Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"МЕЧ И ТРОСТЬ": Как приходы Русского Зарубежья уходят в МП


Протоиерей РПЦЗ(В) Вениамин Жуков

ОТ РЕДАКЦИИ МИТ: Отец Вениамин предпослал этой статье подзаголовок "Из истории Западно-Европейской епархии". Действительно, изложенные и прокомментированные батюшкой факты о судьбе Крестовоздвиженского храма РПЦЗ в Женеве, о его падении в безразмерную мошну МП, растянувшуюся по всему миру, весьма поучительны и историографичны в униатском поглощении сергианами имущества Русского Зарубежья.

+ + +

2 октября 1993 г. в Бозе почил Владыка Антоний (Бартошевич), Архиепископ Женевский и Западно-Европейский, правивший этой епархией РПЦЗ более тридцати лет.

Пламенный русский патриот, авторитетный, но милосердный и смиренный Владыка, в конце своей жизни делился своей скорбью о России:

– Как быть?.. Был бы жив Владыка Иоанн (Шанхайский), он бы нам сказал, что делать, и мы бы за ним пошли.

В те годы эмиграцию захлестнула волна "собеседований" с Московской патриархией. В 1992 г. на мой вопрос Архиепископу Антонию Сан-Францисскому, после его поездки в Россию: "Как себя вести в отношении МП?" – Владыка ответил решительно: "Надо разговаривать".

Такое же мнение высказал мне c той же решительностью Владыка Алипий (ныне – архиепископ РПЦз(Л) Чикагский и Детройтский, первый заместитель председателя архиерейского синода. – Прим. МИТ) во время Архиерейского Собора в 1993 г. в Леснинской обители во Франции.

Мнение Архиепископа Марка (ныне – архиепископ РПЦз(Л) Берлинско-Германский и Великобританский, второй Заместитель председателя архиерейского синода, наблюдающий за Русской Духовной миссией в Иерусалиме. – МИТ) было тогда уже всем известно: "Наша епархия, – писал он в "Вестнике Германской епархии" № 1 за 1993 г., – не упускала возможностей вести серьезный диалог. Представители нашей епархии неоднократно участвовали в собеседованиях с представителями Московской Патриархии".

Во время Архиерейского Собора 1993 г. Владыка Антоний Женевский лежал в больнице. Впервые он не присутствовал на Соборе и не принимал участия в редакции Соборного Послания. Некоторые из священнослужителей глубоко переживали это его отсутствие и тот факт, что не приложится его руки к редакции Соборного Послания.

По моей просьбе Вл.Антоний согласился составить проект Послания на своем больничном одре ("Хорошо, – сказал он, – только пусть мне принесут пишущую машинку".).

С первых же слов своего – фактически завещания – Владыка обнаружил горячую любовь к Отечеству. Как пророк Божий стал он призывать народ православный вспомнить свое призвание и не идти на поводу совратителей:

"Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа

Возлюбленные о Господе, верные чада истинной Церкви Православной, сыновья и дщери великой России, великого русского народа – народа, который не прошел бесследно в мировой истории. Он воплотил в себе высокие идеалы Христовой веры, дав множество святых, праведников, научивших наших предков милосердию, взаимопомощи и исканию высшего идеала святости. Почти тысячу лет он воплощал в себе идеалы Христова учения. Предки наши создали высокую христианскую культуру, мировую литературу и в науке занимали часто первые места.

Но врагам Христа и человечества мешала христианская держава. Все средства зла были хороши для уничтожения самобытной и многообещающей в будущем великой страны, великого народа. Международный заговор давно уже начал собирать разрушительные силы, готовясь взорвать Россию, безжалостно убивая лучших людей ея. Наконец, последний удар был нанесен в 1917 году, когда Россия должна была прекратить свое существование! Готовностью идти на смерть, ценой собственной крови, невыразимыми страданиями ответили на это русские христиане. В результате рухнула не Россия в обломках своего прошлого, а рухнула современная вавилонская башня, не будучи уже в состоянии собрать свои никому не нужные жалкие остатки. Но бывшим коммунистам чужда национальная христианская Россия.

Вместо того, чтобы строить ее на твердых основах прошлого, славных традициях величия и славы, они пытаются создать "новую Россию" на зыбком и нетвердом основании так называемой демократии, владыкою которой является капризное и больное общественное мнение, исключившее из жизни Волю Божию. Посему демократам не нужен божественный авторитет, не нужна Церковь как голос Божий. Наши демократы видят в ней только поддержку своим амбициям. Они сохраняют возглавление Церкви в том составе, в котором оно было создано врагами Церкви для разрушения последней. Такая Церковь не способна возродить веру Христову на Руси.

Последнее, насколько мне известно, желание современного епископата - создать "церковный банк", свидетельствует о том, что чужда им сила Благодати Божией, и надежды свои возлагают они на материальные средства. В проекте работы этого банка вопрос о реставрации церквей, как и следовало ожидать, стоит на последнем месте... Впервые в истории Православия иерархией создается церковный банк под кощунственным названием "православный". Можем ли мы себе представить Апостола Павла, подсчитывающим проценты с капиталов "апостольского банка"? Существует ватиканский банк, но его существование прежде всего и свидетельствует только о том, что Ватикан давно перестал быть церковью, а превратился в государство.

Чада наши духовные, хотя и далекие по расстоянию, сыны великого народа, не забывайте своего призвания, не падайте духом, не теряйте надежды на всесильную помощь Божию и Его Пречистыя Матери. Не кончились еще испытания наши, но верим, что переживет Россия и эту страшную трагедию, тяжелейшие моменты неуверенности в завтрашнем дне, в скорбях за близких и любимых.

Будем верить, будем горячо молиться, чтобы воссияла над многострадальной Русской землею заря Христовой Истины и Любви и победила все соблазны.

Да воскреснет Бог в душе нашего народа и расточатся враги Его! Аминь.

Май 1993 г.

Архиепископ Антоний".

После кончины Владыки всё стало неосязаемым. Как будто среди белого дня люди как слепые стали заблуждаться и кто-то стал их направлять.

Поначалу наглядные события явились как отдельные случаи: то дети настоятеля Женевского кафедрального храма отца Павла Цветкова были приглашены в Москву за счет патриархии; то прихожане пошли на ёлку МП; то еще приглашенный на юбилейное чествование патриарха Алексия II о.Павел вышел на полиелей с духовенством в Трехсвятительском подворье МП в Париже… Что касается самого Епископа Амвросия (ныне – епископ РПЦз(Л) Женевский и Западно-Европейский. – МИТ), он не преминул участвовать в закладке храма Румынской патриархии в Женеве и заявлял свои особые взгляды в церковных делах. Все попустительства в этой области со стороны Вл.Амвросия и нескрываемая его поддержка действиям Архиепископа Марка привели большую часть духовенства опротестовать его кандидатуру на кафедру Западно-Европейской епархии.

Весной 2000 г. события по переходу женевского Крестовоздвиженского храма РПЦЗ в МП стали развиваться ускоренным темпом. Они были изложены хронологически в распространяемых листовках сторонниками соединения с МП (цитаты в кавычках):

– Реакция некоторых прихожан, восстающих против Заявления Архиерейского Синода от 2 марта 2000 г., по случаю захвата имущества Зарубежной Церкви Московской патриархией. По их мнению, это "оправдание своего раскола с перечислением предпосылок, условий и предлогов, с целью замедления присоединения РПЦЗ к Матери-Церкви".

– "На приходском собрании, состоявшемся после этих событий, с благословения Вл.Амвросия, создается группа размышления (ГР)".

– 15 мая Общество Русской Церкви (ОРЦ), созданное "для обеспечения нужды и стоимости православного богослужения в Женеве", "возлагает на себя ответственность за имущество Церкви".

– " В июне, юридически оформив вопрос правомочий собственника, некоторые члены ОРЦ и ГР обращаются к Вл.Митрополиту Кириллу (Гундяеву), с просьбой о встрече для изучения условий возможного присоединения Прихода к Матери-Церкви, обеспечивающего нам независимость".

– " В августе проходит собеседование с Вл.Кириллом, в ходе которого определяются содержание и рамки возможного соглашения, предоставляющего Приходу ставропигиальный статус".

– "29 сентября проект устава Прихода Русской Церкви (ПРЦ) составлен. Некоторые члены ОРЦ и РГ приглашены на учредительное собрание".

– " 8 октября принятие устава Прихода Русской Церкви (ПРЦ) значительным большинством присутствующих. В тот вечер Вл.Амвросий соглашается с тем, что единственным крупным препятствием к объединению с Российской Церковью это "психологическая преграда".

– 14 октября 2000 г. к прихожанам обращается о.Павел Цветков со следующим заявлением:

"В ответ на пожелание, высказанное частью духовенства, а также Приходским советом, о возвращении в лоно Русской Церкви мы получили от Его Святейшества Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси предложение принять нас в юрисдикцию Московской Патриархии с предоставлением нам статуса ставропигиального прихода, т.е. полной административной и финансовой независимости.

Приходской совет почти единодушно признал желательным положительно ответить на это предложение. Да и в самом деле настало время, когда недоверие, незнание друг друга и злопамятность должны уступить место доверию, взаимопониманию и любви к ближнему. Настал момент, когда мы должны стать истинными делателями мира во Христе!

Мы сознаем, что некоторые из Вас будут шокированы и даже возмущены этой перспективой. К сожалению, недавние высказывания Синода Русской Зарубежной Церкви лишают нас возможности выбора, если мы желаем остаться членами Вселенского Православия".

После этого он оглашает содержание письма патриарха Московского от 5 октября 2000 г. за № 4105, выдержки из которого приведены ниже:

"Его Высокопреподобию, протоиерею Павлу Цветкову, настоятелю Крестовоздвиженского храма в г. Женеве

На Ваш запрос относительно канонических перспектив Крестовоздвиженского прихода в Женеве при воссоединении его с Матерью-Церковью сообщаю, что в этом случае будет заключен соответствующий договор между приходом и Отделом внешних церковных сношений Московского Патриархата, в котором, в частности, обозначаются следующие пункты:

- Крестовоздвиженский приход получает ставропигиальный статус и переходит в ведение Патриарха Московского и всея Руси, с полной хозяйственной, финансовой и административной самостоятельностью;

- Устав приходских ассоциаций принимается без изменений;

- за богослужением возносится имя Патриарха Московского и всея Руси;

- клирики Крестовоздвиженского храма остаются на местах и продолжают нести свое служение;

- в случае воссоединения с Матерью-Церковью епископа Амвросия, создается новая епархия Русской Православной Церкви с кафедрой в Женеве..."

Но "группа" во главе с о.Павлом поторопилась. Помешавшие ей события разыгрались во время Архиерейского Собора РПЦЗ в октябре 2000 г. Епископ Амвросий, только что назначенный на Западно-Европейскую епархию против требований части духовенства, протестовавшей по поводу его про-МПешных взглядов, должен был срочно доказать, что это не так. Кроме того, если женевский храм ушел бы тогда от него, он бы не имел никакого веса в переговорах с МП.

Поспешивший вернуться с Собора в октябре 2000 г. для "усмирения" беспорядков в Женеве вл.Амвросий заставил о.Павла покаяться публично в своей последней деятельности. Он снял с того протоиерейский крест и надел взамен иерейский крест, тем водворил призрачный порядок. Вскоре же о.Павел вернулся в свое прежнее положение.

В попытке спасения Женевского кафедрального храма РПЦЗ было составлено "Обращение к Архиерейскому Собору" за подписью 17-ти священнослужителей Западно-Европейской епархии. Это прошение осталось без ответа.

Ничто уже не могло изменить участь Крестовоздвиженского кафедрального собора в Женеве. Та же "группа" владела собственностью и тот же епископ Амвросий был утвержден Архиерейским Собором РПЦЗ на Женевскую кафедру.

Только по всем этим причинам в 2000 г. переход Крестовоздвиженского храма РПЦЗ в МП не состоялся. Но потрудившиеся на этом поприще оставались в ожидании благоприятных условий для соединения, которые теперь уже в РПЦз(Л) не заставили себя долго ждать.

Протоиерей РПЦЗ(В) Вениамин Жуков
Париж, Франция
"Меч и Трость"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования