанна, отмечавшего в 2004 году 50-летия служения у алтаря, в сан архиепископа.

И на сегодняшний день архиепископ Иоанн является наиболее вероятным кандидатом на Московскую Митрополию. Среди старообрядцев он известен как исключительно умный и сердечный человек. Не будучи интеллигентом в узком смысле этого слова, владыка Иоанн отличается подлинно народным чувством такта, начитанностью и прекрасным даром слова. Поскольку его священническое служение проходило в местах, где живал Н.А. Некрасов, архиепископ очень любит этого поэта, многое из его стихотворений знает наизусть и любит цитировать.

Но очевидно, что почтенный возраст и проблемы со здоровьем (архиепископ очень плохо видит) сделают столь достойного Митрополита скорее неким "зиц-председателем" Старообрядческой Церкви. Жизнь РПСЦ, ее развитие, контакты с властями и многое другое зависят от того, какие люди придут в Рогожскую слободу вместе владыкой Иоанном.

В управлении Костромской и Ярославской епархией правой рукой архиепископа является протоиерей Валентин Новожилов, замечательный организатор, энергичный труженик на ниве церковной. Но, скорее всего, после избрания владыки Иоанна Митрополитом отец Валентин займет его место на Костромской кафедре, тем более, что он является кандидатом а архиереи.

Таким образом, при владыке Иоанне либо останется "команда" Митрополита Андриана, либо ее сменят новые люди, например, родственники архиерея, как это было при Митрополите Алипия.

С большой долей уверенности можно предположить, что большинство сотрудников Митрополии, приглашенных туда покойным Предстоятелем, останется на своих местах, так как заменить их, в общем-то, некому. Возможно, что не изменится и курс открытости и межконфессионального диалога, определенный владыкой Андрианом. Во всяком случае, так кажется, когда знакомишься с ответами архиепископа Иоанна, местоблюстителя престола Митрополита Московского, на соболезнования в связи с безвременной кончиной владыки Андриана.

Например, Патриарху Алексию II архиепископ пишет: "Ваш искренний отклик еще раз подчеркнул, какой значительный вклад внес почивший Митрополит Андриан в дело налаживания добрососедских отношений между нашими Церквами за недолгий срок своего первосвятительского служения. Выражаю надежду, что необходимые для нормального развития общества и взаимополезные контакты, без которых невозможно представить себе добрососедских отношений, вслед за покойным Митрополитом Андрианом будут продолжены и новым Предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви".

Это послание вызвало недоумение многих староверов, недовольных излишне интенсивными контактами РПСЦ с Московской Патриархией. Похоже, новый Митрополит будет заложником политики своего предшественника. В таком случае владыке Иоанну придется часто общаться не только с патриархийными функционерами, но и с государственными чиновниками.

Старт такому общению уже дан: 23 сентября сего года в Костроме прошла рабочая встреча архиепископа Иоанна с губернатором Костромской области В.А. Шершуновым и спикером областной думы В.П. Ижитским. На этой встрече также присутствовали глава администрации Костромского района В.В. Сопин, глава администрации Красносельского района С.М. Ложников и представители городской администрации. Скорее всего, встреча со столь высокопоставленными чиновниками является репетицией будущих встреч нового Митрополита.

Остается только гадать - хватит ли у владыки Иоанна, отмечающего в следующем году 80-летний юбилей, душевных и физических сил выдержать тот темп церковной и общественной жизни, который задал его предшественник.

Алексей Байдин

"РЕЛИГИЯ И СМИ", 5 октября 2005 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования